Интервью
архив новостей
БОГ В ПОМОЩЬ!..
Говорят, что человек, оказавшись в местах лишения свободы, меняется навсегда. По окончании срока наказания, «вчерашнему осужденному» предстоит вернуться в общество, соблюдать законы, работать, одним словом – жить. Но как ему пережить социальную адаптацию? Каким он стал за время, проведенное «за колючей проволокой»? Кто поможет этому человеку? Может ли вера помочь ему обрести себя и новую специальность, читайте в нашем материале.
Ресоциализацию осужденных сегодня невозможно представить без участия Русской Православной Церкви. Священнослужители никогда не оставят людей без поддержки и помощи, даже если это люди, которые совершили смертные грехи. Именно Церковь берет на себя ответственность за ресоциализацию осужденных, воспитывает их духовно, помогает осознать свои ошибки, пути для того, чтобы исправиться и не допустить больше возвращения к прошлому.
ПУТЬ, ДЛИНОЮ В 25 ЛЕТ…
Четверть века назад игумен Владимир (Соколов), настоятель храма во имя Михаила Архангела города Новосибирска, руководитель отдела тюремного служения Новосибирской митрополии РПЦ начал работу с осужденными – их духовное воспитание. В сентябре 2010 года между Новосибирской и Бердской Епархией РПЦ и ГУФСИН России по Новосибирской области было заключено Соглашение о проведении совместного миссионерского мероприятия, посвященного 20-летию сотрудничества. Работа миссионеров с каждым годом набирала обороты, и сейчас осужденные могут не только найти себя, но и обрести совершенно новую специальность, духовную – «звонаря».
Именно с движения миссионерского автопоезда все, что связано с колоколами на территории исправительных учреждений, стало приобретать особое значение. Преподаватель звонарского искусства Алексей Талашкин рассказал, что колокольный звон тайно воздействует на всех, кто его слышит, независимо от пола, возраста и социального положения. Как оказалось, доступ к колоколам оказался наиболее действенной формой просвещения.
- Тогда, в 2010 году во время проведения первого миссионерского автопоезда осужденные имели возможность прикоснуться к колоколам, многие звонили достаточно слаженно. Наверное, только звонарь может ощутить ту радость, которая возникает в момент звона. И осужденные входили в эту радость, звоня индивидуально или в ансамбле со звонарем. Радовало, что у осужденных колокола вызывали сильные чувства. Мы не ожидали, что будет именно так, - рассказывает Алексей Талашкин.
Алексей ТАЛАШКИН
В августе и сентябре 2011 года сотрудники ГУФСИН России по Новосибирской области, священнослужители, певчие, звонари и послушники Новосибирской митрополии (тогда епархии) Русской Православной Церкви вновь организовали миссионерский автопоезд по всем исправительным учреждениям. Отличительной особенностью второго автопоезда стал проводимый в каждом учреждении перед началом молебна крестный ход с колокольным звоном, в котором участвовали почти все осужденные, в некоторых учреждениях число участников достигало 500 человек.
Во время проведения миссионерского автопоезда кто-то из осужденных подходил к церковным колоколам ради интереса, некоторые же, напротив, относились к этой возможности очень серьезно.
В ходе движения автопоезда звонницу перевозили из колонии в колонию, и осужденные получали первые уроки колокольного звона. Так, следующим направлением деятельности Школы звонарей при Новосибирском Свято-Макарьевском Православном Богословском институте на территории исправительных учреждений стали звонарские курсы. Уроки стали проходить один раз в две недели с сентября 2011 года.
ШАНС ИСПРАВИТЬСЯ
Первая школа звонарей была открыта в Раисино, в исправительной колонии №13. На территорию колонии была завезена звонница с подбором из семи колоколов, отлитых специально для тюремного служения на заводе «Вера» города Воронеж.
Затем – Новосибирск. Первый урок звонарских курсов прошел в исправительной колонии №18. Шанс исправиться не смогли упустить более 30 осужденных, отбывающих наказание в ИК-18. У учеников не было музыкального образования, но, как отметил Алексей Талашкин, главное в звонарском искусстве - чувствовать звук колоколов сердцем, звон должен исходить от души. А звонарь, как служитель церкви, не может не быть верующим человеком, ведь звон является частью богослужения.
Среди них был и осужденный Андрей.
- Раньше, до того, как я начал учиться на звонаря, я не обращал внимания на колокольный звон. Даже если и слышал его, то не вспомню этого уже никогда. Я, наверное, впервые услышал – а лучше сказать – расслышал колокола в колонии. Есть люди, которые не понимают, зачем человеку Бог, зачем храм и все то, что происходит в храме: колокольный звон, хождение сюда, долгое стояние на молитве. Зачем это «приложение» к жизни?.. А это не приложение к жизни – это сама жизнь. Это то, что дает силы двигаться дальше с Божией помощью. Я всегда говорю, никому ничего не навязывая, о Боге. Говорю, потому что это стало существом моей жизни. Я по-другому говорить не могу, - говорит Андрей.
Андрей, как и многие другие осужденные, постигал звонарское искусство с теоретической части, где знакомился с уставом колокольного звона, узнавал виды церковных звонов. Ведь настоящий звонарь должен хорошо различать характер звона и уметь исполнять звон в зависимости от каждого Богослужения и праздника, которому это Богослужение посвящено. Поняв, что колокольный звон – это не просто какие-то ноты, сложенные в ритмическом рисунке, будущие звонари приступили к практическому этапу. Обучение игре на колоколах проходило на специально оборудованной звоннице.
На практических занятиях осужденные пробовали прочувствовать пение колоколов, старались звонить, исходя из музыки колоколов, подстроиться под ритм и рисунок звона. Практическое занятие разделялось на сольное и ансамблевое исполнение звонов.
Ученики задавали интересующие вопросы Алексею Талашкину и старались выполнять все его указания. В дальнейшем курсы звонарского искусства стали проходить практически во всех исправительных учреждениях.
В 2013 году курсы звонарского искусства проходили в рамках проекта «Дозвониться до небес – дозвониться до сердец». По окончании обучения осужденные сдавали выпускные экзамены и получали аттестаты. После освобождения аттестаты давали им право после освобождения продолжить обучение в школе звонарей Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института без вступительных экзаменов. Также аттестаты об успешном окончании курсов прикладывались к личному делу осужденного, и могли бы сыграть положительную роль на комиссии по условно-досрочному освобождению.
Но как говорит Алексей Талашкин, аттестаты – не самое главное… Сейчас проект «Дозвониться до небес – дозвониться до сердец» завершился. Однако осужденные продолжают обучение звонарскому искусству.
- Сейчас практически во всех исправительных учреждениях установлены звонницы, осужденные продолжают обучение, они обучают друг друга. Эта традиция характерна для Руси, для русских звонов, потому что старый звонарь всегда обучал молодого. У осужденных есть литература, «Звонарская тетрадь», которая была разработана специально для обучения осужденных. Преподаватели звонарского искусства приезжают реже, но все равно проводят уроки, мастер-классы. Осужденные показывают глубину звона всем сердцем. Эту сложную задачу они выполняют,- говорит Алексей Талашкин.
В этом году осужденные исправительной колонии № 18 собственными силами построили колокольню, открытие которой состоялось в сентябре этого года. Освятил ее Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Строительство колокольни началось в мае 2015 года. Колокольня пристроена к зданию храма в честь иконы Божией Матери Владимирской, помещения которой будут использоваться для проведения занятий в Школе звонарей и иконописной мастерской.
Это уникальное событие. Сама колокольня – единственная в России, построенная руками и молитвами осужденных. Уникален колокол подбора, отлитый по разработанному в Свято-Даниловом монастыре профилю. На открытии колокольни присутствовали несколько выпускников школы звонарей, у которых уже закончился срок отбывания наказания, но которые продолжают нести миссию звонарей на свободе. В честь открытия колокольни они вновь оказались с родным приходом, с родными колоколами, вновь приехали в колонию для служения. Уникален этот день был и тем, что объединил всех звонарей Новосибирской области на Втором Фестивале звонарского искусства среди осужденных. Первый фестиваль прошел в 2013 году…
Тогда осужденные, которые пробовали звонить в колокола или обучались звонарскому искусству, говорили такие слова: «Колокола – это дело такое… Когда мне в первый раз сказали, чтобы я позвонил, я даже не понимал, для чего мне это надо. Я же не музыкант, чего я пойду? А потом ты пробуешь, и что-то в тебе пробуждается. Может быть, то, что называют памятью поколений»; «У меня от звуков благовеста дух захватывает»; «Колокольный звон нужен грешным людям, в первую очередь. А значит, что в колонии он очень нужен. Может быть даже нужнее, чем на свободе, потому что здесь его лучше слышно».
Кто-то может не поверить словам этих людей, говорить, что они верят в Бога, пока находятся в колонии, а, оказавшись на свободе, забудут о храме и Боге… Но, как забыть колокольный звон, если он приникает в глубины души человека?
ОНИ ОБРЕЛИ ВЕРУ, С НЕЙ ПОЙДУТ ДО КОНЦА...
Осужденный Андрей стал звонарем в колонии. Два года назад закончился его срок отбывания наказания. Сейчас он работает, но Церковь навсегда осталась в его сердце.
- Некоторые люди, когда узнают о том, что я недавно отбывал наказание в местах лишения свободы, пытаются мне посочувствовать. Мол, надо же, какое испытание, какой тяжелый опыт. А я их слушаю и тихо улыбаюсь: «Вы не понимаете! Там я обрел веру. Звонарем стал».
Сейчас Андрей несет проповедь не только колокольным звоном, но и всей своей жизнью. И таких, как он очень много…
Осужденный Виктор отбывал наказание в ИК-18, ему было отказано в условно-досрочном освобождении. Но Виктор продолжал обучаться и нес послушание звонаря. Он твердо знал, куда пойдет после освобождения. В Каинске, куда он вернулся после окончания срока отбывания наказания, как и во многих городах Сибири, не хватает звонарей. Свою миссию он продолжил в местном храме.
Осужденный Иван отбывал наказание в исправительной колонии №15. Сейчас он вышел на свободу, вернулся в родной Томск. Он не встретился со своими друзьями из «прошлой жизни», он пришел в храм. Он продолжает служение Господу через колокольный звон.
«Вчерашний осужденный» Виталий отбывал наказание много лет… Последние годы, проведенные в местах лишения свободы, он посвятил обучению колокольному искусству – в этом он достиг больших высот. Его исполнительское мастерство отмечали и преподаватели, и осужденные, и сотрудники исправительной колонии. После освобождения он не перестал звонить. Он принял участие в значимом для всех православных людей событии - VI фестивале звонов «Даниловские колокола». Мероприятие было приурочено к 30-летию возрождения звонов древней московской обители, прошло оно в сентябре этого года в Москве. Виталий звонил в традиции Никольского храма исправительной колонии № 3 города Новосибирска. А какая традиция? Звон от всего сердца – выражение благой вести, радости, торжества, веры.
Имен осужденных, которые обрели в стенах исправительных учреждений «духовную профессию» много… Но самое главное – не их количество, а то, что они остаются преданными своему делу, которое избрали на своем жизненном пути.
- Многие осужденные ждут освобождения с каким-то ужасом. Что они будут делать на свободе? Как они будут жить? Куда пойдут?.. Наша задача состоит в том, чтобы через колокольный звон освободить людей от метаний и непонимания, что им делать дальше и, как жить. А звонарей на приходах не хватает… Всем выпускникам звонарских курсов и тем, кто продолжает самостоятельное обучение колокольному искусству, мы даем рекомендацию, находим контакты батюшек и говорим: «Вот, звонарь освободился. Он звонит хорошо». И я не знаю священника, который бы на это ответил: «Мне звонарь не нужен», - говорит Алексей Талашкин.
Остается добавить, что после освобождения каждый человек выбирает себе свой путь. Но абсолютно точно можно сказать, что «вчерашний осужденный», который увидел Бога, услышал Его, раскрылся перед Ним, никогда не вернется в места лишения свободы. Он тогда, отбывая наказание, вошел в состояние непрерывного обновления, пути восстановления в себе образа Божьего. А значит - с верой он будет до конца.
Вера СУХУШИНА
НОВОСИБИРСК