Главная Культура и искусство ЧЕТВЕРТАЯ ЗАГАДКА "ТУРАНДОТ"

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАГАДКА "ТУРАНДОТ"

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАГАДКА "ТУРАНДОТ"

   Опера Джакомо Пуччини «Турандот» - впервые на  сцене сибирского Колизея, и не случайно собрала столь значительную аудиторию зрителей -  и тех, кто не пропускает ни одной премьеры, и тех, кто приходит в театр время от времени. Все они с одинаковым интересом следили за необычным действием из китайской жизни «сказочных времен», вникая в непривычную обстановку «квеста» (именно так  была названа новая постановка)  и подпадая под волшебную магию музыки Пуччини,   сильно «приправленную» Востоком.

Хорошо, что театр взял на вооружение образовательные лекции, предваряющие спектакль. Так было и на этот раз. Обаятельный молодой режиссер Владислав Дубровцев, приглашенный из Москвы на постановку «Турандот», очень подробно и доступно просветил всех желающих информацией о композиторе, о своей работе над спектаклем с коллективом -  хором, солистами и другими участниками проекта, о замысле, который он, следуя за автором, вложил в свое детище, охотно отвечал на  вопросы, вступал в дискуссии и даже принял участие в коллективной фотосъемке.  Словом, настроил аудиторию на более чуткое восприятие музыки самого яркого итальянского  представителя веризма.

Сказка о жестокосердной принцессе  Турандот была популярна в искусстве разных стран мира и не могла пройти мимо Пуччини. Первое упоминание о кровожадной мужененавистнице, как о возможном  оперном сюжете возникла у него, когда он был уже признанным   автором  одиннадцати опер в марте 1920 года. Его не смущало число других опер на этот сюжет, который он собирался «прочитать современными глазами». Пуччини, как и других композиторов, притягивал восточный аромат темы, который он усилил, наполнив действие обстановкой легендарного Китая, причудливыми декоративными орнаментами и свирепой толпой, окружающей трон властелина, поставив в центре образ принцессы-тирана.

Презирая мужчин и мстя за поруганную честь своей бабушки, Турандот обрекает на жестокую смерть всех претендентов на её руку, так как ни один из них не в состоянии разгадать ее три загадки. 

Впервые  опера Пуччини «Турандот» прозвучала в апреле 1926 года (ровно 90 лет назад!) со знаменитым дирижером Артуро Тосканини у пульта, который приостановил  действие там, где завершалась авторская партитура - после смерти  Лиу. Повернувшись лицом к публике, он сказал: «На этом месте Джакомо Пуччини вынужден был прервать свою работу. На этот раз смерть оказалась сильнее искусства…» После этих слов Тосканини, певцы, оркестр и публика в глубоком молчании покинули театр.

Заключительные эпизоды оперы все же были дописаны по эскизам покойного автора его учеником, молодым композитором Франко Альфано (при участии самого Тосканини) и уже на втором спектакле опера прозвучала полностью. В ней мы видим преображенную под  действием любви Турандот, таящей, как оказалось, «пламенное сердце под пеплом великой гордыни». Сказка с хорошим концом? Такой ли ее задумывал Пуччини? Это самый жгучий вопрос (квест), неразрешимый до настоящего времени, и самая главная, четвертая  загадка «Турандот», тайна, так и оставшаяся  неразгаданной, ушедшая навсегда вместе с композитором в иной мир. Известно лишь его признание незадолго до смерти: «В эту оперу я вложил всю свою душу».

В современной версии зритель видит на сцене сказку с хорошим концом: жестокая  и кровожадная принцесса после поцелуя Калафа становится обыкновенной женщиной - нежной, влюбленной, беззащитной. И это устраивает публику. Так же было и на этот раз на новосибирской сцене, когда публика, сдержанная поначалу к исполнительнице роли Турандот  Любови Стучевской, стала благодарно рукоплескать и скандировать «браво». Наш простодушный и неискушенный зритель нередко переносит негативный материал оперных образов на самих исполнителей.

Зрителям  по душе пришлась жесткая история любовной страсти татарского принца Калафа, сделавшего своей ставкой собственную жизнь, в прекрасном исполнении петербургского тенора Сергея Дробышевского. Его Калаф разгадывает все три загадки Турандот, так и не смягчив ее сердца. Тогда он дает ей свой шанс, предложив разгадать только одну загадку, назвав его имя и только после этого решать - казнить его или миловать. Принцесса в большом затруднении, над ответом  всю ночь, без сна, должен думать народ. Под пытками требуют назвать имя  принца у Лиу,  но, преданная своему господину и втайне влюбленная в него, она молчит, а потом  убивает себя. Калаф сам подсказывает ответ  Турандот вместе со своим поцелуем,  который освобождает ее от прежней «брони», превращая в обычную женшину - любящую, нежную, беззащитную. Так ли хотел завершить оперу Пуччини?..Этот вопрос композитор унес с собой в могилу.

Однозначную симпатию и сочувствие вызвал у публики  трогательная и самоотверженная Лиу, пожертвовавшая собственной жизнью ради счастья  любимого Калафа,  её проникновенно сыграла и блестяще  спела  новосибирская примадонна Ирина Чурилова.

«Турандот» - не просто последняя  опера  композитора , это  его лебединая песня, в которую он вложил много личного… Но эта песня не успела завершиться из-за смерти композитора при работе над   третьим действием. Дирижеры по традиции откладывают в сторону дирижерскую палочку в знак того, что именно здесь остановилось сердце великого маэстро. И хотя опера  позднее была дописана, контраст в музыке столь велик, что наиболее продвинутые слушатели  и сегодня демонстративно покидают зрительный зал  в этом месте, после многозначительной паузы оркестра. Но таких - единицы.  На прошедшей премьере массового «исхода» не было. Народ благосклонно принял спектакль  до конца и не жалел ладоней, благодаря  всех участников театрального проекта – солистов, артистов взрослого и детского хора, миманса, художников-декораторов и создателей оригинальных исторических костюмов, оркестрантов театра  под руководством главного дирижера театра Дмитрия Юровского.  Замечательная победа нового руководства театра  в очередной раз подтвердила творческий потенциал коллектива и неустанный поиск нового.

Маргарита ДАНИЛОВА

НОВОСИБИРСК

7 февраля 2016

Комментарии (0)