Интервью
архив новостей
"И ТЯНЕТСЯ МГНОВЕНИЕ ПРЕКРАСНОЕ..."
В новых сборниках поэт Ливнева остается на прежних жизненных позициях - быть сопричастной всему, что происходит вокруг, в стране и мире. Диапазон ее восприятия широк, тут есть место и улыбке ребенка, и излияниям дружбы, и непредсказуемости человеческих поступков, и вдохновенной красоте живописного полотна. К этому многогранному восприятию мира ее приучила и журналистская профессия, и тонкая, уязвимая душа художественной натуры. Ей близка чужая боль, которая не дает ей возможности уснуть ночью, а чужой удаче она радуется, как своей:
Я - с теми, кто расчетливо не делит
Невзгоды на чужие и свои:
Вот отчего мне вновь не до веселья,
Хотя звенят капели и ручьи…
А мне чужая боль сегодня снова
Не разрешит, естественно, уснуть
До той поры, пока хотя бы словом
Не отогрета страждущая грудь.
Зато когда нечаянная радость
находит путь к соседнему двору,
На красном месте я с друзьями рядом
Ликую на торжественном пиру.
Человеческая суть поэта всегда просвечивает в его творчестве. И то, что Лидия Ливнева необычайно талантлива в дружбе, бьется, как живой пульс, в каждой ее строке.
Друзья мне посылались не случайно
В тот миг, когда из сердца рвался крик
О том, что в положенье чрезвычайном
Попала я в безвыходный тупик.
Друзей не выбирают: свой экзамен
С их помощью ты должен сдать судьбе,
Она тебя оценит их глазами,
Чтобы отметку выставить тебе.
Да, умение дружить – и дар, данный Богом, и самоотверженный труд души:
За чистую и звонкую монету
Не все сегодня принимаю я:
Выковывалась в странствиях по свету
И в муках проницательность моя…
Подсовывали дружбу мне тупицы:
Страшнее в жизни наказанья нет!
Я до сих пор, когда мне это снится,
От ужаса еще впадаю в бред…
Ценой высокой опыт мой получен:
Не обошлось без крови и потерь;
Зато, людей и жизнь узнав получше,
Все реже ошибаюсь я теперь.
И суть сегодняшней жизни поэта Ливневой– «безжалостно раздать себя другим, не дорожа собой». Свою задачу – и человека, и поэта (а она не разделяет этих понятий) видит в том, чтобы:
Поить кого-то, врачевать ожоги,
Смывать грехи, участвовать в крещенье…
Я о себе не вспомню, - лишь бы многим
Служить, не ведая хандры и лени.
Да, она понимает, что мир жесток, расколот враждой, вседозволенностью, предательством русских святынь в стране, лишенной всякой цели и идеалов:
Теперь вперемешку – священник церковный
И олух, и грешник – угодник альковный,
И «Вести», и войны, и Запад с Востоком,
- все вместе…
Как больно!.. как время жестоко.
И что остается Поэту? Только помолиться за всех:
А я хочу сейчас о каждом помолиться.
Не понимаю отчего, но всех мне жаль…
Не торопясь бреду, в чужие глядя лица:
Господь, мой глас услышь и утоли печаль.
«Звонница» души» ее (какое прекрасное и точное определение!) тревожится об одном –
«О том, чтоб звоны колокольные достигли благосклонных звезд», спеша поведать всем:
«Все скоро на Руси устроится! - Русь-матушка жива, жива».
Красноречивы названия глав сборника «Резонанс»– «Родство», «Начистоту», «Дорога-кольцо», разделенных тематически и зачастую интонационно. Так, последняя глава – «Дорога-кольцо» даже ритмически как бы перекликается со стуком вагонных колес. Хотя все условно, и дорога – не всегда железная, а зал – транзитный. Дорога-кольцо, которой нет конца, - это дорога нашей жизни с ее попутчиками, остановками, с ее встречами и расставаниями, с ожиданиями на перронах и вокзалах. Да, это наша жизнь с ее промежуточными и конечными станциями, с дорожными застольями со случайными людьми и судьбоносными искрами встреч. И куда бы жизнь ни заносила поэта – будь то Дальний Восток или ближнее зарубежье, воспетая Пушкиным Брента, «великолепная Болонья» или другие райские уголки солнечной Италии, всего приятней возвращение домой:
Какими б ни пленяла звездами
Дорога нас и ни звала,
Вернемся рано или поздно мы
В свой дом к обыденным делам.
Прав тот, кто понял в путешествии,
Как тяжек ностальгии гнет,
И с возвращенья – не с нашествия -
Жизнь восстанавливать начнет…
И знает точно, целью главною
Дороги не всегда прямой
Не столь походы служат славные,-
А возвращение домой.
Книгу стихов «Жаворонок», напечатанную чуть раньше «Резонанса», Лидия Ливнева предваряет своим обращением к читателю.
«Только друзьям моей юности станет понятно, что название ее не случайно. Романс М. И. Глинки «Жаворонок» был в свое время одним из моих лучших концертных номеров. За спиной у меня, случалось, перешептывались прохожие, узнававшие меня по выступлению на телевидении. И только я могу открыть, что драматизм этого небольшого музыкального произведения и сегодня остро касается моей души, потому что за ним стоят судьбы самых дорогих мне людей – мамы и бабуси, тоже любивших музыку М.И. Глинки – и «Жаворонка» в том числе - и передавших мне его по наследству ... Эта книга должна была увидеть свет два года назад, когда была готова к печати. На ее долю выпала участь погибнуть от рук негодяев, обокравших нашу квартиру. И поскольку особых ценностей они не нашли, то унесли компьютер, вместе с которым пропал весь мой поэтический архив. Восстановление его, хотя бы частично, стоило мне больших усилий, и я чувствую себя в долгу перед своей заново рожденной книгой…
Хочу дать некоторые пояснения к содержанию данного сборника. Основным посылом всего, что я пишу, чаще всего является желание отблагодарить тех людей, с которыми сводила меня судьба, за незабываемые впечатления и за полученные от них уроки жизни. Кроме того, я воспитана таким образом, что не могу спокойно пройти мимо творящейся на моих глазах несправедливости. Поэтому в книге есть цикл «Артист», посвященный одному из лучших актеров Новосибирска, народному артисту России, Анатолию Ефимовичу Узденскому, к сожалению, покинувшему наш город по причине нешуточных интриг, возникших в театральном закулисье. Думаю, что не только я горько сожалею об этой потере. Искреннее уважение к замечательному артисту, пережившему драму расставания со сценой любимого им театра, стало поводом для возникновения довольно объемного поэтического цикла…
…Цикл «Горожанка» имеет солидную биографию и настало время предъявить его читателям. Что касается раздела «Акварель», то в него тоже вошли стихи, написанные в разные годы. Это мои наблюдения за людьми и природой, рассказы о чьих-то судьбах, мимолетные зарисовки…И, конечно же, мне небезразлична судьба моей страны, лучше которой у меня никогда не будет, какие бы политические ситуации ни выпали на ее долю…»
Да, «Жаворонок» - светлый, необычайно вдохновенный сборник. Все музы, кажется, собирались за спиной автора, когда она садилась за письменный стол или, засыпая, вскакивала от наплыва нужных строчек, помогая и настраивая на нужный лад. Здесь, как нигде, много природы с ее чудными и вечными явлениями – сменой времен года - зимы, лета, осени, лета; с дождем и грозой, снегопадом и метелью, с душистым разнотравьем и ослепительной роскошью осеннего увядания. В природе все прекрасно и удивительно:
Мне ветры кажутся цветными
И разными уже давно,
И я не налюбуюсь ими,
Когда гляжу в свое окно.
Вот этот – рыжий и веселый -
Он дерзок, радостен и смел,
Он, дочку провожая в школу,
Раздуть ей волосы посмел.
А днем, когда я выходила
Из дома, - целых два часа
Мне золотистый ветер милый
Пел песенку о парусах.
Был у весны зеленый ветер,-
В тон первых листьев и травы,-
И нежно-розовый…он встретил
Меня там, где гуляли вы…
Мастер слова повсюду ищет Красоту – без нее нет вдохновенного слова. Но еще большее искусство – увидеть эту Красоту совсем рядом, если только внимательно и с любовью оглянуться вокруг:
Рукою легкою и ловкой
Прически осень создает
И модной нынче мелировкой
Им шик особый придает.
Изящны солнечные «перья»
По фону темному вразброс! -
Почти не узнаю теперь я
Красавиц – лип, ракит, берез…
Все мы, наверно, когда-то видели репродукцию с известной картины русского живописца Карла Брюллова «Девушка, собирающая виноград». Но Лидия Ливнева, часто бывающая в Италии и хорошо знакомая с жизнью и бытом жителей этой страны, написала такие проникновенные строчки о девушке, собирающей виноград, что мы, словно наяву, ощутили и полдневный жар плодородной долины, и прозрачную, нежную сладость божественных ягод, и увидели милую сборщицу винограда, безмятежную и прекрасную, как сама природа...
И гроздья полновесные блистают,
И листья изумрудные горят,
А неаполитанка собирает
Полупрозрачный сочный виноград.
Она сама – как плод румяный спелый,
Ей до минувших дела нет веков, -
Загаром нежным тронутое тело
И легкое касание шелков…
Как целомудренна улыбка ясная
И линия полуоткрытых плеч!
И тянется мгновение прекрасное,
И хочется его еще сберечь.
Художник нутром чувствует другого художника. Отсюда и это великое потрясение и восхищение подлинной игрой настоящего Актера, которому в сборнике посвящен внушительный по размеру цикл стихов «Артист». Поэт знает цену ремеслу настоящего лицедея, который, играя, сжигает себя на сцене дотла.
Обмани меня, Лучший актер…
Мне обман этот необходим:
Вот теперь я сумею отпор
Дать сегодня невзгодам своим.
Ты играешь чужую судьбу, -
А как будто играешь мою:
Так вздуваются жилы на лбу
У меня в час беды, на краю.
Мне б сейчас научиться, как ты,
Не терять ни себя, ни лица
Под напором чужой клеветы
И за правду стоять до конца.
Научи меня так же владеть
Ситуацией в драме «Судьба»
И вовек! – никогда и нигде
Не посметь превратиться в раба.
Научи, не сгибаясь, нести
Крест, под грозами вымокший свой,
Не кляня ни креста, ни пути,
Ни того, кто зачислен в конвой.
Свое творчество, свою потребность в рифме поэт Ливнева воспринимает как призвание, как жизненный удел, как пение жаворонка, с которым она себя отожествляет с ранней юности:
Вот с ним и схожи мы отчасти:
И он с рождения один
В молитве, в горести и в счастье -
Как одинокий паладин.
И тоже ветку не разделит
С другим солистом – и привык
Струить серебряные трели
В не видный издали родник.
Едва ли жаворонка слышат
Те, кто ушли к плечу плечом…
Но плач мой делается тише:
Все с песней в жизни нипочем!
Маргарита АНТОНОВИЧ
НОВОСИБИРСК