Интервью
архив новостей
Немецкие деньги укрепят сибирский характер
Деятельность новосибирского представительства немецкого фонда Эберта по-прежнему нацелена не на развитие сотрудничества между странами, а на последовательное продвижение немцами идеи России как нецельной и бессвязной территории. Тем более показательна такая последовательность в официально объявленный год Германии в России.
В июне с.г. наконец-то состоялась долгожданная презентация результатов исследования «сибирской идентичности», которая проводилась сотрудниками НГУ на деньги фонда имени Фридриха Эберта. Раскрутка национальной тематики в России эбертовцами не нова. Не так давно они представляли другое исследование, проплаченное Институту социологии РАН. В нем русские изображались нелюдями, 40% из которых готовы «перестрелять всех, кто виноват в текущем положении дел», еще 70% испытывают неприязнь к людям других национальностей, а еще 40% одобрили бы насильственное выселение представителей других национальностей из своего населенного пункта. Эти проценты вменяются стране, в которой, на минуточку, реализована схема многовекового сосуществования разных народов, а равные ей по успешности можно пересчитать по пальцам.
На первый взгляд кажется, что исследование не может врать, а люди отвечают, что думают. Но старое правило социологии «как вопрос поставишь — такой ответ и получишь» заставляет скорее встать на сторону члена комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества Константина Цыбко, который, комментируя результаты оплаченного фондом Эберта исследования, заявил, что «немцы ответили бы так же». Однако тратить деньги на исследования агрессивно-националистических наклонностей немцев фонд Эберта не считает нужным.
Вообще, характерно, что национальную тематику раскручивает фонд страны, которая всего лишь несколько десятилетий назад сжигала в печах евреев и расстреливала поляков. Эбертовцы, возможно, сами того не понимая, вызывают к жизни эти реминисценции и вполне объяснимые претензии в духе: «Вы бы нам про национализм не рассказывали — у вас самих рыльце в гитлеровском пушку». Впрочем, фонд не унимается и вот уже представляет миру новое исследование, полагающее национальность «сибиряк».
По местным меркам исследование действительно масштабное. Старшие преподаватели Новосибирского государственного университета Алла Анисимова и Ольга Ечевская организовали сбор 60 интервью с жителями трех сибирских городов: Омска, Новосибирска, Иркутска. Из них 45 глубинных интервью с жителями трех городов Сибири и 15 экспертных интервью — по 5 в каждом городе. Свой интерес к сибирской идентичности, среди прочего, авторы объясняют тем, что сибирячество представляет собой политический проект, поскольку «является одним из видов "новой солидарности"».
Впрочем, по замечанию политического обозревателя Алексея Мазура «никаких сенсационных выводов представленное исследование не содержало». Респонденты воспроизводили расхожие штампы о «сибирском характере», при этом исследователи почему-то не удосужились, по словам политолога, проверить, насколько представление сибиряков о «суровых честных и выносливых» сибиряках соответствует действительности. Замечание верное, если учесть мифологию, сложившуюся вокруг Сибири.
Сотрудник фонда Эберта Константин Пономарев на презентации результатов исследования невольно, ради шутки, воспроизвел один из них. Его слова цитирует сайт Сиб.фм:
— Давайте вспомним 1941 год: фашистские войска стоят у стен Москвы, народу говорят, что все армии разбиты, но у нас еще есть суперсолдаты — сибирские дивизии. И вот они приходят — и рождается целый миф о непобедимости сибиряка. Генералы СС пишут в своих докладных, мол, извините, но мы не смогли удержаться — против нас было четыре сибирских дивизии! Как потом вспоминали ветераны, обычно в этих полках настоящих сибиряков было не больше десяти процентов.
Организованные якобы по научной методологии опросы респондентов привели лишь к воспроизводству мифов и штампов — и это не случайный результат. Если бы людей опрашивали о личной жизни красногвардейского командира Чапаева, то скорее всего, мы бы услышали, что он гонялся за бабами и ходил с шашкой на танк. Если опросить детей, что ёжик носит на своих колючках, то можно услышать все что угодно, кроме правды: реально обитающие в природе ежи не носят на колючках ничего.
Однако даже воспроизводство штампов и мифов не образовало стройную картину. Алексей Мазур, пересказывает результаты исследования:
— Выяснилось, что не все люди, предки которых живут много лет в Сибири, считают себя сибиряками. А некоторые из тех, кто переехал в Сибирь 20-30 лет назад, — наоборот, считают. Некоторые уверены, что «сибиряки» — это только представители коренных народов Сибири. Сами же представители коренных народов, как оказалось, считают себя бурятами, эвенками, но не «сибиряками».
Не смогли респонденты составить и карту Сибири, очертив более-менее определенно ее границы.
Комичность исследования объясняется самим подходом социологов к делу. С одной стороны, они утверждают, что сибирская идентичность имеет деятельностную природу: «сибиряками не рождаются, а становятся». Этому способствуют взаимодействие со средой обитания, включающее в себя ее преобразование, преодоление трудностей, деятельность на территории.
С другой стороны, на практике исследователи связывали «сибирскость» почти исключительно с территориально-климатическим фактором, что является противоречием в определении. «Сибиряк — житель не столько города, сколько природы», — цитируют социологи ответ одного из иркутских респондентов. При этом климат, по мнению авторов, не исчерпывается гидрометеорологическими показателями и погодными условиями. «В первую очередь, это фактор, формирующий и закаляющий "сибирский характер", основными составляющими которого являются стойкость, терпеливость и самостоятельность».
Но извините, свойства характера и деятельностная природа идентичности — это две разных вещи. У животных нет никакой деятельности, а вот свойства поведения есть и весьма разнообразные. И да, эти свойства формируются как раз окружающей средой, природой и климатом. Точно так же жители Краснодарского края в среднем более смуглы и кареглазы, чем жители Архангельской области, но какое отношение это имеет к деятельностной идентичности?
Между тем, критериями наличия идентичности, основанной на деле, а не на словах и природных факторах, могли бы стать обозначенные Мазуром параметры:
— Чем могут гордиться сибиряки, знают ли они, что происходит в других регионах Сибири (судя по «омским картам Сибири» — вряд ли), кого из известных сибиряков они сами смогут назвать. Или более специфические вопросы — возникают ли в Москве и Питере «сибирские диаспоры» и держатся ли вместе в армии призывники из Сибири. Есть ли «сибирская идентичность» и «солидарность» на деле? В ходе обсуждения упоминалась только радость «узнавания своих» на конференциях или в туристических поездках.
Похоже, что такая деятельная идентичность выше даже у экзотических «национальностей». Глава Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов сообщил, что во время переписи населения многие причислили себя не только к сибирякам, но и к эльфам и хоббитам. А в Ростове-на-Дону 30 человек назвали себя в подписных листах скифами.
Причем, председатель ростовского отделения общественной организации «Скифский национальный конгресс» Федор Микушин сокрушался, что не ко всем ростовским скифам переписчики отнеслись серьезно, отчего приходилось едва ли не заставлять их вписывать в графу эту национальность.
За разбором таких деталей становится ясно, что исследование носит имитационный характер: оно лишь информационный повод говорить о наличии в Сибири отдельной национальности, «потому что было исследование». Но поскольку фонд в своих целях считает необходимым налаживание конструктивного взаимодействия с Россией и Германией, мы, например, предлагаем новосибирскому представительству немецкого фонда имени Фридриха Эберта в лице Светланы Михайловой и Константина Пономарева профинансировать или презентовать исследования, которые откроют нам кое-что новое теперь уже не только о России, но и о Германии. Вот список предлагаемых тем:
- Национальная идентичность осси — так называют жителей ГДР до объединения ФРГ и ГДР, в том числе в анекдотах. По данным И.Н.Кузьмина и Н.Н.Трошина, прозвище «осси» отражается устойчивые стереотипы «западников» в отношении «восточников», например, «нытик осси».
- Национальная идентичность весси — прозвище жителей Западной Германии. В 2001 году Обществом за немецкий язык термин был признан «Словом года» как «слово, которое доминировало в общественных дискуссиях этого года, отражало важные темы или иным образом характеризовало их». Слово «весси» носит саркастически-негативный характер и используется для указания характерных особенностей поведения.
- Национальная идентичность восси — жителей восточных земель, после объединения Германии переехавших на Запад, и жителей западных земель, переехавших на Восток.
- Национальная идентичность баварцев — последние имеют все признаки национальной идентичности (если исходить из логики оплаченных фондом Эберта исследований): ярко выраженный баварский диалект, национальные костюмы, множество национальных обычаев и традиций, восходящее к VI веку происхождение.
- Национальная идентичность натурализованных турков, составляющих в некоторых городах Германии свыше 10% населения.
Кроме шуток, исследование немецким фондом национальной идентичности сибирских немцев-переселенцев было бы, по крайней мере, понятно. Но попытка высосать из пальца новый социологический объект-пустышку вызывает только одно — убежденность в том, что эбертовцы преследуют не научно-познавательную, а политическую цель. С научной точки зрения, единство «чевошного» сибирского говора, снежка на еловой веточке и митинга «Хватит кормить Москву!» смехотворно. С политической же, вполне логично: в Сибири складывается своя национальность, а каждая нация имеет право на самоопределение (в скобках: отделение).
Да здравствует год Германии в России, одним словом.
М.Светлов