Интервью
архив новостей
Миллиард, лежащий под ногами
Грамотное стимулирование спроса на продукты питания может привлечь для аграрного сектора Новосибирской области дополнительное финансирование в размере до одного миллиарда рублей, говорит вице-мэр Новосибирска Иван СТАРИКОВ.
Предлагаем вашему вниманию выступление Ивана Валентиновича на тему назревших изменений в аграрной политике Новосибирской области перед сельхозпроизводителями на недавнем совещании в "Россельхозбанке".
Для начала скажу одну страшную вещь: Россия - угасающая страна. Причём угасающая в буквальном смысле этого слова. Если вы посмотрите на снимки России из космоса, то увидите, что огромные территории буквально погружены во тьму - там не горит ни одна лампочка, ни один фонарь. Там, на этих территориях, не осталось людей. Совсем. И вопрос "быть или не быть российскому селу" становится уже не фигурой речи, звучащей на собраниях, а приобретает очень конкретное содержание.
Быть - или не быть.
Мне, коренному сибиряку, выросшему в сибирской деревне и всю свою жизнь связавшему с сельским хозяйством, смотреть на умирание села так же больно, как и всем вам.
И тут есть две линии поведения. Можно обреченно вздыхать "Деревня умирает!", ждать какой-то господдержки, надеясь, что "и в этом году как-нибудь пронесёт". А можно начать строить качественно новую систему сельской экономики. Считаю, что стОит попробовать пойти по второму пути. Первый мы уже прошли - и с ним всё ясно.
******
Позвольте напомнить несколько тезисов, известных и мне как экономисту, и вам как хозяйственникам, профессионалам аграрной отрасли.
1. Сельское хозяйство в основном опирается на климатические факторы и биологические циклы. Поэтому в любой стране мира доходы сельхозпроизводителей всегда отстают от доходов других отраслей экономики, именно из-за климатических и природных факторов.
2. Вопрос планирования производства, ценовой предсказуемости для аграриев - сегодня ключевой. Когда я в советские времена работал директором совхоза в Маслянинском районе, нас, руководителей хозяйств, собирали в ноябре в районном сельхозуправлении, где мы защищали производственно-экономические планы на следующий год. Главная задача была - "отбиться" от повышенных планов. Сегодня ситуация прямо противоположная: у любого директора хозяйства только одно требование - "Дайте мне хоть какой-нибудь план!". Таковы реалии рыночной экономики: продать ещё тяжелее, чем произвести. Усугубляется это ещё и тем, что АПК - немонопольная отрасль: такого количества хозяйствующих субъектов, конкурирующих друг с другом, нет ни в одной другой сфере.
3. Структура распределения доходов в нашем сельском хозяйстве нынче напоминает перевёрнутую пирамиду: от силы 20 процентов доходов достаётся сельчанам, а всё остальное забирают посредники и торговля. Нужно эту пирамиду перевернуть.
4. Положение дел в сельском хозяйстве напрямую зависит от платежеспособности населения и спроса на продовольствие. Падает спрос на продукты - падает село. Ситуация очень опасна: средняя российская семья тратит на еду около 36 процентов семейного бюджета (в США - не более 10 процентов, в Европе 13 процентов). В этом году эта цифра будет ещё выше - в связи с экономическим кризисом реальные доходы населения нашей страны снижаются на глазах. Всё можно отложить - кроме покупки еды. А цены на продукты неумолимо растут: в потребительской инфляции, составляющей ныне около 7 процентов в год, 5 процентов даёт именно рост цен на продовольствие. И попытки нашей власти помогать "живыми" деньгами пенсионерам и малоимущим заведомо неэффективны. Только вы повышаете пенсии - инфляция тут же "сжирает" эту надбавку.
Для аграриев тут основная беда - это так называемая "высокая эластичность цены". Это настоящий капкан. Что это такое? Это когда цена в магазине, к примеру, на сливочное масло вырастает на 10 процентов, а спрос от этого сразу падает на 20-30 процентов. Люди массово отказываются от покупки масла, начинают покупать спреды, маргарины, другие "псевдо"-продукты и т.д. По цепочке это доходит до производителей молока - и они, не находя спроса на молоко, начинают сбрасывать поголовье. Мы-то с вами знаем: чтобы зарезать корову, нужно пять минут, а чтобы вырастить - три года.
Вывод: чтобы действительно поддержать село, не дать ему угаснуть, нужно повышать спрос на продовольствие, и создать гарантированный платежеспособный заказ от государства. А для этого - запускать программы адресной продовольственной помощи малоимущим, а также "подключить" местных аграриев к поставкам в государственные и муниципальные учреждения - школы, больницы, воинские части и т.д.. Так делается во всех ведущих аграрных державах. Такая бюджетная поддержка, кстати, попадает в "зеленую" корзину ВТО, и не подлежит никаким ограничениям.
Итак, как же создать эти механизмы на областном уровне? Как связать сельское хозяйство НСО и социальную политику?
СОЦИАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ: кормить горожан должны местные крестьяне
Во-первых, надо чётко определить объёмы сельхозпродукции, необходимой социальным учреждениям Новосибирска, городов областного подчинения, райцентров. Молоко, мясо, молочные продукты, овощи - всё это подсчитывается, исходя из потребностей медицинских, образовательных учреждений.
Во-вторых, надо грамотно использовать законы. Новый федеральный закон №44 "О федеральной контрактной системе" облегчил работу с госконтрактами. Раньше критерий получения контракта на поставку продуктов, допустим, в больницу, был один - минимальная цена. Теперь закон позволяет заключать контракты на основе экономической эффективности по так называемому "жизненному циклу". Норма закона звучит буквально так: "...Для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке... вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта".
То есть, если поставщик доказывает, что государство, несмотря на более высокие закупочные цены, в итоге получит другие выгоды - налоги, рабочие места, натуральные качественные продукты для населения - то государство обязано заключить с ним контракт. Правда, есть один важный момент: поставщик должен не только подтвердить свои расчёты, но и предоставить банковскую гарантию рисков под заключаемый госконтракт. И здесь очень важную роль должен сыграть "Россельхозбанк" как инструмент развития этой системы, который бы замкнул цепочку "кредитная организация - бюджет - сельхозпроизводитель."
В-третьих, принятый закон о государственном планировании позволяет региональной власти планировать бюджетные расходы на трёхлетний цикл, закладывать в казну конкретные суммы по разделам "социальное питание". А значит - устанавливать твёрдые индикативные цены на поставляемые продукты. И чётко заявить сельчанам: "Мы готовы разыгрывать аукционы в пределах вот этих цен. И если вы в эти цены укладываетесь - вы гарантированно их выигрываете".
В-четвёртых, необходимо построить специальное предприятие, куда будет поставляться сырьё со всей области, и которое будет производить горячее питание для учреждений Новосибирска. Я и мои единомышленники уже подготовили и представили мэру Новосибирска Анатолию Евгеньевичу Локтю бизнес-план по возведению в пригороде областного центра современного комбината питания, производительностью в 170 тысяч порций горячих обедов в сутки. Это предприятие полностью закроет потребности социального питания по Новосибирску. Общая стоимость проекта - около 2,5 млрд рублей.
А теперь самое главное: если сложить всех потенциальных потребителей социального питания в Новосибирске - городские, федеральные учреждения, военные, детские дома, колонии и тюрьмы и т.д. - то, по нашим подсчётам, мы сразу можем гарантированно забирать с рынка более 30 процентов всей продукции сельского хозяйства, производимой в Новосибирской области. А значит, мы избавляем областной АПК от вечного проклятия перепроизводства, и обвалов закупочных цен.
ЕДА ДЛЯ БЕДНЫХ - выгодно всем
Что касается адресной продовольственной помощи, то здесь также нужно максимально точно выделить контингент социально незащищённых слоев населения - пенсионеры, ветераны, инвалиды, дети-сироты и пр. За основу можно взять, например, списки получателей субсидий на оплату услуг ЖКХ - они есть в каждом городском и сельском районе. Разумеется, эти списки нужно грамотно "процедить", чтобы не транжирить впустую бюджетные средства. Ведь часто бывает, что пенсионер считается малообеспеченным, но у него достаточно состоятельные дети. Вот тогда это будет действительно АДРЕСНАЯ социальная помощь.
Далее - определяемся с набором продуктов, которые сможет купить по льготным ценам получатель адресной продовольственной помощи. Мировой опыт свидетельствует, что нужны продукты, регулярно используемые в домашних хозяйствах, то есть те, которые можно приготовить дома - мясные полуфабрикаты, хлеб и хлебобулочные изделия, молоко, овощи, свежая рыба. Естественно, как и во всём мире, категорически исключается из этой программы алкоголь, сигареты, непродовольственные товары.
Участие в этой социальной программе помощи малоимущим будет выгодно и сельхозпроизводителям, и торговым сетям. К примеру, для птицеводов сразу решается проблема сбыта куриных ножек, и они тогда смогут не повышать цены на "белое" мясо (оно не попадает в "социальные" продукты, и считается диетическим). А для животноводов стабильные поставки по государственному заказу сразу сделают стабильными цены на сырое молоко, уже не будет летних падений цен, серьёзно бьющих по экономике хозяйств.
В свою очередь, супермаркетам эта программа выгодна тем, что получатели продовольственной помощи "привязываются" к конкретным торговым точкам. Человек, пришедший в магазин купить определенный набор продуктов по своей социальной карточке, непременно купит что-то ещё, сверх своего лимита. Таким образом, мы привлекаем покупателей в торговые сети, стимулируем покупательскую активность. Кроме того, есть группа небольших супермаркетов шаговой доступности в спальных районах. Эти магазины сейчас переживают не лучшие времена. Считаю, что именно эти "народные" магазины должны стать основной точкой распространения продуктов по льготным ценам.
ЕДА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕННЫХ -- "ниша" для фермеров
Теперь давайте поговорим о втором большом сегменте рынка, который могут занять новосибирские фермеры. Речь идет о дорогих натуральных фермерских продуктах. Органическое сельское хозяйство - основной тренд мировой аграрной отрасли последних лет. Люди уже чётко понимают, чем их кормит "промышленное" сельское хозяйство, сколько "химии", антибиотиков и других вредных веществ содержится в "массовых" продуктах питания. И городской средний класс готов покупать - и уже покупает! - экологически чистые, здоровые продукты по более высоким ценам.
Спрос на такие продукты - очень высокий, ажиотажный. Поэтому перспективным направлением для малого и среднего фермерства НСО является органическое сельское хозяйство.
СПРАВКА
Органическое сельское хозяйство - форма ведения сельского хозяйства, в которой происходит сознательная минимизация или полный отказ от использования синтетических удобрений, пестицидов, регуляторов роста растений, кормовых добавок, ГМО. Напротив, для увеличения урожайности, обеспечения культурных растений элементами минерального питания, борьбы с вредителями и сорняками, активнее применяется эффект севооборотов, органических удобрений (навоз, компосты, пожнивные остатки, сидераты и др.), различных методов обработки почвы и т. п.
Картофель и другие овощи, избавленные от пестицидов, свинина, произведенная от хрюшек, которые не дышали аммиаком, и которых не откармливали антибиотиками и рыбной мукой, вкусная баранина от овец, выращенных на лучших лугах - всё это "штучное" производство на личных подворьях и небольших семейных фермерах. Это еда для обеспеченных горожан, которые готовы раскошелиться на здоровую пищу для себя и для своих детей.
Мы прекрасно понимаем, что мелкий фермер не в состоянии конкурировать с крупным свинокомплексом. И не должен! Это разные рынки, разные продукты!
Пожалуй, образцом выстраивания подобного бизнеса является сегодня фермерский кооператив "Лавка-Лавка" в Москве. Этот кооператив закупает натуральные фермерские продукты в деревнях по всей Европейской части России, и продаёт их через интернет и в собственных отделах в супермаркетах. Эти продукты стоят в четыре-пять раз дороже, условно говоря, стандартной "супермаркетовской" еды. Но у этих продуктов есть свой потребитель.
Разумеется, такой бизнес возлагает на агрария серьезные требования к производству, к качеству продукта - потребуются качественные элитные сорта, экологичное кормление животных, современные системы откорма. Это ответственность, дисциплина - но это и надёжный, перспективный рынок сбыта. И тогда наступает совсем другая жизнь: фермеры, которые привыкли картошку сваливать на землю, начинают её обтирать, мыть, заворачивать в отдельную бумажку. И красиво упаковывать.
Недавно я был в гостях у одного фермера в Подмосковье, который выращивает айрширскую породу коров (широко распространённую в Скандинавии). Это не самая продуктивная порода, она не даёт много молока - всего около 10 кг в сутки. Но зато молоко от айрширских коров - уникального качества, уникального вкуса и лечебных свойств. В хозяйстве содержится двадцать коров, и хозяин кормит их только сахарной свёклой и зерном - таковы требования. Никакого силоса и других кислых кормов. Получая в сутки около 200 килограммов молока, он продаёт его по 200 рублей за литр. И московские обеспеченные покупатели стоят в очередь за его молоком! А недавно это КФХ освоило выпуск элитных йогуртов ручной работы, которые также идут нарасхват.
Как власть может помочь в организации такого фермерского бизнеса?
1. Необходимо реально поддерживать возрождение сельской кооперации. Конкретно - помочь из бюджета в создании в сельских районах Новосибирской области заготовительных контор - районных, "кустовых" логистических центров. Туда будет стекаться фермерская продукция, оттуда она будет поставляться в города. Причём эти заготконторы будут не просто скупать продукцию с личных подворий, а планировать производство! "Вырастишь тонну качественного раннего картофеля немецкой или голландской селекции - я у тебя его заберу по вот такой твердой цене". Вот это уже настоящее сельское хозяйство 21 века.
2. В районах, где работают мелкие фермерские хозяйства, должны работать и специалисты за счёт областного бюджета: это обязательно агроном, специалист по зоотехнии, ветеринарии. Они будут давать фермерам необходимые консультации, строго следить за соблюдением технологии.
3. В крупных торговых сетях власть может помочь открывать специальные отделы фермерской органической еды. К примеру, при строительстве нового супермаркета власть должна ставить обязательное условие: в магазине должен быть отдел местных фермерских продуктов. Преференции - земельные, налоговые - только таким супермаркетам.
Таким образом, решаются сразу несколько задач: это создание системы сбыта для местного фермерства, это стимулирование развития животноводства в мелких и средних фермерских хозяйствах, это, наконец, поддержка доходов сельчан.
Жуткие цифры: сегодня в 240 сельских населенных пунктах Новосибирской области нет никакого работодателя! Но люди там ещё живут, выживают с помощью личного подворья. И власть обязана создать условия для сохранения этих сел. Путь развития очевиден - превращение личного подворья в полноценные семейные фермы, поставляющие для обеспеченных горожан экологически чистые натуральные продукты питания.
Вот такое смешение дешевого, "социального" сегмента продовольственного рынка, и дорогого, "элитного" - позволит нам в Новосибирской области создать нормальную сельскую экономику, предсказуемую, без перекосов, без обреченности и безнадёги.
Но вообще, я убежден, что именно органическое сельское хозяйство является приоритетным направлением развития отечественного АПК. Я возглавляю Российский Союз органического земледелия - организацию, которая продвигает и содействует развитию в нашей стране этого направления. Мы считаем, что принципы экологичности, уникальности, здоровья должны стать базовыми для российского села.
К 2020 году рынок органических натуральных продуктов в мире достигнет объёмов в 200 -250 миллиардов долларов. У России, чтобы стать лидером этого рынка, есть три неоспоримых конкурентных преимущества.
Первое - огромные земельные ресурсы. 40 миллионов гектаров пашни зарастает лесом.
Второе - доставшаяся нам от Советского Союза крупноконтурная система земледелия, которая позволяет внедрять единые технологические приёмы на огромных площадях, не согласуя это с большим количеством мелких собственников земли.
Третье - чистая, "отдохнувшая" от химии земля. У нас есть поля, которые в последние двадцать лет не видели ни килограмма минеральных удобрений. Если вы посмотрите так называемый показатель гербицидной и пестицидной нагрузки на гектар пашни, то у нас в России она составляет 32 кг ДВ на гектар, а в Европе - 300 кг. Это - наш уникальный российский ресурс, который позволит российским аграриям занять рынок экологически чистого продовольствия.
Но пока - "Дело пахнет ГМОм". Транснациональные корпорации активно продавливают в федеральных органах власти разрешение на выращивание в России трансгенных растений. "Подсадив" отечественных аграриев на генно-модифицированные растения, мы можем нанести роковой удар по нашей земле, по здоровью граждан, по продовольственной безопасности страны.
*******
Итак, чтобы подытожить всё сказанное выше, отмечу важный момент. Новосибирская область слишком большая и разная по природно-климатическим, экономическим условиям, чтобы в ней была одна-единственная аграрная политика. "Стричь" всех под одну гребёнку, раздавать всем подряд безликие единые "меры господдержки" - безграмотно и вредно для села. Мы все с вами убедились в этом в последние годы. В зависимости от условий конкретного сельского района, мы должны в одном случае поддерживать сельскохозяйственное производство, наращивание "валовки" - а в другом случае, на других территориях, мы должны поддерживать доходы сельского населения! Это две абсолютно разные задачи, разные меры поддержки, разная бюджетная политика!
Поэтому для каждого района, для каждого хозяйства необходимо выписать свой рецепт оздоровления и развития. Разработать чёткую дорожную карту по каждому району и хозяйству. И все меры господдержки увязывать с тем, какое конкретно производство мы здесь должны запустить.
Это вдумчивая, серьёзная, очень непростая работа, с массой нюансов и препятствий. Но она даст свои плоды для сельского хозяйства Новосибирской области. И тогда безысходность, царящая на обезлюдевших территориях, сменится перспективой, развитием - и качеством жизни людей. Давайте же не дадим погаснуть селу.
ДОСЬЕ
СТАРИКОВ ИВАН ВАЛЕНТИНОВИЧ
Родился 16 августа 1960 года в селе Пайвино Маслянинского района Новосибирской области
Образование - Новосибирский сельскохозяйственный институт, квалификация — ученый-агроном; Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, квалификация – магистр государственного управления; Новосибирская государственная академия экономики и управления, присуждена ученая степень кандидата экономических наук, 2000 год.
Трудовая деятельность
1984 — 86 гг. — главный агроном совхоза «Елбанский»;
1986 г.- 1993 гг. — директор совхоза «Пайвинское»;
1993 г.- 1995 гг. — депутат Государственной Думы РФ;
с 1995 – 2000 гг. — заместитель Министра экономики РФ;
2001 — 2004 гг. — Председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике в Совете Федерации ФС РФ;
2004 г. – 2013 гг. – профессор Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
2014 - заместитель мэра г. Новосибирска
Политическая деятельность
1994 — 1998 г. – был одним из основателей партии «Демократический Выбор России»;
1998 — 2005 г. – входил в Политсовет партии «Союз Правых Сил»;
В настоящее время не имеет членства в политической партии.
Общественная деятельность
С 2012 года является членом Общественной палаты Московской области, возглавляет Комиссию по экономике, инвестиционному развитию, энергетике, транспорту, дорожному хозяйству и жилищной политике.
Председатель Российского Союза органического земледелия, один из авторов законопроекта "О производстве органической продукции сельского хозяйства в РФ"
Автор Дорожной карты по разработке законодательства по развитию системы социального питания в России
КСТАТИ
ЗАКОН «О ПРОИЗВОДСТВЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ» МОЖЕТ ВСТУПИТЬ В СИЛУ В РФ В ЧЕТВЕРТОМ КВАРТАЛЕ.
Такой срок предусмотрен в уведомлении о начале публичного обсуждения законопроекта, размещенном Минсельхозом РФ на едином портале раскрытия информации. Текст самого законопроекта пока не обнародован.
Согласно уведомлению, проект закона «О производстве органической продукции» «направлен на решение проблемы правового обеспечения отношений в сфере производства органической продукции». Пока эта сфера не имеет нормативно-правового регулирования.
Законопроект, в частности, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти регионов, а также основные права и обязанности физических и юридических лиц в области производства и обращения на рынке органической продукции, сообщается в уведомлении.
По данным Союза органического земледелия, рынок экопродуктов в РФ в 2014 году достигнет 150 млрд рублей (без учета дикорастущих растений). К 2020 году эксперты прогнозируют его рост до 300-400 млрд рублей. В такую же сумму оценивается и экспортный потенциал таких продуктов.
Как считают в союзе, органическое земледелие особенно важно для регионов Дальнего Востока и Севера, поскольку оно эффективно развивается и в неблагоприятных агроклиматических условиях.
Мировой рынок органических продуктов превышает $80 млрд. К 2020 году он может увеличиться до $200-250 млрд.
Редакция "Момента истины" благодарит
журнал "Председатель" за предоставленный материал