БАТАЛИСТ

БАТАЛИСТ

  Продолжительным приятельством с художником В.К. Чебановым я обязан моему другу с босоногого послевоенного детства В.М. Пивкину, за что благодарен безмерно. И на то множество причин. Иметь в приятелях такого человека, как Вениамин Карпович, – большой дар судьбы.

  Его творчество и биография давно стали достоянием новосибирцев, сибиряков и даже России. В Новосибирской областной библиотеке на мой запрос выдали список из нескольких десятков названий публикаций о нём. Среди них более всего работ его друга с пятидесятых годов прошлого века Владимира Матвеевича Пивкина. Он написал и первую искусствоведческую монографию о графике В.К. Чебанове. Их дружба – образец деловых, творческих и семейных отношений людей двух поколений. Чебанову ныне 90, а Пивкин был на 10 лет моложе. В зрелом возрасте такая дистанция не так заметна, если бы не Великая Отечественная. Чебанов принадлежит к поколению Победителей. Именно переживание её ужасов и нравственных высот стали главнейшей линией его творчества. Он, по признанию многих его коллег, остаётся единственным баталистом, воплощающим подвиг советского народа в самом кровавом, жестоком противостоянии Добра и Зла за всю историю человечества. Главной своей теме он посвятил множество великолепных полотен, особенно за последние 20 лет.

  Довелось наблюдать отдельные моменты создания некоторых его произведений, что было очень познавательно и помогало зримее и глубже видеть Художника. Особо запомнилось обсуждение друзей завершения картины «Курская дуга. Последний снаряд». Сюжет простой. Прицельный огонь из дивизионной пушки ведут только двое, и то один ранен, однако у прицела, другой вставляет снаряд. Есть и третий, он полулежит, держась за грудь. На переднем плане картины разбросаны гильзы, пустой ящик от снарядов. Грандиозная битва на русском жарком поле отражена в картине ёмко, лаконично, но с мощным драматизмом и напряжением. Диагональная композиция подчёркивается нацеленностью вставляемого снаряда, он написан ярким пятном. Ощущается разогрев ствола. Обсуждая, говорили, что сработанный боевой расчёт этой 86 мм пушки из 4-х артиллеристов способен на 20 выстрелов в минуту! Задний план картины дан во всполохах огня, завесов дыма, из которых силуэты 2-х фашистских танков, один искорежен, другой движется во фронт. Трагедийность и героизм прочитываются на этом полотне и в композиции, и в колорите. В ходе обсуждения возникла мысль о ещё одной детали. Художник тут же кистью наложил её на холст. И картина стала ещё более достоверной и правдивой по восприятию. Верно говорят, что многое в искусстве решает малость. И здесь, позже отработанная мастером прозрачная облачность дыма от выстрела, придала дополнительную окраску нерва боя и его зыбкости, усилила восприятие его экспрессии. Когда стоишь у этого полотна и всматриваешься, ощущаешь жар лета и боя и даже можешь учуять едкий пороховой запах…

  Было немало таких эпизодов. Приведу ещё только один. В картине «Последний день войны» идёт наступление бойцов на старинное немецкое здание. Видны его порталы, куда устремились воины при поддержке танков. Опять пришла мысль о детали: разместить скульптуры рогатых с мечами тевтонских рыцарей над колоннами. Здание сразу обрело эпическое звучание, а последний советский снаряд выпущен в том числе и против прошлых вояк этой земли…

  Во многих полотнах видишь сосредоточенно углублённого в тему Художника, стремящегося к эмоциональной убедительности, к дотошной правдивости всего изображаемого. Мои студенты, когда я приводил их к нему в мастерскую, примерялись к стальной каске, завороженно брали в руки винтовку, ощупывали настоящий морской кортик. Говорили: «Вот это да!» или «Ого!», задавали множество вопросов и фотографировали произведения мастера. Многое Художник помнил, но и добывал фактические достоверности по книгам, энциклопедиям, альбомам. Интернетом он не владеет, к сожалению.

  Его отличает внутренняя строгая дисциплинированность, ведущая своё начало от рабочего коллектива в Первомайском паровозном депо, от армейских порядков в годы войны, а также от ответственности за своё предназначенное дело. Поражает его почти ежедневная и на сегодняшний работоспособность. Им создано более 250 станковых живописных работ. Он участник в более чем 70 выставках, в том числе свыше 20 персональных. Только в этом году экспонировались две: одна на двух этажах областного Музея в родном городе, вторая – на Поклонной горе в Музее Великой Победы в Москве. Выпущены две книги с цветными иллюстрациями, в одной из которых его воспоминания о войне, другая наиболее полно вобрала его творчество, имеет 270 страниц. Обе сопровождаются глубокими искусствоведческими очерками его друга, члена Союза художников В.М. Пивкина.

        Студенты - в мастерской В.К. Чебанова. Сидят (слева направо): Г.М. Залесов (автор публикации); В.К. Чебанов; В.М. Пивкин.

 

  В.К. Чебанов не только баталист «роковых сороковых». Совесть Художника не осталась равнодушной и к «лихим девяностым» и более поздним драмам - создал дюжину больших станковых картин. Это мощные многофигурные трагедийные полотна «Улица дружбы народов», «Беженцы» (2007г.), «Беслан», «Цхинвал», «Защитники Сухуми» и др. Молодые воспринимают их как ужасы. Но Мастер не только откликается на трагедии. Он побуждает к глубинным размышлениям. Таковы крупные концептуальные картины «Куда идёшь Человек?» и «Крестный путь России». В них призыв к Совести и Нравственности, исконным максимам Человека.

  Сам он в обыденной жизни – воплощение этих качеств. Будучи признан, как Заслуженным, а затем и Народным художником, он никогда не подчеркнёт это, не ведёт себя как «мэтр». Всегдашняя его скромность обнаруживается во всём - в облике и поведении самого, в убранстве что квартиры, что мастерской, в общении деловом и бытийном. Мне даже кажется, что он стесняется быть публичным. Как-то делился со мной, что не любит давать интервью журналистам. И только среди своих друзей раскрепощается и не боится быть в суждениях прямым.

  Ему близка мысль о том, что произведения искусства не следует растолковывать, они говорят лучше всяких слов сами за себя. Действительно, зная его почти все работы, убеждаешься, что он раскрывается в них со всей исповедальностью, со всеми своими многообразными и глубокими чувствами ярко и точно. Он мастерски раскрывает личности в портретах. Их у него много. На них известные сибиряки – лётчик, трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин, академик АН СССР, один из основателей Академгородка М.А. Лаврентьев, известный кардиолог и кардиохирург академик Е.Н. Мешалкин, литераторы: Л. Чикин, А.В. Никульков , Л.В. Решетников, , Н.А. Самохин, художники, искусствоведы, передовые рабочие и крестьяне. И, конечно же, почти все родные удостоены его кисти.

  Как и всякий художник, Вениамин Карпович понимает и любит природу. Однажды я выразил восхищение одним из его пейзажей, на что получил ответ: «Это не моя стезя…». Тем самым обозначил свою приверженность к крупным, остросюжетным работам и многофигурным композициям.

  Видимо, именно эти произведения Художника в большей степени сыграли свою роль при присуждении ему ныне в юбилейный его год республиканским сообществом художников высшего ордена Российской Академии художеств «За служение искусству». Вручается он от имени Президиума Российской академии художеств «по совокупности многолетних заслуг» и является признанием самых высоких профессионалов нашей страны. В Удостоверении к ордену такие слова: «Ваш путь многие годы посвящён служению Великому Искусству [так, с больших букв!]. Мы высоко ценим многогранный талант и профессиональные достижения…»… «Вы владеете богатейшей творческой палитрой и мощным профессиональным инструментарием, особым даром и авторским видением. Блистательный художник, человек огромного обаяния и глубочайшей внутренней культуры, Вы заслужили признание и уважение в профессиональном сообществе…».

  К многочисленным наградам В.К. Чебанова добавились в этом году не только юбилейные к 70-летию Победы, но и эта редкостная, а, может быть, единственная в Сибири.

  А Художник в новом поиске, размышляет о панораме, посвящённой подвигу 22-й сибирской гвардейской дивизии. И очень беспокоится о судьбе своих произведений. Он давно мечтает и проявил инициативу – передать родному городу все свои работы безвозмездно, но с одним условием, чтоб они были размещены в Музее, посвящённом участию сибиряков в достижении Великой Победы. Очень благородное, патриотичное желание ветерана!

  В.К. Чебанов для меня – реальное воплощение Человека эпохи советской цивилизации. Пожелаем же представителю победного поколения, ветерану Великой Отечественной, Народному художнику РФ, кавалеру Ордена РАХ «За служение искусству», вступающему в своё новое десятилетие возможных успехов при неубывающем здоровье и оптимизме. Пусть кисть у холста пребудет долго в руке Мастера!

  Дорогой и почитаемый Вениамин Карпович, продолжайте плодотворно свою стезю, пусть исполнится Ваша мечта! У Вас в ней немало помощников. Да сохранится память правды о войне, запечатлённая Художником, достойно служить на будущее, предостерегая от возможных трагедий любимую им Родину.

Геннадий ЗАЛЕСОВ

Новосибирск-Томск

 

ПОСТ-СКРИПТУМ:

В день юбилея Мэтра - 28 августа - в Администрации Новосибирской области состоялось торжественное чествование Народного Художника РФ В.К. Чебанова. Торжество открыл губернатор В.Ф. Городецкий, который отметил значимый вклад Юбиляра в культурно-эстетическую и общественно-патриотическую жизнь города и области. Он также вручил ему Поздравление Президента РФ В.В. Путина, награды обладминистрации. Многочисленные гости, представители общественности, работники учреждений культуры и искусства, друзья, товарищи, родные выразили свои чувства и мысли растроганному юбиляру.

28 августа 2015

Комментарии (0)