Главная Культура и искусство ФРАНЦУЗСКИЙ БАЛЕТ В НОВОСИБИРСКЕ

ФРАНЦУЗСКИЙ БАЛЕТ В НОВОСИБИРСКЕ

ФРАНЦУЗСКИЙ БАЛЕТ В НОВОСИБИРСКЕ

 Двухдневное «явление» прославленного балета Парижской Национальной Оперы в Новосибирске в июле нынешнего года стало выдающейся новостью. Дорогущие билеты земляки смели мгновенно. И это понятно: нечасто нас балуют гастролями такого уровня. А французский балет - это ослепительная звезда, осветившая наш небосклон и наше представление о современном балете.

  Да, мы любим классический балет и гордимся им как нашим национальным достоянием, но французы, столетие назад восхитившиеся русским балетом дягилевских сезонов в Париже, впитав их, сумели построить и свой, совершенно независимый танцевальный стиль, так удививший и покоривший новосибирских знатоков. Здесь, на подмостках нашего театра, мы увидели четыре одноактных спектакля - абсолютно разных  и по стилю пластического рисунка, и по характеру авторского психологического почерка, и по музыкальному наполнению.

  Гастрольную программу представили известные современные хореографы - Ханс ван Манен, уже причисленный к классикам, и его более молодые коллеги - Хофеш Шехтер, Сиди  Ларби Шеркауи и Кристал Пайт.

   Балет «Три гносианы» создан на музыку  экстравагантного композитора Эрика Сати и ярко демонстрирует стиль хореографа в формате пластической миниатюры,  представляя собой два диалога -  мужчины с женщиной и музыки с танцем  Движение и музыка сплетаются воедино, даря подлинное  эстетическое и эмоциональное наслаждение. Это одна из самых известных работ мастера (первая постановка балета была осуществлена в 1982 году). А всего у  Ханса ван Манена 120 балетных миниатюр: он славится ими. И все их отличает классическая чистота линий, простота математически выверенных композиций.

  Балет «Фавн» бельгийского хореографа Ларби Шеркауи - это пластическое размышление на  тему известного «Послеполуденного отдыха Фавна» Вацлава Нижинского, созданное к  столетнему юбилею «Русских сезонов» Сергея Дягилева, размышление современного постановщика, в первую очередь,  с соединением животного и человеческого начал в главном герое и их взаимопроницаемостью. Раскрытию темы с музыкой Клода Дебюсси помогает вставная музыка современного британо-индийского композитора Нитина Соуни.

  Балет «Искусство не смотреть назад» создан по заказу Брайтонского фестиваля для танцовщиц мирового уровня труппы Хофеша Шехтера с вложенной в него жестокой темой - «Человек против мира». Здесь можно услышать всё: от человеческого голоса и крика до диких музыкальных ритмов, взрывающихся ревущим адом. Зритель становится свидетелем  человеческой трагедии с её остервенелой болью и  животным безумием безысходности. И всё это выражают тела танцоров с непривычным хореографическим языком, идентичным временами движениям диких животных. Такова цена, по замыслу авторов, безысходного человеческого горя и  одиночества. Пораженный непривычным зрелищем, зритель вспоминает, что постановка создана как протест против решения матери бросить  беспомощного ребенка. Прощения ей нет, но единственный  способ как-то понять поступок - это постичь трудное искусство не смотреть назад.

  Израильтянин Хофеш Шехтер – один из самых ярких и талантливых авангардных хореографов  сегодняшней Великобритании. Его почерк - смелый эксперимент, эмоциональность, отсутствие страха перед острыми вопросами  и смешением стилей.

  Четвертый балет гастрольной афиши - «Времена года», выстроенный на основе оригинальной транскрипции широко известного цикла концертов Антонио Вивальди британцем Максом Рихтером. Постановку осуществил канадский хореограф Кристал Пайт.

  На  сцене мы видим созданную при помощи сложной, необычной пластики и четко выверенного ритма,  динамику  смены времен года, которая очень точно воссоздает возрастные переходы человека от безмятежной, искрометной молодости – Весны к роскошной полноте зрелого  Лета, грустной Осени увядания с завершающим минорным аккордом  печальной Зимы - смерти.

- Партитура Рихтера, - говорит Кристал Пайт, - предоставила мне большой простор для воплощения в балете. -  Я всегда любила «Времена года» Вивальди.  Однако меня всегда сдерживала  глубина музыки, и я  боялась груза её популярности. Версия Макса Рихтера открыла мне  новые грани музыки Вивальди, новые горизонты неизведанных чувств и эмоций…Это подтолкнуло меня  к идее  разделить и классифицировать природные явления… Партитура Рихтера создает напряжение на грани простоты и сложности, ощущения огромного пустого пространства и душного замкнутого помещения - люблю энергию, созданную сопоставлением противоположностей.

  В 2017 году за этот спектакль Кристал Пайт была удостоена балетного приза «Бенуа де ля Данс» как лучший хореограф.

  На многие возникшие вопросы новосибирцы - представители СМИ и общественности - смогли получить ответы на пресс-конференции  НОВАТа с участием художественного руководителя балета Парижской Национальной оперы с 2016 года  Орели Дюпон.

  А интересовало новосибирцев многое. Например, как взаимодействует современный балет с классическим, какое соотношение репертуара в театре между классикой и современностью. Какова общая численность труппы и гастрольного состава в Новосибирске, место парижского балета в мире, его награды и звезды, составляющие гордость национального балета и кто  из них удостоил своим посещением и участием в нынешних гастролях.

   Среди самых приоритетных традиций парижского балета госпожа Дюпон назвала поиск новых форм и современных пластических решений с опорой на опыт балетной классики.

  Да, классика и авангардный балет существуют в тесном единстве и согласии и исполнители и там и тут одни и те же, несмотря на разницу их пластических форм, и никакого перевеса в  ту или иную область нет. Сегодня балет Парижской Оперы - один из основных центров живого современного искусства, на сцене которого классические шедевры чередуются с новыми работами выдающихся современных хореографов и многочисленных иностранных танцевальных трупп. Балетная труппа Парижской  национальной оперы состоит из 154 артистов, в основном выпускников хореографической школы при Парижской Опере. Средний возраст участников труппы 25 лет,   что делает её одной из самых молодых в мире.

  В Новосибирских гастролях приняла участие  внушительная  группа  артистов  и сотрудников балета, среди них этуали мирового класса из Парижской труппы – Лора Эке, Людмила Пальеро, Алис Ренаван, примы Ева Гринштайн, Ханна О. Нил, Мюриель Зюсперргю, премьеры Алессио Карбоне, Венсан Шайе, Флориан Маньене.

  Весьма авторитетна в мире  театрального искусства и сама Орели Дюпон с её головокружительной карьерой балерины, удостоенной  высшего в балетной иерархии звания - Danseuse Etoile, становится Звездой Оперы, её национальной гордостью с множеством самых высоких наград.

Маргарита ДАНИЛОВА

На снимках Agathe Poupeney – сцены из показанных балетов. 

1 августа 2018

Комментарии (0)