Интервью
архив новостей
ЕСЛИ МОСТ НЕ СТРОЯТ, ЗНАЧИТ ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО?
Запуск четвертого моста в Новосибирске откладывается.
Специалисты вообще не уверены, что новый мост в центре нужен городу.
Новосибирцы неоднозначно оценили заявление гендиректора группы компаний «ВИС» Сергея Юдина о том, что строительство четвертого моста через Обь планируется завершить к концу 2024 года. Специалисты, участвовавшие в круглом столе Экспертного клуба Новосибирска, вообще сомневаются в целесообразности его строительства в самом центре, говоря о том, что изначально генплан города предполагал мост ниже по течению реки.
«Более скандального и длительного строительства мостового перехода история города не знает, – считает историк, краевед, научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев. – Железнодорожный мост через Обь в конце XIX века почти вручную построили менее чем за три года, Комсомольский – менее чем за два».
История четвертого моста в Новосибирске, концессионное соглашение на возведение которого было заключено в 2017 году, с самого начала сопровождалась скандалами. Городской общественности сразу не понравилось, что проезд по мосту в центре города будет платным. Многих пугал стремительный рост стоимости его сооружения. Если изначально предполагалось, что строительство моста обойдется в 21 млрд рублей, то сейчас специалисты оценивают его возведение в почти 45 млрд рублей.
«Уж какими только прозвищами не оброс новый мост – даже называть стыдно. Но главное его название – «Ненужный». Никому. Ну, почти никому, – отметил Константин Голодяев. – И ясно это было ещё до строительства. В генплане города его нет, там уже сто лет есть другой – Ельцовский. Действительно, нужный, чтобы вывести правобережный север города на левый берег и в Толмачево».
Губернатор Новосибирской области недавно публично признал проблемы с реализацией крупнейшего инфраструктурного проекта региона. Выступая на сессии Заксобрания, Андрей Травников попросил новосибирцев отнестись с пониманием к приостановке стройки группы компаний «ВИС», которая занимается возведением не только четвертого моста, но и ряда поликлиник и школ. «Надоело уже», – сообщил губернатор, твердо заверив парламентариев в том, что правительство региона не пойдет ни на какие уступки в вопросах строительства моста и не перечислит группе компаний остаток федерального гранта в размере 3,3 млрд рублей до тех пор, пока «ВИС» не выполнит все необходимые требования. О том, что это за требования, глава региона деликатно промолчал, но заметил: «Раньше мы на это закрывали глаза, лояльно относились. Сегодня в отношении некоторых строек мы занимаем жёсткую позицию, хотя обратная сторона такого подхода – потеря времени».
Специалисты напомнили, что практически ни один из проектов этой группы в стране не был реализован без скандалов. «ВИС» ведет себя так везде и по всем. Конфликты случались в Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком округе, в Якутии.
«Одной из распространенных является схема невыгодных для региональных властей соглашений. Сначала называется одна сумма контракта, затем она начинает расти, – напомнил аналитик и журналист Юрий Тригубович. – Неужели в правительстве региона нет специалистов по мониторингу контрагентов? А если есть, то прислушались ли первые лица к тому валу негативных публикаций о «ВИСе», который существует в СМИ, картотеках судебных органов, правоохраны?»
Чрезмерно затянувшаяся стройка моста беспокоит жителей города. «Люди устали от бесконечных пробок, вызванных строительством развязок на Южной площади, площадях Труда и Энергетиков, – отметил помощник депутата Государственной Думы Сергей Сухоруков. – В марте – президентские выборы, в этом разрезе ситуация может вызывать беспокойство региональных властей».
В ближайшее время эксперты прогнозируют многочисленные судебные тяжбы с участием компаний «ВИС» и субподрядных организаций.
«С учётом постоянного транспортного коллапса в местах возведения четвёртого мостового перехода, можно ожидать особого пристального внимания за строителями и чиновниками со стороны сотрудников правоохранительных органов, – полагает член Общественной палаты Новосибирской области, адвокат Роман Бубенов. – Особо стоит отметить двукратное подорожание стоимости строительства четвертого моста, а это дополнительная нагрузка на региональный бюджет».
Многие вспомнили, что в Новосибирской области уже отработаны сценарии для общественно значимых объектов, вне зависимости от конкретных персоналий, политической и экономической обстановки.
«С задержкой на год или три объект сдаётся, открывает его с большой помпой какой-то большой чиновник, местные власти крутят себе дырочки под ордена и иные плюшки. Потом в отношении некоторых чиновников или строителей возбуждаются уголовные дела, и заканчивается всё банкротством компании строителей-застройщиков-подрядчиков, – напомнил старший преподаватель кафедры гражданского права СИУ-РАНХиГС адвокат Константин Зиновьев. – Станция «Золотая нива», тоннель к которой так до конца и не достроили, третий – «Бугринский мост», «Сибирь-Арена», станция «Спортивная», четвёртый мост… Эта музыка будет вечной».
ОТ РЕДАКЦИИ:
А еще хотелось бы напомнить читателю, что не так давно усилиями городских и при попустительстве региональных властей была обанкрочена единственная доморощенная, наша, новосибирская компания, которой и самой было бы по плечу построить в городе еще не один мостовой переход. Имя ей – «СИБМОСТ»! Причем, сохранить её жизнеспособность при мудром и толковом руководстве городом было вполне возможно, оставив в экономике крупного регионального работодателя, налогоплательщика и – главное! – вполне себе местной патриотической закваски подрядчика! Но – обанкротили…
Вот и приходится теперь к строительству значимых для города объектов привлекать кого ни попадя.
А может, именно это и было кому-то нужно?..