Интервью
архив новостей
Как можно остановить «гидротехническую войну»?
Для Китая вода с каждым годом становится все более ценным ресурсом, который под влиянием антропогенных факторов и бурного роста экономики превращается в дефицитнейший товар. По прогнозам к 2030 году Поднебесная будет вынуждена импортировать около 240 млрд. кубометров воды ежегодно. Уже сегодня в КНР на душу населения приходится лишь 2100 кубометров воды в год, или около 28% от среднего мирового значения. Более 400 городов страдают от нехватки живительной влаги. Более ста - испытывают серьезный дефицит чистой воды. В частности, в Пекине в 2011 году уровень водных ресурсов упал до 120 кубометров в год.
Водные ресурсы КНР истощаются от неэффективных ирригационных систем, бурного роста промышленности и неконтролируемого расширения посевных площадей. Особо остро ситуация с водообеспечением складывается в западных областях страны, где власти Китая активно решают данный вопрос за счет использования ресурсов трансграничных рек с Россией и Казахстаном.
Начнем с того, что Синьцзян-Уйгурский автономный округ планируется превратить в региональный торговый центр в Центральной Азии с дальнейшим выходом на Восток. Здесь бурно развивается нефтяная промышленность, сельское хозяйство. И это при том, что по запасам водных ресурсов провинция -- одна из беднейших в Китае.
Чтобы понять ситуацию, приведу следующие данные: Синьцзян обладает водными ресурсами приблизительно в 26,3 кубокилометра в год. Этого достаточно, чтобы обеспечить водой 18 млн. человек. Однако в провинции уже сегодня население перевалило за 20 млн. И эта цифра будет только расти, поскольку КНР целенаправленно заселяет провинцию ханьцами (представителями титульной нации), чтобы разбавить этнические меньшинства. Это политика ассимиляции одного из самых экстремистки настроенных регионов Китая, предусматривает увеличение численности населения до 60-100 млн.
В целях обеспечения вновь заселяемых районов продовольствием, власти Китая построили канал «Иртыш-Урумчи» для орошения стремительно увеличивающихся посевных площадей. Уже сегодня под сельское хозяйство Синьцзяна здесь используется более шестисот тысяч га, а в перспективе планируется расширение до двух миллионов гектаров.
Другим дестабилизирующим водную ситуацию в регионе фактором является строительство трехсоткилометрового канала Черный Иртыш – Карамай с проектной мощностью водозобора в пять куб. км в год. Как утверждают ученые, в среднесрочной перспективе Китай будет иметь возможность увеличить забор воды до восьми кубокилометров в год. Если учесть, что дебет формируемого на территории КНР Черного Иртыша, составляет порядка девяти кубических километров воды, реализация данного проекта может означать фактический поворот реки на районы Карамай и Урумчи. В этом случае не остается даже тех законных 30 процентов объема стока, которые составляют неприкосновенный экологический запас.
Пессимистичный прогноз, озвученный экспертами, отслеживающими динамику водопотребления китайской стороной, свидетельствует о том, что в случае если Китай продолжит политику бесконтрольного использования водных ресурсов трансграничных рек, территориям расположенным вниз по течению грозит экологическая катастрофа.
В результате подобного вмешательства в гидробаланс региона, дефицит стока может возрасти настолько, что с большим трудом можно будет поддерживать санитарный минимум воды, отказавшись от судоходства, рыболовства, затопления пойменных угодий.
Уже сегодня есть повод для беспокойства. К примеру в Бухтарминском водохранилище, расположенном в устье казахстанского Иртыша, кромка воды в последние годы отступила более чем на 10 метров – водоем заполнен лишь на 60%. Кроме того, пересох перешеек залива Туранга, где ранее активно нерестилась рыба. По последним оценкам уровень воды в Иртыше на 43% ниже от ожидаемой нормы.
С аналогичными проблемами сталкивается и Россия. В результате повышенного забора воды Китаем, ряд регионов РФ по которым протекает Иртыш, уже лишились более двух млрд. кубометров воды в год. К примеру, в Омской области начались процессы опустынивания. Исчезают многие виды флоры и фауны. Страдают также Курганская и Тюменская области.
Критическая ситуация складывается и на трансграничной реке Или, формирующей свои воды на территории Китая и питающей уникальное озеро Балхаш, расположенное на территории Казахстана. Еще в 70-х годах прошлого столетия имел место прецедент, когда в результате хозяйственной деятельности Китая, возникла прямая угроза обмеления этого водоема. Тогда под нажимом советского государства угрожающую ситуацию удалось решить, однако в настоящее время в бассейне реки Или Китай реализует множество проектов, в связи с чем ожидается, что к 2050 году сток реки уменьшится более чем на 40%.
Другими словами, как Россия, так и Казахстан становятся заложниками гидрополитики КНР. Вялотекущий переговорный процесс по проблематике, который длится уже более десяти лет, не принес серьезных результатов. Во-первых, Поднебесная отказывается вести переговоры в многостороннем формате. Отказывается она обсуждать эти вопросы и в рамках ШОС. Во-вторых, те договоренности, которые все же были достигнуты, кардинально ничего не меняют.
Москва и Пекин в 2008 году подписали межправительственное соглашение о рациональном использовании и охране трансграничных вод. Однако это не умерило аппетитов Пекина, который продолжает наращивать водопотребление. По линии Астана-Пекин также заключено множество соглашений, регулирующих водные отношения. Создана совместная казахстанско-китайская комиссия, в рамках которой проводятся заседания международных экспертных групп. Однако, подписанные документы, безусловно, важные и необходимые, все же не затрагивали одного ключевого вопроса – вододеления Иртыша. По последним данным решение запланировано принять в 2014 году.
Знакома китайская тактика вести переговоры по водной проблематике по максимуму затягивая этот процесс. Поэтому, есть опасения, что экологическая ситуация в бассейне Иртыша еще больше приблизится к катастрофической. К тому времени, когда Китай «созреет», вполне может статься так, что и делить будет нечего…
Отсюда возникает вполне привычный для России вопрос: что делать? Апеллировать к международному праву?
Согласно международному законодательству страна, на территории которой находится часть международного водотока, принимает на себя обязательство не наносить «значительный ущерб» другим странам, по которым он проходит, и сотрудничать в его освоении справедливым и разумным образом. Если же ущерб нанесен, то декларируется «обсуждение вопроса о компенсации».
Но для того, чтобы эти разумные меры возымели действие, Китай должен присоединиться к двум основополагающим международным соглашениям – Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков и Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер.
Поднебесная же по вполне понятным причинам подписывать конвенции не желает. Следовательно, надо заставить Китай это сделать. По мнению экспертов, работа в этом направлении уже напоминает тихую дипломатическую войну. Чтобы смягчить позицию Пекина, РФ и РК намерены использовать потенциал контактов всех форм, включая встречи на высшем уровне и дипломатические каналы, межправительственные соглашения.
В конце концов, нужно напомнить Китаю декларируемые им принципы дружбы и добрососедства, взаимовыгодных и равноправных партнерских отношений. Ведь то, что мы наблюдаем сегодня, партнерством не назовешь. Игра идет в одни ворота. Поэтому необходимо объединить усилия России и Казахстана для скорейшего решения правового статуса Иртыша. Важно найти такие аргументы, а совместно это сделать гораздо проще, при которых Поднебесная будет более сговорчивой. И начнет жить по-соседски.
Михаил КОЛОТОВ
КСТАТИ
Самый длинный судоходный канал в мире - Великий канал в Китае. Общая длина его 1781 км! Он соединяет столицу Китая город Пекин с Восточно-Китайским морем. Канал включает в себя также естественные водные пути - русла многих рек и озера, пересекает большие китайские реки Хуанхэ и Янцзы. Строительство его было завершено в XIII в. на базе каналов, строящихся еще с 540 г. до н. э. Известно, что в 600 г. на строительстве отрезка канала работало 5 млн. рабочих. Это одно из древнейших гидротехнических сооружений в мире. Канал имеет большое транспортное значение для Китая. Он используется для перевозки угля, зерна, леса, хлопка и других грузов. Но в последние десятилетия за каналом перестали следить, и его заносит илом. Теперь глубина канала всего 2-3 м.