Интервью
архив новостей
Руслан Гринберг: «Эпоха пятисотлетнего доминирования западной цивилизации, скорее всего, заканчивается…»
Директор Института экономики Российской Академии наук, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН и академик Международной академии менеджмента Руслан Гринберг – один из самых уважаемых наших экономистов. Под модные тенденции он никогда не подстраивался – всегда излагал собственное видение проблем страны. Лауреат золотой медали Н. Д. Кондратьева 2007 года «за выдающийся вклад в развитие общественных наук» рассказывает о новейших тенденциях в мировой экономике и о том, как они влияют на положение дел в России:
- Говоря о современных тенденциях в развитии мировой экономики, нужно глубже смотреть, что происходит в реальной жизни. На самом деле Россия – страна очень своеобразная. Здесь много чего происходит, и никто не знает, как все, действительно, сложится в нашей замечательной стране. Единственное можно понять: здесь происходит и хорошее, и плохое. От наших действий зависит, как мы отрегулируем баланс и того, и другого, в каком направлении будем развиваться.
Был такой американский дипломат Джордж Кеннан: он был послом США в СССР, был одним из серьезных знатоков России. Он говорил, что Россия – удивительная страна. Он учил молодых специалистов, которые приезжали из Вашингтона в Москву, как оценивать информацию: если ты получишь о каком-то событии две диаметрально противоположных информации по содержанию, то, скорее всего, обе они верны!
И в этом смысле мы сегодня должны понимать, что Россия сейчас -- это такая страна, которая за 20 лет утратила очень многое из того, что было при советской власти. Мы повыбрасывали очень много здравых идей – я имею в виду, прежде всего, науку, культуру, образование, здравоохранение. Неправильно думать, что это был «золотой век», но по крайней мере с точки зрения экономики знаний, для того времени СССР был очень серьезной державой.
Есть много разных рейтингов, которые оценивают место страны в мировой иерархии, и, наверное, самый адекватный из них – индекс человеческого развития. Речь идет не только о благосостоянии, но и о здоровье нации, о ее образованности. ВВП на душу населения – это отдельная песня, потому что здесь есть много разных проблем. В СССР он был в хорошем состоянии, а Россия утратила те преимущества, что были. Мы находились по разным показателям на 20-30-х местах. А сейчас у нас места – 40-50-е…
Мы понимаем, что одна из серьезных сегодняшних проблем России -- уменьшение среднего класса и очень мощная поляризация по доходам. Это очень серьезно, потому что нельзя никакие большие проблемы решать, когда у вас разный образ жизни и мал класс успешных людей – очень узенький средний класс… Как не считай, а все равно больше 20% не получится! А считается, что развитие стабильно, когда две трети населения принадлежат к среднему классу.
Сегодня он подвергается очень серьезным испытаниям и в странах Европы – там он стремительно сужается. Это очень серьезно – идет разрыв и мощное нарастание неравенства за последние 30 лет. Это привело к тому, что выборы американского президента имеют очень большое значение для всего мира. Да, они и всегда имели значение. В этот раз идет серьезный идеологический спор, и я лично нахожусь на стороне Обамы. Если он проиграет, то будет большая беда для всего мира. Но есть люди, которые считают, что по-прежнему нужно поддерживать богатых, так как именно богатые приводят страну в здоровое состояние. И эта борьба двух, я бы даже сказал, квазирелигий, продолжается.
Сейчас сложилась такая ситуация, что неизвестно, какой будет экономика в мире. Существует большая растерянность по этому поводу! Если еще 5-7 лет назад говорили о развитии гражданского общества и плюралистической демократии, то сегодня не очень понятно, что, строго говоря, придет взамен после этого кризиса.
Есть тенденции, которые уже твердо обозначились. Можно сказать, что они работают:
Первое. Мы наблюдаем восстановление реальной экономики и отказ от балансового отношения к постиндустриальному миру. Говорили, что экономика знаний вытесняет реальное производство, но выяснилось, что это не совсем так, а, может быть, совсем не так! Германия производила инновационный товар, и Китай – технологический товар; и они лучше пережили кризис потому, что они не увлекались финансовыми операциями. И мир сильно переживает по поводу того, что они – вот такие отличники…
Есть кризис лидерства. Никто не хочет, чтобы Германия была главной страной в Европе, но все хотят, чтобы Германия занималась спасением Еврозоны! И это противостояние очень тяжелое, тем более, что решается судьба евро.
Второе. Восстановление циклов. Нам казалось, что циклы исчезли. Когда вы имеете 130 месяцев подряд экономического роста, то вы твердо убеждены, что так будет всегда! Это как с погодой: если солнце ярко светит, то кажется, что именно так дальше и будет… Но на самом деле действует теория тучных лет и тощих лет. Сейчас мы наблюдаем экономическую депрессию во всем мире, но, возможно, это цена за то, что была длительная фаза экономического роста.
Третье. Возвращение централизации и концентрации капитала – точно так, как Маркс говорил. Считалось, что в связи с развитием компьютерной эры гиганты никому не нужны; их век заканчивается. Но на самом-то деле все еще очень далеко от этого. И миром правят гиганты!
Это ставит Россию перед очень серьезным вызовом. Например, разные есть суждения относительно того, какая экономика будет более эффективной: если Газпром останется крупной компанией, или, как хотят многие в мире, чтобы на его месте было несколько компаний. У всех есть свои аргументы…
Еще пример. Только две страны из 200 производили широкофюзеляжные самолеты: СССР и США. По 130 самолетов в год мы тогда производили, а сегодня – три-четыре… И никто мне не докажет, что это цена за переход к демократии и рынку, которые сами по себе еще сомнительны.
Я думаю, что у нас есть некие конкурентные преимущества. Есть риски, конечно, но есть и шансы стать страной высокоразвитой. Сейчас идет мощная конкуренция, и нужно иметь по крайней мере 10-12 серьезных брендов – помимо «калашникова» и прочей военной техники.
Очень много говорят о транспортном коридоре Европа—Азия. Мне кажется, что это очень важная история! С китайской стороны и политики, и бизнесмены очень заинтересованы, чтобы эта история, наконец, реализовалась: был бы построен мощный коридор с логистикой и инновационными производствами. И здесь есть большие шансы потому, что миру нужно более быстрое перемещение товаров. Наблюдается сдвиг на Восток. Понятно, что эпоха пятисотлетнего доминирования западной цивилизации скорее всего заканчивается, но это не будет быстро! И Сибирь в моем представлении должна стать именно связующим звеном между набирающим силу Востоком и инновационной Европой.
Подготовил Владимир КУЗМЕНКИН