Интервью
архив новостей
"АИДА" С СИБИРСКИМ РАЗМАХОМ
ОТ КВЕСТ-ОПЕРЫ - ДО FASHION OPERA
«Аида». В разные годы она ставилась и в Оперном театре Новосибирска. Последняя «Аида» 2004 года, в постановке Дмитрия Чернякова возмутила своими новациями новосибирских зрителей. И потому они не без опаски отправились на новую премьеру оперы в НОВАТ, поставленную молодым московским режиссером Вячеславом Стародубцевым, уже знакомым по работе над квест-оперой «Турандот» Пуччини в этом году и, кстати, очень тепло и с большим воодушевлением воспринятой в нашем городе.
Все билеты на оба премьерных спектакля «Аиды» в середине июля, завершающих нынешний сезон, были раскуплены заранее. В числе этих зрителей с билетами оказались 40 поклонников Верди из Италии. Они специально прибыли на премьеру и оставили восторженный отзыв с гордостью за своего композитора-соотечественника, которого так любят и знают в Сибири.
«Аида»… Людям по душе здесь всё: и сюжет, пронизанный любовными страстями, и экзотика египетской старины с её слонами, действующими жрецам, фараонами и священным Нилом. И, конечно, музыка, где Верди превзошел самого себя. Все мелодии оперы, от первой до последней ноты, дышат высоким эмоциональным накалом любви, ненависти, ревности, страсти, вызывая живую реакцию зала.
В центре сюжета - пирамида любовной драмы, в которой задействованы трое - молодой египетский полководец Радамес, пленная рабыня Аида, которые любят друг друга, и Амнерис, дочь фараона. Страстно влюбленная в Радамеса, она ненавидит свою соперницу Аиду. Амбициозная и властная Амнерис - полный контраст нежной и женственной Аиде, вынужденной скрывать, что является дочерью эфиопского царя Амонасро, тоже попадающего в плен. Зная о любви своей дочери и египетского полководца, он убеждает Аиду бежать вместе с Радамесом на родину, где они будут свободны и счастливы, а заодно и выведать у него безопасный путь, чтобы не встретить армию египтян. На свидании у храма Изиды Аида страстно уговаривает Радамеса к побегу. Увлеченный надеждой на будущее счастье, он называет безопасный путь. Но появление Амонасро обнаруживает перед Радамесом его невольное предательство. Подслушавшая их Амнерис уже зовет стражу, и Радамес безропотно сдается жрецам. Он готов к ожидающей его расплате и смерти, отвергая помощь Амнерис. Заживо погребенный в склепе, Радамес встречает там Аиду, заранее проникшую в его могилу, чтобы разделить печальную участь любимого.
Такова сюжетная интрига оперы, потрясающая свои трагическим исходом. Несмотря на заказной характер произведения, запланированного к торжеству в честь открытия Суэцкого канала, Верди с большим увлечением трудился над ним, а, закончив, активно участвовал в постановке своего детища в Милане, пропустив ради этого премьеру «Аиды» в Каирском театре в 1871 году. С той поры «Аида» продолжает свое победное шествие по сценам всего мира, став одной из самых любимых опер.
Свою постановку в Новосибирске Вячеслав Стародубцев назвал fashion оперой в отличие от предыдущей постановки - «Турандот» Пуччини - квест-оперы. Fashion- значит, стильная, модная, так как «опера – это априори искусство от кутюр», считает он, то есть искусство высокой моды - эксклюзивное, единственное в своем роде, в отличие от pret-a-porter- массовой моды.
- Fashion- это потому,- поясняет он,- что в сценических костюмах мы с художником Жанной Усачевой используем современные материалы - пластик, лаке, неопрен. Совмещением технологий хотели создать что-то интересное для зрительного зала, уйти от привычной бутафории - египетских иероглифов, пирамид и пр., найти свою историю, свой стиль моды - от кутюр. Мы создали грандиозный спектакль в грандиозном театральном пространстве. Для «Аиды» было изготовлено 250(!) уникальных стильных костюмов и уникальных масштабных декораций. «Населенность» массовых сцен достигает 150 человек одновременно. Это чисто сибирский размах.
Вячеслав уверен, что истины и жизненной правды на сцене должно быть ровно столько, чтобы она не затмевала правду художественную. Задача режиссера, погрузив зрителя в другую реальность, донести до каждого это возвышенное.
- Мои герои - это живые люди, - говорит он, - каждый из которых пытается добиться ответа на свои чувства, каждый борется за право обладания собственным счастьем. В «Аиде» драматическая правда с блеском выявляется музыкальной лексикой Верди, здесь нет лишних украшательств. Даже в монументальных массовых сценах, при всей театральной пышности сюжета, невероятно правдиво звучат мелодические характеристики каждого персонажа.
Свою художественную правду об Аиде он приблизил к философии картин Сальвадора Дали. И потому на авансцене - фигуры трех слонов на нереально высоченных паучьих ногах, как на известной картине «Искушение святого Антония». Использован колорит его картин в световом оформлении спектакля (художник по свету - лауреат национальной премии «Золотая маска»-2015 Сергей Скорнецкий). Единомышленники режиссера – хореограф Артур Ощепков (пластическое решение), художник-постановщик Жанна Усачева, и, конечно, музыкальный руководитель дирижер Дмитрий Юровский. Все они действуют единой слаженной командой, в которую включены все участники этого грандиозного театрального действа - солисты, хор, музыканты оркестра. А как же иначе?
Театру очень повезло с главным дирижером Дмитрием Юровским - талантливым музыкантом, представителем знаменитой музыкальной династии, работавшим со многими известными симфоническими оркестрами мира. Отдельное спасибо директору НОВАТ Владимиру Кехману, сумевшему пригласить музыканта такого уровня в Новосибирск на должность главного дирижера в 2015 году. И зрители смогли сполна оценить дирижерское искусство Юровского в «Аиде», где музыка Верди звучит в необычайно тонкой и талантливой интерпретации, раскрывая все волшебство звуков оркестра и вокала с их накалом страстей, трагизма и абсолютной гармонии.
- В отличие от предыдущей нашей совместной работы с режиссером Стародубцевым - оперы «Турандот», - говорит Дмитрий, - «Аида» имеет в новосибирском оперном театре серьезное и славное прошлое, что делало нашу общую задачу гораздо ответственнее: это четвертое обращение театра к оперному шедевру Верди. Первая постановка на новосибирской сцене была представлена дирижером Исидором Заком в 1948 году и возобновлена через двадцать лет. В 1993 году она прозвучала в концертном исполнении. В 2004 году современное прочтение «Аиды» представили дирижер Теодор Курентзис и режиссер Дмитрий Черняков.
В заглавной партии занята наша великолепная примадонна Вероника Джиоева, которая все свои эмоции умудряется великолепно переносить на сцену. Её Аида - это сплошной нерв, которой противостоит могущественная Амнерис (солистка Большого театра, безукоризненная Агунда Кулаева, хорошо знакомая новосибирцам по другим партиям и спектаклям). Партию Радамеса исполняет замечательный тенор из Москвы - Михаил Агафонов. Мне довелось встречаться с ним в «Аиде» пять лет назад в Антверпене. К сожалению, ни Олег Видеман, ни Роман Завадский не смогли по объективным причинам петь премьеру. А вообще над спектаклем работала очень слаженная команда, в том числе артисты хора и статисты, хотя мне со своего рабочего места и не всегда удавалось точно различить их. Но все они трудились с одинаковой отдачей.
Сама Джиоева в восторге от новой работы, так как партия Аиды - одна из самых любимых в её певческом репертуаре. В первую очередь - за прекрасную музыку. А это великое счастье - петь то, что любишь, признается Вероника. И ей нравится режиссерская трактовка образа и спектакля в целом, и сама работа с Вячеславом Стародубцевым:
- То, что сделал режиссер,- прекрасно. Мы, солисты, очень комфортно и свободно чувствуем себя в этом спектакле. Слава - очень светлый человек, который сумел на репетициях настолько всех нас объединить, что они стали нам в радость.
ОТ АВТОРА. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Премьера «Аиды»- большое событие в культурной жизни сибирской столицы. И некоторая эйфория от успеха вполне понятна. Спектакль получился выразительным, красивым, зрелищным, безукоризненно музыкальным. Он, безусловно, войдет в постоянный репертуар театра и полюбится зрителем. Но о некоторых диссонансах и досадных излишествах или несовершенствах всё же нельзя умолчать.
Среди них - неожиданное появление в спектакле у Аиды ребенка, причем, довольно взросленького , который время от времени появляется на сцене - пробегает, ластится к матери и охотно играет в песочек, который насыпан в большие квадратные короба на авансцене. По этой причине непривычно удалены от дирижера солисты, что создает трудности для их взаимодействия. Из-за нагромождения непонятных квадратов, видимо, из оперы были исключены торжественные ритуальные танцы во втором и действии в честь победы над врагом, да и в других сценах. Из-за них фараон и жрецы вынуждены показываться народу и «вещать» с высоты птичьего полета.
Креатив и инициатива - хорошая вещь, но нельзя, чтобы они зашкаливали, во всем нужны чувство меры и вкуса. Господин Верди относился очень трепетно к этому, не признавая ни фактической небрежности, ни всяких «придумок». В письме к музыкальному издателю Джулио Рикорди (1871 год, время издания «Аиды») заявлял: «Я хочу только одного творца и удовлетворюсь тем, что будет исполнено просто и точно написанное в нотах. Беда именно в том, что не исполняется то, что написано. Я не признаю ни у певцов, ни у дирижеров права «создавать», что является, как я уже сказал раньше, принципом, ведущим к злоупотреблениям».
Фото Виктора ДМИТРИЕВА