Главная Экономика СКОЛЬКО АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ОТ РАЗРАБОТКИ ДО ВНЕДРЕНИЯ?

СКОЛЬКО АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ОТ РАЗРАБОТКИ ДО ВНЕДРЕНИЯ?

СКОЛЬКО  АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ  ОТ РАЗРАБОТКИ ДО ВНЕДРЕНИЯ?

 На вопросы журналиста, касающиеся  «вечной темы»  внедрения научных разработок в практику,  ответил начальник департамента промышленности,  инноваций и предпринимательства  мэрии города Новосибирска Александр Люлько.

ПОТЕНЦИАЛ

Александр Люлько:

- Новосибирску очень повезло, что на его территории появился научный центр мирового уровня - Академгородок.   Он дал  мощный толчок развитию города, да и Сибири в целом. Академгородок с его творческой атмосферой  повысил и общекультурный уровень города. Сюда съехались  выдающиеся люди со всей страны, многие были потомственными интеллигентами еще той старой, дореволюционной формации. Некоторые имели опыт  работы  в зарубежных научных центрах.  Это  были не какие-то   учёные сухари, а люди, великолепно знавшие классическое и современное искусство - будь то  литература, живопись, музыка.   Основатели Академгородка организовали университет,  обеспечивший  подготовку и обновление научных кадров. Создали физико-математическую школу для одарённых детей.  Был организован через олимпиады уникальный отбор ребятишек из отдаленных городов и деревень в  физматшколу, затем они поступали в университет, приходили работать в институты Академии наук и вузы города.

Не воспользоваться потенциалом такого Научного центра городу было бы совершенно неправильно. Поэтому,  когда  мэром города  стал Анатолий Евгеньевич Локоть, он пригласил меня возглавить департамент промышленности, инноваций и предпринимательства и поставил задачу  установить тесное взаимодействие между мэрией и институтами СО РАН с целью внедрения научных разработок в городское хозяйство и промышленность.

ВНЕДРЕНЧЕСКАЯ «ДОЛИНА СМЕРТИ»

- И с чего вы начали?

- С поиска технологий, готовых к внедрению, а также налаживания коммуникаций между научными учреждениями с одной стороны, и департаментами мэрии, заводами, с другой. Оговорюсь  сразу - вопросы внедрения  непростые. Председатель  СО РАН А.Л. Асеев как-то сказал, что между научным изобретением и его внедрением лежит «долина смерти». К тому же, если в советское время в одном только Новосибирске находилось несколько десятков институтов, непосредственная задача которых была  - внедрение научных разработок в промышленность, то в 90-е годы их ликвидировали. И это, конечно, сильно повлияло на динамику внедрения в худшую сторону.

 Для начала внутри  департамента мы создали управление науки и внедрения научных разработок. Нашим департаментом было подготовлено соглашение между мэрией и СО РАН о взаимодействии по внедрению научных разработок. Его подписали мэр города и председатель СО РАН. Это соглашение выгодно для институтов, т.к. в  сложных условиях реформирования научным институтам нужны  заказы,  а город может стать крупнейшим заказчиком. С другой стороны, городу это выгодно, потому что новые технологии  позволяют повысить качество жизни горожан и сэкономить деньги.  

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Мы не ограничились  подписанием соглашения с  СО РАН, а  наладили еще взаимоотношения  с вузами. В новосибирских вузах есть много интересных разработок для внедрения.

Затем мы организовали форум «Городские технологии». Стратегическая задача  первого Форума была - собрать и систематизировать все технологии, которые у нас есть и которые  можно внедрить в городское хозяйство, в  социальную сферу. Мы организовали выставку в рамках этого форума. В ней приняли участие более 150-ти компаний. Издали каталог технологий. Весной этого года провели Форум второй раз. Цель была уже не только найти технологии, но и разработать механизмы их внедрения.

Направления, которые мы рассматривали – это строительство, безопасность, транспорт, дорожное строительство, экология. Еще одна очень важная тема - создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями. Сейчас уже проводится специальный, отдельный форум, посвящённый этой теме, и мы в нем тоже принимаем участие.

ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКИ

Наши   партнеры из  Технопарка активно откликнулись на идею создания устройства для глухонемых. Это специальное программное обеспечение, которое устанавливается на обычный компьютер, планшет, смартфон и позволяет переводить звуковые сообщения при разговоре на языке жестов. Есть специальная приставка к обычному телевизору, которая позволяет людей с проблемами со слухом  смотреть любые новостные передачи. Другие приборы были предложены для слепых людей. Если человек с ограниченным зрением попадает в экстремальную ситуацию, к примеру, на пожаре - этот прибор позволяет ему выйти из горящего здания. Для людей с ограниченными двигательными возможностями резидент нашего бизнес-инкубатора компания «Катервиль» создала коляску, способную подниматься и опускаться по обычным лестничным маршам. Очень интересна история изобретения этой коляски.  Друг изобретателя попал в аварию и потерял способность самостоятельно передвигаться, тогда он решил собрать такую коляску, которая поднимается и опускается по лестничным маршам. Такая  коляска была создана,  и после форума «Новосибирск – город безграничных возможностей»,  эту коляску заметили   представители Московского фонда, профинансировали ее участие в выставке в Швейцарии. На   соревнованиях она обошла американскую коляску. Сегодня  рассматривается вопрос, чтобы коляску «Катервиль» запустить в серию.

ДВЕ ВАЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖКХ

Институт Горного дела предложил технологию  бестраншейной прокладки труб под землёй. Не надо рыть большие ямы и фактически уничтожать дорожное полотно. Эта технология позволяет осуществлять замену труб под землёй, сведя разрытия к минимуму.

Институт нефтегазовой геологии и геофизики имени А.А. Трофимука создал геолокатор. Это прибор, который позволяет видеть под землёй. Очень полезен в ЖКХ, т.к. позволяет определять - где находятся коммуникации, провалы грунта, не разрывая почву. Этим прибором сейчас  заинтересовался Завод имени Коминтерна. Они запускают его в серию.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРОБОК?

Все мы знаем   проблему с автомобильными  пробками. Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы создать новую систему регулирования потоков движения транспорта. Бывает так - светофор горит, образуется пробка, а на перпендикулярной улице машин нет, приходится ждать, хотя в этом нет необходимости. Существуют интеллектуальные  системы регулирования транспортными потоками, которые позволяют в зависимости от ситуации на дороге регулировать работу светофоров или скоростной режим транспорта. Такие технологии иногда в разы увеличивают пропускную способность транспорта.

«УМНЫЙ ДОМ» - НИЧЕГО ЗАУМНОГО

Есть такая технология «умный дом». Уже несколько новосибирских фирм   демонстрировали ее на Форуме «Городские технологии». На слух «умный дом» - что-то совсем футуристичное. На самом деле, тут нет ничего такого заумного. Просто это дом, в котором есть много полезных вещей. К примеру, обычная житейская ситуация: человек выходит из дома, и вдруг вспоминает, что он не выключил утюг. И чтобы судорожно не возвращаться, паникуя, и фантазируя, что  квартиру уже штурмуют пожарные, можно поставить простенькую электронную систему на розетки вашего дома - и вы будете видеть на своем смартфоне, работает эта розетка или нет. И если вы обнаружили, что она работает, то одним нажатием клавиши можно отключить эту розетку.

- Это только теории или есть наработки, которые уже реализованы?

- Конечно есть. К примеру,  Институт автоматики СО РАН для метрополитена  разработал автоматическую систему регулирования движения метропоездов. Она давно уже действует.

БЕСПИЛОТНИКИ -ПОМОЩНИКИ

В Технопарке есть фирма «Оптиплейн», занимающаяся производством беспилотных летательных аппаратов.  К ним проявляют интерес энергетические и газовые компании. Раньше  как было?  Человек пешком шёл, осматривал линии электропередач. Иногда задействовались вертолёты. То же самое и для осмотра газо- или нефтепроводов. Но вертолеты  - это очень дорого. А беспилотнику маршрут заложили - и всё, он пролетел и всю информацию собрал. Расходы сравнительно небольшие.

Мне даже разработчики  предложили: беспилотник  может определённый маршрут пролетать и в автоматическом режиме, фиксировать кучи мусора и обнаружить, где появились стихийные свалки.  Причем не только зафиксировать, но и контролировать в постоянном режиме - убрали ли свалку или нет. У нас ведь бывает как: виновник свалки или соответствующая служба докладывает, что мусор убран, а на самом деле ничего не сделано. Проехать повторно в эти места бывает сложно и накладно, а беспилотник может совершить полёт,  и тут же сообщить, приняты  меры или всё осталось по-прежнему.

УБОРКА СНЕГА

- Я могу рассказать о технологии, которая очень важна для нас, живущих в Сибири, где зимой города заваливает снегом – и ни пройти, ни проехать. Убирать снег - проблема, вывозить его за город – очень затратно.  Завод «Труд», которым руководит  Юнус Юсуфович Ислямов, создал уникальную установку по  утилизации снега, которая превосходит зарубежные аналоги. Эта установка не просто плавит снег, а ещё отдельно утилизирует мусор и сортирует песок . Тот самый песок,  которым снег посыпается в течение зимы и который потом становится проблемой весной, потому что из-за него образуется пыль. А  созданная установка  этот  песок собирает отдельно от других отходов. Причем, эта  машина  так промывает песок, что крупные фракции отделяются от мелких частиц, которые образуют пыль, а крупную фракцию можно использовать повторно.

СЕЙЧАС К ИННОВАЦИОННОМУ ДВИЖЕНИЮ ПОДКЛЮЧИЛИСЬ КРУПНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ТОЖЕ ПРЕДЛАГАЮТ ТЕХНОЛОГИИ. КРУПНЫЕ ХОЛДИНГИ В ТОМ ЧИСЛЕ.

 Холдинг «Швабэ», в который входит наш Новосибирский приборостроительный завод, и который выпускает приборы ночного видения,  предложил свои услуги в модернизации уличного освещения и создания в городе системы безопасности.

 Предприятие «Катод», разработчик уникальных приборов ночного видения, сейчас ведет работу над созданием систем наблюдения для беспилотников и участвует в создании медицинских приборов, в частности пэт-томографов. 

ПРЕПОНЫ И РОГАТКИ

- Ну а каковы сложности в процессе реализации столь нужных для города проектов?  Есть ли препоны на законодательном уровне?

- Законодательство не позволяет нам, городу, финансировать Институты СО РАН, которые являются государственными бюджетными учреждениями науки. Заказывать разработку у коммерческой структуры можно, а у крупного научного учреждения – нет. Мы могли бы конкретно какому-то институту заказать: нам надо такую-то систему для, допустим,  борьбы с гололёдом. Или на экологическом направлении - борьбы с вредными выбросами. Но в результате – мы можем оказывать поддержку находящейся в технопарке фирме, акционерному обществу, а федеральному бюджетному учреждению науки - нет. Это не совсем удобно. И создаётся много сложностей.

Есть и другие препоны  для внедрения инноваций. Например, очень усложнена система предоставления лицензий. Допустим, та же  инвалидная  коляска «Катервиль», способная передвигаться по лестничным маршам.  Уже несколько лет разработчики не могут получить лицензию. А без лицензии ни один завод не берется ее запустить в серию.  

Препятствует внедрению научных разработок и отсутствие действенных механизмов по защите авторских прав. А без такой защиты автор разработки нередко очень осторожно идет на контакты с промышленными предприятиями, боясь, что у него могут украсть идею. Изобретателю часто выгодно не запускать в серию свое изделие, а кустарно, где-то в гараже выпускать небольшие партии. В результате мы имеем лишь отдельные, выполненные кустарным способом изделия. А если бы  мы наладили их массовое производство, то, возможно, смогли существенно изменить нашу жизнь, улучшив качество жизни в городе.

- Неужели наши законодатели ничего не делают в этом направлении? Мировой опыт плюс собственные  уже пройденные пробы и ошибки - всё ведь на поверхности…

-  Есть и положительные подвижки. К примеру, в нашем городе разработан троллейбус на литий-ионных батареях, способный автономно, без контактной линии электропередач проходить более 60 км. В городе таких троллейбусов всего три. Почему не больше? Основная причина – новые троллейбусы дороже примерно на 30%. Но ведь это перспективное направление. Сейчас во всем мире развивается транспорт на электрической тяге: в США  - электромобили Тесла, в Ките – электробусы. Наш троллейбус из той же серии. Причем имеет некоторые преимущества, т.к. если для функционирования электромобилей и электробусов требуется  создание инфраструктуры дорогостоящих станций для подзарядки, то наши троллейбусы используют существующие контактные линии.

И вот недавно  правительством РФ принято решение субсидировать такие троллейбусы. Согласно этому решению разница между стоимостью обычного троллейбуса и троллейбуса с автономным ходом покрывается за счет федерального бюджета. Это существенно подтолкнуло развитие такого транспорта. Крым уже закупил более ста таких троллейбусов, Санкт-Петербург – 60. Наш новосибирский  завод «Лиотех», производящий литий-ионные аккумуляторы, стал оживать.

- Расхожая точка зрения: мы уже отстали от запада по развитию технологий, но нужно стремиться наверстать упущенное.

- На  самом деле мы часто сами себя недооцениваем.   Я внимательно слежу за тем, что делается за рубежом. Общаюсь со своими однокашниками – выпускниками нашего университета, работающими в Европе и США.  И хочу сказать, что   технологии, которые есть за рубежом, практически все есть у нас. Разница заключается только в том, что у нас это единичные экземпляры, а у них носят массовый характер. И я на последнем Технопроме сделал доклад, посвящённый  основным трендам развития городов в условиях технологической революции. И продемонстрировал:  вот есть какой-то тренд – и это есть у нас, в Новосибирске. И разница лишь в том, что у нас это все присутствует, но точечно. Задача нашего департамента совместно с Сибирским отделением РАН, областным правительством и федеральными органами власти такая:  то, что существует локально, сделать массовым. И мы не теряем оптимизма… Если работать, то все получится.

 Задавала вопросы и записала

Лариса ГОРБАЧЕВА

 

12 сентября 2017

Комментарии (1)

Гость 20.09.2017 в 09:31

все то же что и было при коммунистах , только хуже стало , раньше заставляли внедрять новое , а сейчас и этого нет