Главная Культура и искусство "АИДА" С СИБИРСКИМ РАЗМАХОМ

"АИДА" С СИБИРСКИМ РАЗМАХОМ

"АИДА"  С  СИБИРСКИМ РАЗМАХОМ

 ОТ КВЕСТ-ОПЕРЫ -  ДО  FASHION OPERA

«Аида». В  разные годы она ставилась и в Оперном театре Новосибирска. Последняя  «Аида» 2004 года, в постановке Дмитрия Чернякова   возмутила своими новациями  новосибирских зрителей. И потому они не без опаски отправились на новую премьеру  оперы в НОВАТ,  поставленную  молодым  московским режиссером  Вячеславом Стародубцевым, уже знакомым по работе над квест-оперой «Турандот» Пуччини  в этом году и, кстати,  очень тепло и с большим воодушевлением воспринятой в нашем городе.

Все  билеты на оба премьерных  спектакля «Аиды» в середине   июля,  завершающих нынешний сезон, были  раскуплены заранее. В   числе  этих зрителей    с   билетами оказались    40  поклонников Верди из Италии.  Они специально   прибыли на премьеру  и оставили   восторженный отзыв с гордостью за своего композитора-соотечественника, которого так любят и знают в Сибири.

«Аида»… Людям по душе здесь всё: и сюжет, пронизанный любовными страстями, и экзотика египетской старины с её слонами, действующими жрецам, фараонами и священным Нилом. И, конечно,  музыка, где Верди превзошел самого  себя. Все мелодии  оперы, от первой до последней ноты, дышат высоким эмоциональным накалом любви, ненависти, ревности,  страсти, вызывая живую реакцию зала.

  В центре сюжета -   пирамида  любовной  драмы, в которой задействованы трое - молодой египетский полководец   Радамес,  пленная рабыня Аида, которые любят друг друга, и Амнерис, дочь фараона. Страстно влюбленная в Радамеса, она  ненавидит  свою соперницу Аиду. Амбициозная и властная Амнерис  -  полный контраст нежной и женственной Аиде,  вынужденной скрывать, что является  дочерью эфиопского   царя Амонасро, тоже попадающего в  плен.   Зная о любви своей дочери и египетского  полководца, он убеждает Аиду бежать вместе  с Радамесом  на родину, где они будут свободны и счастливы, а заодно и выведать у него безопасный путь, чтобы не встретить армию  египтян. На свидании  у храма  Изиды Аида страстно уговаривает  Радамеса к побегу. Увлеченный надеждой на  будущее счастье, он называет  безопасный путь. Но появление Амонасро обнаруживает перед Радамесом его невольное предательство.   Подслушавшая их Амнерис уже зовет стражу, и Радамес  безропотно сдается жрецам. Он готов к  ожидающей его расплате и смерти, отвергая  помощь Амнерис. Заживо погребенный в склепе, Радамес встречает  там Аиду, заранее проникшую в его могилу, чтобы разделить печальную участь  любимого.

Такова сюжетная интрига оперы, потрясающая свои трагическим исходом. Несмотря на заказной характер   произведения, запланированного к торжеству в  честь открытия Суэцкого канала, Верди с большим увлечением трудился над ним,   а,  закончив, активно участвовал в постановке своего детища в Милане, пропустив ради этого премьеру «Аиды» в Каирском театре в 1871 году.   С той поры  «Аида» продолжает свое победное шествие   по сценам всего мира, став одной из самых  любимых опер.

 Свою постановку в Новосибирске Вячеслав Стародубцев назвал fashion  оперой в отличие  от  предыдущей постановки - «Турандот» Пуччини - квест-оперы.  Fashion- значит, стильная, модная, так как «опера – это априори искусство от кутюр», считает он, то есть искусство высокой моды - эксклюзивное, единственное в своем роде, в отличие от pret-a-porter- массовой моды.

- Fashion- это потому,- поясняет он,-  что в сценических костюмах мы с художником Жанной Усачевой используем современные материалы - пластик, лаке, неопрен.  Совмещением технологий хотели  создать  что-то интересное для зрительного зала, уйти от привычной бутафории - египетских иероглифов, пирамид и пр., найти свою историю, свой стиль моды - от кутюр.  Мы создали грандиозный спектакль в грандиозном  театральном пространстве. Для «Аиды»  было изготовлено 250(!) уникальных стильных костюмов и уникальных масштабных декораций. «Населенность»  массовых сцен  достигает  150 человек одновременно. Это чисто сибирский  размах.

Вячеслав уверен, что  истины  и жизненной правды  на сцене должно быть ровно столько, чтобы она не затмевала правду художественную. Задача  режиссера, погрузив  зрителя в  другую реальность,  донести  до каждого это возвышенное.

- Мои  герои - это живые люди, - говорит он, - каждый из которых пытается  добиться ответа на свои чувства, каждый борется за право обладания собственным счастьем. В «Аиде» драматическая правда с блеском выявляется музыкальной лексикой Верди, здесь нет лишних украшательств.  Даже в монументальных массовых сценах, при всей театральной пышности  сюжета, невероятно правдиво звучат мелодические характеристики каждого персонажа.

Свою художественную правду об Аиде он приблизил   к  философии картин   Сальвадора Дали. И потому на авансцене -   фигуры трех слонов на нереально высоченных паучьих ногах, как на известной картине    «Искушение святого Антония».  Использован   колорит  его  картин в световом оформлении  спектакля (художник по свету - лауреат национальной премии «Золотая маска»-2015 Сергей  Скорнецкий). Единомышленники режиссера – хореограф Артур Ощепков (пластическое решение),  художник-постановщик Жанна Усачева, и, конечно,  музыкальный руководитель  дирижер   Дмитрий Юровский. Все они действуют  единой слаженной командой, в которую включены все участники этого грандиозного театрального действа - солисты, хор, музыканты оркестра. А как же иначе?

Театру очень повезло с главным дирижером  Дмитрием Юровским -  талантливым музыкантом, представителем  знаменитой музыкальной династии, работавшим со многими известными симфоническими оркестрами мира. Отдельное спасибо директору НОВАТ Владимиру  Кехману, сумевшему пригласить музыканта  такого уровня в Новосибирск на должность главного дирижера в 2015 году.  И  зрители смогли сполна  оценить дирижерское искусство Юровского  в «Аиде», где музыка Верди звучит в необычайно тонкой и талантливой интерпретации, раскрывая все  волшебство звуков  оркестра и вокала с их накалом страстей, трагизма и абсолютной гармонии.

- В отличие от  предыдущей нашей совместной работы с режиссером Стародубцевым - оперы «Турандот», - говорит Дмитрий, - «Аида» имеет в  новосибирском  оперном театре серьезное и славное прошлое, что делало нашу общую  задачу  гораздо ответственнее: это  четвертое обращение  театра к оперному шедевру Верди. Первая постановка на новосибирской сцене  была представлена  дирижером Исидором Заком в 1948 году и возобновлена через  двадцать лет. В 1993 году она прозвучала  в концертном исполнении. В 2004 году современное прочтение «Аиды» представили дирижер Теодор Курентзис и  режиссер Дмитрий  Черняков.

В заглавной  партии  занята наша великолепная примадонна Вероника Джиоева, которая все свои эмоции умудряется великолепно переносить на сцену. Её Аида - это сплошной нерв, которой противостоит  могущественная  Амнерис  (солистка Большого театра,  безукоризненная Агунда Кулаева, хорошо  знакомая новосибирцам по  другим  партиям и спектаклям). Партию Радамеса исполняет замечательный  тенор из Москвы - Михаил Агафонов. Мне  довелось встречаться  с ним в «Аиде» пять лет назад в Антверпене. К сожалению, ни  Олег Видеман, ни Роман Завадский не смогли по объективным  причинам петь  премьеру. А вообще над спектаклем работала  очень слаженная команда,  в том числе   артисты хора и статисты, хотя мне со своего рабочего места и не всегда удавалось точно различить их. Но все они  трудились с одинаковой отдачей.

Сама  Джиоева в восторге от новой работы, так как партия Аиды - одна из самых любимых в её  певческом репертуаре.  В первую очередь - за  прекрасную музыку. А это великое счастье - петь то, что любишь, признается  Вероника. И ей  нравится режиссерская трактовка образа и спектакля   в целом, и сама работа  с Вячеславом  Стародубцевым:

- То, что сделал режиссер,- прекрасно. Мы, солисты, очень комфортно и свободно чувствуем себя в этом  спектакле. Слава - очень светлый  человек, который сумел на репетициях настолько  всех нас объединить, что они  стали  нам  в  радость.

ОТ АВТОРА. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Премьера «Аиды»- большое событие в культурной  жизни сибирской  столицы. И  некоторая эйфория от успеха вполне понятна. Спектакль получился  выразительным,  красивым, зрелищным,  безукоризненно   музыкальным. Он, безусловно, войдет в постоянный репертуар театра и полюбится зрителем. Но о некоторых диссонансах и досадных излишествах или несовершенствах всё же нельзя умолчать. 

Среди них -  неожиданное появление в спектакле у Аиды ребенка, причем, довольно взросленького , который время от времени появляется на  сцене - пробегает, ластится к матери и  охотно  играет в песочек, который насыпан в большие квадратные короба на авансцене.  По этой причине непривычно удалены от дирижера  солисты, что создает трудности для их взаимодействия.  Из-за  нагромождения непонятных квадратов, видимо, из оперы  были исключены торжественные ритуальные танцы во втором и  действии в честь победы над  врагом, да и в других сценах. Из-за них фараон и жрецы вынуждены показываться народу  и «вещать»   с высоты  птичьего полета.

  Креатив и инициатива -  хорошая вещь, но нельзя, чтобы они зашкаливали, во всем нужны чувство меры и вкуса. Господин Верди относился очень трепетно к этому, не признавая ни фактической небрежности, ни всяких «придумок». В письме к музыкальному издателю Джулио  Рикорди (1871 год, время  издания «Аиды») заявлял:  «Я хочу   только одного творца и удовлетворюсь тем,  что будет исполнено просто и точно написанное в нотах. Беда именно в том, что не исполняется то, что написано. Я не признаю ни у певцов, ни у  дирижеров права «создавать», что является, как я уже сказал раньше, принципом, ведущим  к злоупотреблениям».

Маргарита ДАНИЛОВА

Фото Виктора ДМИТРИЕВА

19 июля 2016

Комментарии (0)