Интервью
архив новостей
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАГАДКА "ТУРАНДОТ"
Опера Джакомо Пуччини «Турандот» - впервые на сцене сибирского Колизея, и не случайно собрала столь значительную аудиторию зрителей - и тех, кто не пропускает ни одной премьеры, и тех, кто приходит в театр время от времени. Все они с одинаковым интересом следили за необычным действием из китайской жизни «сказочных времен», вникая в непривычную обстановку «квеста» (именно так была названа новая постановка) и подпадая под волшебную магию музыки Пуччини, сильно «приправленную» Востоком.
Хорошо, что театр взял на вооружение образовательные лекции, предваряющие спектакль. Так было и на этот раз. Обаятельный молодой режиссер Владислав Дубровцев, приглашенный из Москвы на постановку «Турандот», очень подробно и доступно просветил всех желающих информацией о композиторе, о своей работе над спектаклем с коллективом - хором, солистами и другими участниками проекта, о замысле, который он, следуя за автором, вложил в свое детище, охотно отвечал на вопросы, вступал в дискуссии и даже принял участие в коллективной фотосъемке.
Сказка о жестокосердной принцессе Турандот была популярна в искусстве разных стран мира и не могла пройти мимо Пуччини. Первое упоминание о кровожадной мужененавистнице, как о возможном оперном сюжете возникла у него, когда он был уже признанным автором одиннадцати опер в марте 1920 года. Его не смущало число других опер на этот сюжет, который он собирался «прочитать современными глазами». Пуччини, как и других композиторов, притягивал восточный аромат темы, который он усилил, наполнив действие обстановкой легендарного Китая, причудливыми декоративными орнаментами и свирепой толпой, окружающей трон властелина, поставив в центре образ принцессы-тирана.
Презирая мужчин и мстя за поруганную честь своей бабушки, Турандот обрекает на жестокую смерть всех претендентов на её руку, так как ни один из них не в состоянии разгадать ее три загадки.
Впервые опера Пуччини «Турандот» прозвучала в апреле 1926 года (ровно 90 лет назад!) со знаменитым дирижером Артуро Тосканини у пульта, который приостановил действие там, где завершалась авторская партитура - после смерти Лиу. Повернувшись лицом к публике, он сказал: «На этом месте Джакомо Пуччини вынужден был прервать свою работу. На этот раз смерть оказалась сильнее искусства…» После этих слов Тосканини, певцы, оркестр и публика в глубоком молчании покинули театр.
Заключительные эпизоды оперы все же были дописаны по эскизам покойного автора его учеником, молодым композитором Франко Альфано (при участии самого Тосканини) и уже на втором спектакле опера прозвучала полностью. В ней мы видим преображенную под действием любви Турандот, таящей, как оказалось, «пламенное сердце под пеплом великой гордыни». Сказка с хорошим концом? Такой ли ее задумывал Пуччини? Это самый жгучий вопрос (квест), неразрешимый до настоящего времени, и самая главная, четвертая загадка «Турандот», тайна, так и оставшаяся неразгаданной, ушедшая навсегда вместе с композитором в иной мир. Известно лишь его признание незадолго до смерти: «В эту оперу я вложил всю свою душу».
В современной версии зритель видит на сцене сказку с хорошим концом: жестокая и кровожадная принцесса после поцелуя Калафа становится обыкновенной женщиной - нежной, влюбленной, беззащитной. И это устраивает публику. Так же было и на этот раз на новосибирской сцене, когда публика, сдержанная поначалу к исполнительнице роли Турандот Любови Стучевской, стала благодарно рукоплескать и скандировать «браво». Наш простодушный и неискушенный зритель нередко переносит негативный материал оперных образов на самих исполнителей.
Зрителям по душе пришлась жесткая история любовной страсти татарского принца Калафа, сделавшего своей ставкой собственную жизнь, в прекрасном исполнении петербургского тенора Сергея Дробышевского. Его Калаф разгадывает все три загадки Турандот, так и не смягчив ее сердца. Тогда он дает ей свой шанс, предложив разгадать только одну загадку, назвав его имя и только после этого решать - казнить его или миловать. Принцесса в большом затруднении, над ответом всю ночь, без сна, должен думать народ. Под пытками требуют назвать имя принца у Лиу, но, преданная своему господину и втайне влюбленная в него, она молчит, а потом убивает себя. Калаф сам подсказывает ответ Турандот вместе со своим поцелуем, который освобождает ее от прежней «брони», превращая в обычную женшину - любящую, нежную, беззащитную. Так ли хотел завершить оперу Пуччини?..Этот вопрос композитор унес с собой в могилу.
Однозначную симпатию и сочувствие вызвал у публики трогательная и самоотверженная Лиу, пожертвовавшая собственной жизнью ради счастья любимого Калафа, её проникновенно сыграла и блестяще спела новосибирская примадонна Ирина Чурилова.
«Турандот» - не просто последняя опера композитора , это его лебединая песня, в которую он вложил много личного… Но эта песня не успела завершиться из-за смерти композитора при работе над третьим действием. Дирижеры по традиции откладывают в сторону дирижерскую палочку в знак того, что именно здесь остановилось сердце великого маэстро. И хотя опера позднее была дописана, контраст в музыке столь велик, что наиболее продвинутые слушатели и сегодня демонстративно покидают зрительный зал в этом месте, после многозначительной паузы оркестра. Но таких - единицы. На прошедшей премьере массового «исхода» не было. Народ благосклонно принял спектакль до конца и не жалел ладоней, благодаря всех участников театрального проекта – солистов, артистов взрослого и детского хора, миманса, художников-декораторов и создателей оригинальных исторических костюмов, оркестрантов театра под руководством главного дирижера театра Дмитрия Юровского. Замечательная победа нового руководства театра в очередной раз подтвердила творческий потенциал коллектива и неустанный поиск нового.
Маргарита ДАНИЛОВА
НОВОСИБИРСК