Интервью
архив новостей
Взяточник - человек с забетонированным сознанием
Насущная необходимость декриминализации экономики и общественной жизни всё больше становится проблемой дальнейшего выживания России. Коррупция, поразившая властные структуры и бюрократический аппарат, тормозит, а то и сводит на нет любые благие начинания.
Вот почему борьбе с этим злом уделяется такое большое внимание. Только за минувший год в СФО было выявлено 1286 фактов взяточничества. В Новосибирской области расследовано 199 преступлений коррупционной направленности. О коллизиях работы на этом направлении мы попросили рассказать офицеров полиции ГУ МВД России по СФО.
У кого украден коррупционный миллион?
- …Такая примитивная форма взяточничества, как деньги в конверте для решения того или иного вопроса, уже становится архаикой, - говорит начальник оперативно розыскной части по борьбе с наиболее опасными преступлениями экономической направленности оперативно-розыскного бюро ГУ МВД России по СФО полковник полиции Виктор Валентинович Сушенцев. – Сегодня работают более изощрённые схемы. Часто за должностными лицами, имеющими серьёзную власть в регионах, стоят аффилированные структуры. Хотя бывают случаи , когда они непосредственно принадлежат самому руководителю. Или кому –то из его доверенных лиц. А должностное лицо уже, располагая определёнными властными полномочиями, направляет в нужное ему русло деньги из федерального или местного бюджета.
Это не означает, что деньги, которыми распоряжается чиновник, будут грубо украдены. Да, на них будут выполняться какие-то работы, закупаться какая-то техника, оборудование. Но эту работу можно было бы сделать за меньшую сумму, оборудование купить дешевле, а полученная прибыль могла бы достаться не принимавшему решение должностному лицу, а тому, кто её действительно заработал. Это в общих чертах. Теория. На практике же с учётом того, что коррупционные преступления носят латентный характер, надо много поработать на органы следствия, чтобы доказать, что в действиях того или иного лица есть признаки состава преступления. Вряд ли заинтересован заявить в правоохранительные органы тот, кто платит деньги. Бизнесмен думает о том, чтобы решить свой организационно-экономический вопрос , а не изобличить коррупционера. Но взятка, которая будет потрачена для принятия какого-то решения в пользу дающего , безусловно , повлияет на себестоимость конечного продукта. И если строительная компания вынуждена платить взятку для того, чтобы получить земельный участок, то и стоимость жилья в доме, построенном на этом участке, будет дороже. Ведь эти деньги надо отбить. На свои личные убытки их никто не спишет. Всё перекладывается на потребителя…
-В этом и есть суть ущерба – и материального и морального, наносимого коррупционными схемами. Ведь, казалось бы, двое «полюбовно» договариваются о передаче денег и их это устраивает. А в результате…
- Я бы в принципе не возражал, если бы эту взятку давали не за мой, ваш счет, за счёт тех людей, которые в результате оказываются обокраденными. Предположим, на работу в полицию приходит молодой сотрудник, у него семья, жилья нет, а государство сейчас жильё не даёт. Он берёт ипотечный кредит - и покупает квартиру у строительной компании. Но в стоимость квадратного метра этой квартиры уже заложена коррупционная составляющая. И стоит он, предположим, уже не 25 тысяч , как мог бы, а 35 тысяч рублей. Речь хотя бы об эконом-классе , где-нибудь на городской окраине, потому что элитного жилья мой сотрудник не купит...
Замкнутый круг «откатных» технологий
- Приведу свежий пример из уголовного дела. Житель соседней области занимается бизнесом. Он набрал кредитов под развитие сельхозпредприятия, и так получилось, что , не смог вернуть кредиты, в результате чего обанкротился. На его предприятии, где он был одним из акционеров и куда вкладывал кредитные деньги, введено конкурсное управление, назначена распродажа имущества. Но он душу вложил в это предприятие. И у него есть желание выкупить хотя бы часть имущества, чтобы продолжить свой бизнес. А конкурсный управляющий вправе с согласия кредиторов поднимать или опускать цену. И он предлагает купить собственность распродаваемого предприятия дешевле, но за определенную плату.
По УК РФ это коммерческий подкуп - серьёзная уголовная статья. И вот человек перед выбором. Ему и бизнес свой угробить не хочется и в то же время кормить лихоимцев в его планы не входило. Так уж получилось, что мы обо всём этом узнали, и составили с ним разговор на эту тему. И он согласился с нами сотрудничать. Ну а конкурсный управляющий человек амбициозный, у него есть административный ресурс, связи, и он был уверен в своей безнаказанности, считал, что в случае чего его прикроют и он выйдет сухим из воды. Но просчитался. Да и ситуация нам помогла. Прилетел наш управляющий-путешественник в международный аэропорт Толмачёво -разгорячённый , загорелый, желая получить миллион предоплаты из семи назначенных. Тут он получает желаемую сумму, и вместе с нею проблемы в виде правоохранительных органов. В настоящее время возбуждено уголовное дело, следственный комитет ведёт расследование … Возвращаясь к нашему разговору о том, как коррупция бьёт по простым гражданам, можно сказать, что такого рода мздоимство аукается нам уже не в виде непомерных цен на жильё, а в виде растущих цен на продукты питания. За счёт чего этот миллион вернётся к заплатившему взятку, если предприниматель вернёт себе часть сельскохозяйственного бизнеса, станет выращивать зерно или производить продукцию животноводства? Ведь те деньги, которые он потратил на удовлетворение непомерных аппетитов мздоимца- конкурсного управляющего, ему как-то надо возвращать. Эти затраты войдут в себестоимость зерна и мясомолочной продукции. Ну а розничные цены на реализуемые продукты питания от этого не понизятся. Так вот коррупция влияет на жизнь простых людей…
Верни в стократном размере!
- Все коррупционные схемы и в сфере чиновничества, и в сфере коммерции исходят от полномочий , которыми обладает лицо, совершающее эти преступления, - добавляет к сказанному начальник отдела по борьбе с преступлениями в приоритетных областях экономики, подполковник полиции Александр Бычков. – Скажем, поступает к чиновнику документ, он может его подписать, может не подписать , может затянуть его визирование. Он может и отказать в дальнейшем перерассмотрении вопроса. Всё это создаёт ситуацию, в которой человек, которому необходимо всё -таки решить вопрос, «созревает» для того, чтобы пойти на поводу у взяточника. Ну а чиновник начинает продумывать механизм - как получить деньги , чтобы не пойматься. Перед нами стоит задача выявлять преступления высокопоставленных должностных лиц или коммерческих предприятий. И на нашем уровне мы не сталкиваемся с какими-то простаками. У взяточников всегда механизм получения денег хорошо продуман, всегда есть средства защиты на случай, если что-то там не так пойдёт. И самая главная проблема раскрытия такого преступления в том, что, как правило, обе стороны заинтересованы в конфеденциальности. Оба понимают, что и тот и другой совершают преступление, и это уголовно наказуемо…
- И вот – меченые деньги – в руках взяточника. Ему и в буквальном и в переносном смысле уже не отмыться. Какова же первая реакция?
- Понятно, шок. Человек попался с поличным. Затем, как правило, сыплются псевдообъяснения -что это за деньги у него в руках. Самое шаблонное – таким, мол, образом должник вернул занятую сумму. Другой довод : меня подставили конкуренты, недоброжелатели, завистники. Нет коррупционера, который при задержании не начал бы придумывать себе какие-то оправдания, не заявлял бы, что полученная им взятка, - возвращённый долг.
- Вы застаёте преступника врасплох, но ведь вы сами сказали, что приходится иметь дело отнюдь не с простачками. Значит разоблачить коррупционера не так –то просто…
- Это так. Поэтому приходится изучать личность каждого. И всё-таки чиновники, которые берут взятки, постоянно находятся в состоянии стресса. Поэтому рано или поздно ошибаются в своих оценках ситуации…
- Казалось бы, сегодня у чиновников достаточно высокие зарплаты. Немаленькие зарплаты в правоохранительных органах, у судей. Эти повышения жалований как раз и рассчитаны на то, чтобы человек с высокой зарплатой не покушался на взятки.
-Всё настолько забетонировалось в сознании людей, что однажды попробовав, трудно отказаться. Сейчас ужесточается ответственность за дачу взятки. 290 статья УК РФ подразумевает и без того большие сроки. До 15 лет-это немало. В новой редакции особо крупный размер определен – свыше миллиона рублей. Там есть градация - законодатель принципиально сместил акцент- если не хочешь сидеть , заплати кратно. До ста крат. Изменения вступили в силу со второй половины прошлого года, но пока принципиально ситуация не меняется. Все знают о суровости наказания, но, почему - то не делают соответствующих выводов. Уже есть прецеденты – осуждённые по статьям в новой редакции. Новосибирский областной суд вынес приговор по уголовному делу в отношении начальника отдела архитектуры и строительства администрации Центрального района Новосибирска Дмитрия Беккера и начальника отдела благоустройства той же районной администрации Сергея Ерхолина. Они признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного статьёй 290 УК РФ . Беккер и Ерхолин получили взятку в размере 20 тысяч рублей за размещение рекламной вывески на территории района. К ним как к самым первым применили минимальные штрафы и минимальные сроки. А главного архитектора Центрального района задержали с 300 тысячами рублей взятки…
- В том же Центральном районе 19 января задержали за вымогательство взятки в полмиллиона налогового инспектора. В прошлом году попались на взятке в 200 тысяч рублей и уже осуждены два сотрудника правоохранительных органов. Они вымогали взятку с владельца ружейного магазина. То ли дурной пример –заразителен. То ли никакие повышения зарплат, ужесточения закона и громкие задержания не служат уроком? Ведь следует наказание не только в виде лишения свободы, гигантских штрафов, но и огласки- интернет мгновенно делает коррупционные преступления достоянием гласности.
-Сложно сказать –почему взяточники продолжают играть с огнём .Думаю, что высокая зарплата на самом деле будет стимулом для тех, кто ещё не испорчен. А если чиновник этим занимается систематически, вряд ли на него повлияет повышение зарплаты. Как видите, даже и уже проводимые задержания и громкие процессы пока мало меняют общую картину. Те, кто постоянно находятся в коррупционной системе, нашли способ реализации себя в этом, и им уже сложно как-то отказаться от наработанной практики. Поэтому система сдерживания должна существовать в виде нашей работы. В то же время я вижу, как у новых людей, которые, скажем, приходят к нам в правоохранительные органы, меняется взгляд на вещи. Если когда-то, когда я начинал работать после Омской высшей школы милиции, у меня зарплата была 100 долларов, и я только в учебных фильмах мог видеть, что у американского полицейского уровня участкового зарплата две тысячи долларов, то сегодня зарплаты в российской полиции вполне соизмеримы с западным уровнем. Законодатели, налогоплательщики, государство наконец-то оценили важность нашей работы и мы должны оправдать это доверие. Мы –это общество. И мы все взаимосвязаны друг с другом. И нанося урон этому обществу, любой должен осознавать – общество ответит ему тем же…
Юрий ГОРБАЧЕВ.