Интервью
архив новостей
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЧУВСТВА ВЕЧНЫ...
Спустя 33 года опера «Паяцы» Руджеро Леонковалло вновь вернулась на новосибирскую сцену.
Музыкальным руководителем и дирижером на этот раз выступает молодой и успешный дирижер Валентин Урюпин , недавно ставший победителем престижного международного фестиваля имени Георга Шолти. Он уверяет, что не знает другой такой оперы, где композитор «так прямо, просто и правдиво, как Леонковалло в «Паяцах», показал бы настоящую жизнь».
Да, «Паяцы» - одна из самых популярных, любимых и исполняемых в мире опер. Под влиянием идей веризма (жизненной правды) он создал свой шедевр о простых людях из народа - бродячих артистах, который по-настоящему прославил его, хотя у композитора немало и других опер.
Режиссер постановки Иркин Габитов предлагает зрителю свою работу без всякой зауми, в стиле лучших традиций театра, в эстетике неореализма. На сцене зритель видит послевоенную Италию и хорошо знакомую живую действительность. Она во всём: в незатейливых костюмах своего времени, обыденных декорациях, с привычным бытом и обстановкой, А человеческие чувства, о которых рассказывает спектакль, вечны, какими они были во все времена между мужчиной и женщиной – любовь, муки ревности, месть…
Вековую популярность оперы режиссер объясняет правдивостью истории, лежащей в основе либретто, и тем предельным накалом чувств, с какой она подана нам, самой музыкой и мастерством всех исполнителей.
Сюжет прост. Канио, руководитель бродячего театра, муж главной героини красавицы Недды застает её с любовником (по наводке Таддео - другого актера, влюбленного в Недду, мстящего за презрение к нему) и в ярости бросается на них, но любовнику (молодому крестьянину Сильвио и давнему тайному другу Недды) удается скрыться, а жене приходиться выступать на сцене с ножом у горла, который мужу заботливо подсовывает коварный Тонио.
«Паяцы» - единственная в своем роде опера. В Ней показана «сцена на сцене», жизнь в ней словно вторгается на сцену и действие развивается с максимальной динамикой, стремительностью и предельным лаконизмом. Вся драма разыгрывается в течение одного дня. Образы главных героев раскрываются в действии, в смене напряженных сценических ситуаций. Весь драматический конфликт начинается в жизни, а завершается на сцене, где сценическая ситуация как бы дублирует жизненную, те же страсти - любовь, ненависть, ревность .
Премьера оперы состоялась 125 лет назад в Милане 21 мая 1892 года под управлением великого Артуро Тосканини и с той поры спектакль не сходит со сцены. Великий писатель Дж. Голсуорси, тонкий ценитель музыки, ставил «Паяцев» даже выше опер Пуччини и называл «одной из тех редких опер, в которых сюжет и музыка по своему духу находятся в идеальном соответствии».
- В опере чувства заострены до предела, на грани натурализма, - говорит дирижер Валентин Урюпин. - А талант композитора, мыслящего, как все музыканты, мелодиями, облекает их в живой и эмоциональный язык чувств - вся глубина переживаний героев выражена на сцене, где они, по сути, играют самих себя и свои чувства. И выразить их может только музыка - горячая, страстная, искренняя, выраженная живым человеческим голосом и актерским мастерством. История музыкального театра не знает другой такой оперы, где композитор показал бы настоящую жизнь так прямо и правдиво, как в «Паяцах». При работе с оркестром мне не хотелось бы уделять внимание шумному, эффектному и темпераментному сопровождению. Как это часто делается в «Паяцах». Мы будем идти от жизненной правды к состраданию главным персонажам оперы.
Пластическое решение спектакля создает известный танцовщик и хореограф Гали Абайдулов, воспитанник легендарной балетной пары - Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Он создает в нашем спектакле талантливый пластический рисунок движений участников действия, который наиболее полно соответствует высокому накалу чувств творения Леонковалло.
Его коллегами по общему сценическому решению были художник-постановщик - народный художник России Вячеслав Окунев, художник по свету Александр Кибиткин, хормейстер Вячеслав Подъельский. А ведущие партии исполнили солисты НОВАТа: Михаил Агафонов, Тимофей Дубовицкий, Роман Завадский (Канио); Ирина Новикова, Надежда Нестерова, Дарья Шувалова (Недда); Алексей Зеленков, Максим Аниськин, Валерий Гордеев (Тонио);Сергей Кузьмин, Владимир Кучин, Кирилл Нифонтов (Беппо); Карен Мовсесян, Павел Янковский (Сильвио).
Новосибирская публика с восторгом приняла премьеру . Нет сомнения, что полные залы, горячие аплодисменты и успех обеспечен и всем последующим спектаклям.
Маргарита ДАНИЛОВА
Фото с официального сайта НОВАТа