Интервью
архив новостей
Без русского языка Великой России не будет!
В Москве по инициативе Григория Явлинского вышла в свет книга доктора философских наук Олега Донских. Профессор НГУ, заведующий кафедрой философии НГУЭУ, создатель журнала «Идеи и идеалы» обратился к теме, которую считает одной из самых важных для развития современного российского общества. Речь идет об образовании, точнее о том, что с ним происходит. Поэтому и название у книги отнюдь не благостное, а тревожное: «Деградация. Размышления об образовании и его месте в нашей культуре».
Одна презентация книги прошла в столице, другая – в Новосибирске. Разговор в Доме журналистов получился интересным, ведь в нем участвовали журналисты и ученые, политики и общественные деятели. Говорили о многом, но если постараться выделить главное, то получится следующее. Слово – Олегу Донских:
-- Книга – результат того, что было написано достаточно большое количество статей по образованию за последние несколько лет. Специально для книги я написал большую статью, а, кроме того, включены в книгу также колонки, которые я несколько лет писал для «Вечернего Новосибирска». К сожалению, сегодня полуторамиллионный город остался без ежедневной газеты – это просто безобразие… Когда эти колонки печатались, то пользовались некоторым успехом.
Я работаю на разных уровнях системы образования. И материалом для работы послужили мои личные наблюдения, документы, которые определяют развитие нашей системы образования. У меня есть и достаточно большой социологический материал, поскольку я являюсь председателем областной комиссии по обществознанию, проверяю работы. Это – огромный срез: до 10000 ребят пишут ЕГЭ. И работы эти очень показательны: они демонстрируют образ мышления, образованности и т.д.
Над названием книги мне не пришлось думать – оно пришло само. Почему я все-таки говорю о деградации? Это мне пришлось сначала объяснить самому себе, после того как название уже появилось. Речь идет о деградации в двух аспектах. Первый – катастрофическая деградация в системе образования. То, что появляется в качестве документов, просто не выдерживает никакой критики!
Когда в документах говорится о том, что реформа образования нужна, то подчеркивается, что необходимо сохранение всего того лучшего, что было в системе отечественного образования. Но ни в одном документе нет внятной констатации того, а что же было хорошего? Что именно мы должны сохранить?!
Сегодня говорят о компетентностном подходе. Само слово «компетенции» уже без смеха и без слез произносить нельзя! Я проанализировал компетенции, которые включены в федеральные образовательные стандарты – каждый может с ними познакомиться на сайте министерства. Получается, что общекультурные компетенции, которые по замыслу должны быть общими для всех, для разных специальностей есть в разном количестве! Как они формулируются – это отдельная тема…
Относительно же профессиональных компетенций картина еще интереснее. У бакалавров по специальности «изящное искусство» их 9, у химиков – 11, а у журналистов – 58… Особенно трогает, что знание русского языка стоит на 30-м месте! Впереди сразу 29 компетенций. Видимо, более существенных… Составлены эти компетенции так, что те, кто их создавал, понимали, наверное, что никто ими руководствоваться не будет. Просто потому, что руководствоваться этим невозможно; это какая-то отписка. А ведь по ним составляется громадное количество методических пособий. И этот вал проходит по вузам, во время аккредитации. Работа такого рода на 98% бессмысленная!
Второй момент, о котором я хочу сказать – это то, что происходит, к сожалению, с нашими учащимися, с теми, для кого, вообще говоря, эта система и существует. Я знаю только один предмет, который стали учить лучше – английский язык. Сейчас ребята знают его лучше – об этом я могу судить – чем во времена, когда мы учились. Что касается других предметов, то ситуация очень тусклая. Я даже не стал бы говорить о содержании, но отметил бы то, что называется уровнем мышления.
Вот совсем простой пример: те, кто поступает в вузы, не умеют писать конспекты. Они или записывают отдельные фразы, или же учитель им диктует, так как ребята толком написать что-то не в состоянии. А ведь умение обобщать является необходимым качеством для человека зрелого.
Есть и проблемы с русским языком. В том числе это связано и с тем, как общаются сегодня в Интернете: короткими фразами, без знаков препинания… Привыкают к этому быстро, а владение родным языком в целом деградирует. Сегодня просто невероятное количество ошибок! Посмотрите на нашу рекламу… А как называются новосибирские улицы на наших троллейбусах и автобусах: Большевицская, Крапоткина, Богаткого… Опечаток в книгах тоже огромное количество потому, что нет корректоров, которые нормально знают русский язык.
Я снимаю шляпу перед авторами идеи «уроков грамотности» в метро – это здорово! Но я не убежден, что забота о родном языке – это только народное дело. Конечно, народ должен понимать и относиться к языку как к одному из величайших своих приобретений в истории. Иметь такого класса язык, какой мы имеем – русский язык -- это невероятное счастье! Русский язык стал мировым языком! А далеко ведь не каждый язык этого достигает. Русский язык стал языком литературы, науки, культуры… Но этим необходимо заниматься! Но сейчас русский уже практически исключен из языков мировых конференций. И науку делают на английском, чтобы быть замеченным… Поэтому, языком нужно сознательно заниматься, нужно поставить такую цель.
Статистика свидетельствует, что в 1990 году от 80 до 90 процентов мам читали детям русские сказки, и поэтому все дети знали про Колобка и Муху-Цокотуху. Знали они русскую детскую классику. А вот в 2010 году только 20 процентов мам читают детям! Ведь гораздо проще посадить ребенка пред экраном телевизора или перед монитором: пусть смотрит про черепашек-ниндзя… Я убежден, что здесь должна быть направленная государственная политика!
Сохранение и развитие русского языка – это государственная задача. А народ должен государство к этому подтолкнуть. Если мы хотим оставаться Великой Россией, быть ей! Но без русского языка это невозможно…
И нужно все-таки знать великую русскую литературу! Сегодня это знание резко уменьшается. Я спрашиваю студентов: какие стихи вы знаете? И выясняется, что они вообще не знают стихов… А ведь стихи прекрасны тем, что они расширяют языковые возможности. ИР если это уходит, то возникает очевидный вопрос: а что приходит взамен?!
Язык становится примитивным, когда люди перестают пользоваться его богатством. Сейчас не читают Достоевского и Толстого, а смотрят фильмы какие-то. Я уже не говорю о Гоголе, которого поставить невозможно, ведь он весь – язык! Или, допустим, Лесков и Мельников-Печерский. Почему нельзя поставить? Да потому, что не в сюжете дело, а в языке, потрясающем языке, которым написаны их произведения. А глубина ведь зависит от человека. Если бы Толстой жил в наше время, он бы писал о нем --- и в этом смысле появилась бы, безусловно, потребность его читать!
Нужно поддерживать любые инициативы в поддержку языка. Например, «Тотальный диктант» -- это здорово! И нужно, чтобы не писали в работах студенты «по материалам Интернета». Это что за автор такой?! Чтобы в учебниках не были скучные тексты: простите, но уж писателями Россия не бедна!
Цель состоит не в том, чтобы дать много знаний. Сколько знаний не давай – их все равно будет мало! Нужно дать основы и заинтересовать человека, сделать так, чтобы ему хотелось развиваться дальше. Вот такой должна быть цель нашей школы, а отнюдь не формирование каких-то компетенций...
Записал Владимир КУЗМЕНКИН