Интервью
архив новостей
Лечебная база санатория должна быть высокой пробы!
На территории Сибири существует полный спектр здравниц, обладающих комплексом гидроминеральных и ландшафтно-климатических ресурсов. Среди них – знаменитая Белокуриха, на Алтае, которая успешно конкурирует с известными курортами Кавказа, Крыма и даже со швейцарским Давосом. Но, приобретая путевку, важно знать, какого качества им предлагается лечение.
На фоне споров о пользе радоновых процедур мы все чаще слышим об уникальности санатория «Алтайский замок». Наш разговор о том, какова идеология этой здравницы, и о том, как надо относиться к своему здоровью – с председателем совета директоров санатория «Алтайский замок» Борисом АНИСИМОВЫМ.
-- Борис Николаевич, в одном из своих интервью Вы сказали, что каждый санаторий должен иметь «сертификат доверия», и «Алтайский замок» такой документ уже вполне заслуживает. О чём речь?
-- Давайте вспомним, что курорт Белокуриха возник более 140 лет назад. Здесь были обнаружены целебные термальные азотно-кремнистые радоносодержащие воды, которые стали лечебной базой курорта. Непревзойденная конкурентноспособность воды безусловна, аналогов ей нет в мире. Белое курение над горячими источниками и дало название курорту – Белокуриха. В «Алтайском замке» во время процедуры над ванной можно заметить это самое белое курение и обилие пузырьков на теле. Это говорит о первозданности радоносодержащей воды и, соответственно, о высочайшем качестве процедуры в нашем санатории.
-- Простите, а в других санаториях Белокурихи вода что, менее целебная?
-- Наш санатоий расположен в непосредственной близости от термальных (т.е.горячих) радоновых источников. Это исключает необходимость искусственного подогрева воды, длительную транспортировку по трубам и позволяет сохранить изначальные параметры воды: оптимальный химический состав и уровень концентрации радона. Я считаю, в этом наше главное преимущество, здесь у нас нет конкурентов.
Приведу еще одно доказательство. Именно здесь, в здании «Алтайского замка», бывшей Главной водолечебнице, раньше проводилась процедура оздоровления сухим радоном (эманаторий). Правда, оборудование эманатория перестало соответствовать техническим и санитарным требованиям времени, и поэтому пока его пришлось демонтировать.
А в другие санатории радон транспортируется, при этом травмируется до 60 % состава. Таково мнение ученых, в числе которых – директор Института проблем здоровья и новых технологий Академии медико-технических наук РФ, д.м.н., академик РАЕН и РАМТН профессор Олег МАШКОВ.
-- Значит, если 60 % целебного состава не доходит до пациентов, то они недополучают более половины полезных для организма свойств!?
-- Конечно. А деньги платят за полноценные процедуры. При этом надо понимать, что минеральные элементы, которыми богата радоновая вода, не восстанавливаются, восстанавливается только температура за счет искусственного подогрева.
-- Вы ставите под сомнение лечебный эффект в других санаториях?
-- Я ставлю под сомнение эффект от радоновых водных процедур. И делаю это на основании научных публикаций, которые доказывают, что лечебный эффект возможен только в том месте, где находится водолечебница. Это как грудное молоко при сцеживании теряет свои свойства. Поступая непосредственно из материнской груди, не соприкасаясь с воздухом и светом, оно наиболее полезно для младенца. Так и эта живительная вода: только из источника исцеляет нас. Такая вода достойна любви – она восстанавливает необходимое равновесие в организме, который, как известно, на 80 % состоит из воды…
К слову сказать, некоторые понимающие и ответственные врачи других санаториев на радоновые ванны направляют именно к нам своих пациентов, и в особенности детей.
-- Борис Николаевич, а не опасен радон в такой концентрации?
-- Радон необходим человеческому организму, он стимулирует иммунную систему, в частности, клетки-киллеры, которые уничтожают раковые клетки. Согласно исследованиям ряда ученых, в том числе руководителя группы экологической радиохимии при МГУ, заслуженного профессора Игоря БЕКМАНА радонотерапия показала отличные результаты при лечении практически всех заболеваний. Об одном только лечении радоном подагры, известной как «болезнь королей», написано немало научных трудов.
Первозданный радон безопасен. Этот факт всей своей жизнью доказал алтайский ученый Биллал Абдулаевич ЭФЕНДИЕВ, проживший в полном здравии 80 лет, и его супруга Татьяна Семёновна, которая сегодня бодрствует в 85 лет. Они готовили себе пищу на радоновой воде, потребляли ее как питьевую и демонстрировали полезность такой кухни, в частности, для профилактики атеросклероза. Старожилы вспоминают, что в старой водолечебнице проходили банные дни. Дамы под солнечными зонтиками, мужчины в кашне и нарядные дети «шли на воды». Об этом столько классиками написано!
-- О фирменном кофе «Алтайского замка» я наслышана…
-- Наша кухня вообще славится грамотным подбором калорийности и вкусовых качеств. В меню санатория максимум натуральных продуктов и полное исключение «неправильной пищи» -- здесь мы пунктуально следуем рекомендациям Института питания РАМН. В настоящее время мы продумываем приготовление выпечки на основе минеральной воды. А кофе, да, мы уже варим на радоновой воде. Чтобы выпить чашечку такого бодрящего напитка, к нам заходят гости из других здравниц, жители Белокурихи. Обязательно угощаем наших партнеров из разных городов. Но мы намеренно убираем из лексики санатория такие слова, как «бар» или «дискотека». Всё-таки в здравнице места и формы досуга должны быть иного формата.
-- Действительно, под словами «ездил по путевке в санаторий» мы чаще всего подразумеваем просто отпускной отдых и легкое кратковременное восстановление организма.
-- И, обратите внимание, сами санаторные учреждения в последнее время позиционируют себя как развлекательные. В их рекламе говорится, в первую очередь, о досуге, забавах, а затем уже о возможностях лечебной базы. Это идёт вразрез с концепцией создателей курорта Казначеева и Славского. А если сказать резче, больно смотреть, что «нагородили» после них, и хочется это разрушить. На мой взгляд, выстраивать технологию оздоровления надо научно, на основе анализа социальных, экономических проблем, ситуации со здоровьем нации, на основе данных о влиянии новаций на организм человека.
К примеру, специалисты и пациенты хотят пошагово знать, как влияют принимаемые процедуры на организм. Мы разыскали такой аппарат, «Валеоскан» (от валео – здоровье. И вот он уже установлен у нас в санатории, единственный на всю Белокуриху. Мы будем работать с прибором и на выездах во время презентаций, которые активно проводим в регионах России. Сотрудники санатория -- профессионалы медицины -- лично встречаются с трудовыми коллективами, просвещают, рассказывают о здоровье, и, конечно, о возможностях оздоровления в «Алтайском замке», отвечают на многочисленные вопросы наших потенциальных клиентов.
Конечно же, со стороны предприятий необходима материальная поддержка. Ведь не все люди думают о своем здоровье, да и не всякая семья может найти достаточно денег, чтобы отправиться в санаторий. Поэтому и нужно поощрение тех, кто заботится о бесперебойной работе своего организма.
-- Думаю, руководство предприятия, заинтересованное в процветании своего производства, небезразлично к здоровью своих тружеников, членов их семей.
-- Да, так должно быть в идеале. Однако у нас по традиции основное внимание уделяется людям и семьям, нуждающимся в социальной защите, или находящимся в зоне социального риска. Нормальная же семья, стабильно работающий человек (а это главный потенциал государства!) чаще всего находятся вне поля зрения органов власти и, тем более, руководителей производственных структур. Редко где понимают, что от состояния здоровья работника зависит результат его участия в производстве, и, если хотите, экономическая эффективность предприятия. Вопрос оздоровления – социальный вопрос. И если это все поймут, возможно, по индексу счастья (есть такой показатель) Россия не будет занимать последние места. И лечебная база санатория вкупе с климатическими условиями должна быть высокой пробы. Тогда она не будет нуждается в «голой» рекламе.
-- Что Вы имеете в виду под «голой» рекламой?
-- Этим определением я бы назвал рапорты об оздоровлении, об увеличении продолжительности жизни. Например, из официальных отчетов я знаю, что на детское оздоровление Новосибирская область ежегодно расходует более 700 миллионов рублей. У вас оздоровлением охвачено 95 % детей в возрасте от 7 до 17 лет. У более чем 80 % детей отмечается «выраженный оздоровительный эффект».
Это хорошие показатели. Но почему тогда педагоги не замечают этого эффекта: дети быстро устают, часто болеют, они раздражительны и не инициативны.
Может, тогда стоит шире использовать природную санаторную базу Алтая? В Белокурихе и, в частности, в нашем санатории «Алтайский замок», такая база есть. Родители с удовольствием и огромной пользой проводят здесь отпуск со своими детьми, а какой ребенок не мечтает пожить в замке!
-- Кстати, Борис Николаевич, почему Ваш санаторий называется «Алтайский замок»?
-- Почему «алтайский», думаю, не надо объяснять. А «замок» -- это всегда тайна, легенды, чудеса. Согласитесь, трудно представить что-то более романтичное, чем ужин вдвоём, при свечах, под музыку менестрелей…К сожалению, старинная музыка предаётся забвению, а суматоха серых будней убивает в нас романтику. А так хочется иногда туда, где тишина и покой, где крепкие стены надёжно отгораживают от внешнего мира…
Поэтому мы делаем всё, чтобы каждый гость нашего санатория мог погрузиться здесь в негу релаксации, ощутить чудеса исцеления природными дарами Алтайской земли и в своём стремлении разгадать главную тайну жизни – познать самого себя – возвращался сюда вновь и вновь.
Дарья Смирнова