Интервью
архив новостей
Китай рвется в Арктику. Зачем?
Арктика – это настоящая кладовая; чего в ней только нет: уголь, золото, медь, серебро, алмазы, нефть, а газа, например, вообще треть мировых запасов. Понятно, что получить доступ к этим богатствам хотят очень многие, в том числе и те, кто вроде бы никакого отношения к Арктике не имеет.
Например, свой интерес к Арктике обозначили Индия и Южная Корея. Но пока они только рассуждают, их сосед Китай уже действует. На данный момент Китай входит в Арктический совет, который объединяет восемь стран: Россию, США, Канаду, Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию и Исландию. Китай пока имеет статус временного наблюдателя, однако хотел бы в самом скором времени его изменить. Посол Китая в Норвегии Тан Гоцян объяснил это просто: "Китай заинтересован в стабильном развитии региона, ведь изменения в экосистеме Арктики напрямую влияют на климатические условия в Китае».
В Китае принята тактика все чаще заявлять о своих правах в Арктике с тем расчетом, что к этому, в конце концов, привыкнут. Кроме того, КНР приходится действовать осторожно, поскольку мало кто заинтересован в том, чтобы одно из крупнейших государств мира получило доступ еще и к арктическим ресурсам. Эксперты не сомневаются, что китайцы медленно, но верно будут наращивать свои исследования, причем речь здесь идет не только о науке. Для Китая принципиально важно показать, что он является великой державой и поэтому должен доказывать свой статус на деле, в том числе и в Арктике.
Дальнейшая логика вполне понятна. Китайцы будут объяснять всему миру, что Арктика это всеобщее достояние и приполярные страны вовсе не должны иметь преимущества при освоении ее природных ресурсов. Заодно в дискуссию вводится и политическая составляющая – дескать, Россия и некоторые другие страны, заявляя о своих особых интересах в Арктике, бросают вызов международному праву… Но говорят обо всем этом китайцы все-таки очень осторожно. Недавно вышла книга Артура Инджиева «Битва за Арктику», в которой он объяснил такое поведение Китая: «Они не хотят быть отрезанными от доступа к Арктике, активно продвигая мысль о том, что у России, контролирующей существенную часть региональных ресурсов, нет ни технологий, ни капитала для добычи этих богатств. Поэтому и грезят о создании трехсторонних совместных предприятий для добычи в российских водах с привлечением китайского капитала и западных технологий. На самом же деле Поднебесная, конечно же, печется только о своих интересах».
А игра-то и в самом деле стоит свеч. Китай исходит из того, что на планете будет продолжаться глобальное потепление и значит, арктические льды будут таять. Это, во-первых, сделает более доступным освоение природных ресурсов Арктики, а во-вторых, даст новый толчок судоходству по Северному морскому пути. Уже подсчитали, что путь морем через Арктику от Шанхая до Гамбурга будет короче на 6400 км. Причем, в отличие от традиционного маршрута через Суэцкий канал здесь нет такого риска, как действия морских пиратов. Знаменитые сомалийские пираты в Арктике просто замерзли бы… Ну а если без шуток, то многое объясняет одна цифра: как раз из-за нападения пиратов страховка морских судов по южному маршруту выросла в десять раз.
Интересы Китая в Арктике тайной ни для кого не являются. Не случайно такое авторитетное в мире учреждение, как Стокгольмский Институт исследования проблем мира даже опубликовал целое исследование. Линда Якобсон, подготовившая его, дала своей работе название «Китай готовится к Арктике, свободной ото льда». Она так же отмечает, что «перспективы свободной навигации в Арктике в летние месяцы, благодаря чему торговые пути станут короче и появится доступ к нетронутым энергоресурсам, подтолкнули китайское правительство выделить большие средства на исследование Арктики».
Линда Якобсон констатирует, что Китай находится в невыгодном положении, поскольку приарктическим государством не является и прав на разработку шельфа также не имеет. Однако исследователь уверена, что китайцы будут очень внимательно наблюдать за действиями России и постепенно укреплять свои позиции. В подтверждение своих слов Линда Якобсон приводит слова специалиста из морского университета Даляня Ли Чженфу: «Тот, кто получит контроль над арктическим маршрутом, будет контролировать новый путь мировой экономики».
Якобсон проанализировала, как Китай реагирует на шаги России в Арктике. Она отмечает, что реакция является, как правило, негативной. Особое внимание китайцы обратили на то, что Россия решила с августа 2007 года возобновить полеты своих бомбардировщиков над Арктикой, и на тот факт, что российский флаг был установлен на дне Северного Ледовитого океана. Эксперт делает вывод: «Китай и остальные страны мира окажутся в невыгодном положении, если претензии России на подводную территорию между хребтами Ломоносова и Менделеева будут узаконены, поскольку в этом случае одна Россия получит право распоряжаться ресурсами в этом районе». Время идет быстро, и заявка России относительно расширения шельфа будет рассматриваться в ООН в 2014 году.
Китайцы рассматривают все варианты. Если, например, права России будут подтверждены, то главную проблему наши соседи уже сформулировали: а вдруг Россия будет брать слишком дорого за обслуживание кораблей, которые будут идти Северным морским путем? Правда, руководитель «Совкомфлота» Сергей Франк сомневается, что Китай не на словах, а на деле будет способен пользоваться Северным морским путем. Комментируя для британской прессы эту проблему, Франк заметил, что корабли КНР просто не смогут находиться в северных водах, поскольку они к этому не приспособлены.
Но с чего-то же нужно начинать?! И вот у Китая появился… ледокол. Он носит название «Снежный дракон», правда строили этот самый большой в мире неатомный ледокол вовсе не в Китае – его просто купили у Украины в 1993 году. Этот ледокол уже побывал и в Арктике, и в Антарктике. Например, в Арктику он доставил четыре исследовательские экспедиции. Во время одной из них, в августе 2010 года, на вертолете китайские полярные исследователи высадились на Северном полюсе.
Сейчас в Китае принята программа создания ледоколов, которые, по мнению китайцев, будут сверхмощными. «Братья и сестра» «Снежного дракона» будут строиться на китайских верфях, и первый ледокол должен быть спущен на воду в 2013 году.
В Китае уже появился и свой герой-полярник. Старший научный сотрудник исследовательского института телеизмерительных приборов при академии наук Китая Лю Шаочуан первым из китайцев в одиночку пешком добрался до Северного полюса. В 2002 году он из Пекина через Москву попал в наш северный поселок Хатанга. Особенно его потряс прием местных жителей: «Гостеприимные россияне пригласили меня, угостили жареной олениной и водкой. Меня так потрясла их водка, я даже впал в оцепенение. В дни моего пребывания в Арктике было очень одиноко. Но то время, что я провел в Хатанге, для меня было очень радостным и интересным».
Потом российским вертолетом китайского исследователя забросили на остров Комсомолки. Именно отсюда с мыса Арктики он, взяв с собой груз общим весом 160 кг, отправился в путь к Северному полюсу. Говоря о своих впечатлениях, Лю Шаочуан потом отмечал, что самое опасное – это вовсе не белые медведи, а трещины во льду. Путь полярника простым не был – однажды ему даже пришлось вернуться в Хатангу, но, в конце концов, со второй попытки он таки добрался до Северного полюса. А своим соотечественникам Лю Шаочуан сообщил: «В недалеком будущем я пешком совершу экспедицию в Арктику еще раз. Я заготовил красное вино для празднования победы».
Но освоение Арктики – дело не одиночек. В КНР создана национальная служба Арктики и Антарктики. Но если в Антарктиде у Китая есть три базы, то в Арктике пока одна: «Желтая река» была открыта в 2004 году. Она находится рядом со Шпицбергеном, и на ней постоянно работают до двадцати специалистов. С начала 90-х годов китайцы предприняли более десяти научных экспедиций в Арктику, но своей научной станции так и не имели.
Теперь в эту сферу вложены большие деньги. Уже объявлено, что КНР собирается создать самую первую в своей истории постоянную дрейфующую станцию в Северном Ледовитом океане. Задача ее – собирать информацию о скорости течений на различных глубинах, об изменении температуры воды и степени ее солености. Эти данные необходимы именно для того, чтобы иметь возможность судить о том, как меняется климат на планете
Китай сегодня вряд ли смог бы создать свою научно-исследовательскую станцию без посторонней помощи. И эту помощь ему оказала Норвегия. Китайская станция находится не где-нибудь, а в Нью-Олесунде – на островах Свалборда, которые находятся севернее Норвегии.
Более того, Норвегия выступает за то, чтобы Китаю в Арктическом совете был предоставлен статус постоянного наблюдателя. Об этом официальный представитель норвежского МИДа заявил на международной конференции «Арктические рубежи». А совсем недавно и министр иностранных дел Норвегии, выступая в Пекине, сказал следующее: « Арктика привлекает растущее внимание множества государств по экологическим, экономическим и геополитическим причинам. В этом регионе поднимается ряд вопросов мирового значения, а также проводятся передовые исследования. Мировые державы, такие как Китай, могли бы сделать весомый вклад в этом регионе».
Россия очень внимательно следит за развитием событий, поэтому неслучайно адмирал Владимир Высоцкий публично заявил, что «В Арктику начали проникать страны, которые не входят в Арктический совет, но очень интенсивно, всякими способами позиционируют свои интересы. Среди этих стран оказался и Китай, заключивший с Норвегией договоры по освоению Арктической зоны. Мы понимаем экономику и инфраструктуру, которые существуют сейчас в Китае: он становится серьезным компаньоном как с положительной, так и с проблемной позиции». Особенно адмирал отметил, что никто не должен сомневаться: Россия не намерена в Арктике сдать «ни пяди своих интересов».
Отстаивать свои позиции необходимо, поскольку, как отметил главком ВМФ, немало оказалось желающих получить свой кусок «арктического пирога».
Владимир КУЗМЕНКИН