Главная Культура и искусство Как новосибирскую культуру чиновники превращают в "культур-мультур"

Как новосибирскую культуру чиновники превращают в "культур-мультур"

  На днях мой недавний сосед побывал на выступлении Шуфутинского. Рассказывая об этом, он долго мялся, оправдывался, божился, что попал туда случайно. Дело в том, что он довольно-таки продвинутый студент консерватории и посещать подобные мероприятия действительно не привык. Зачем тогда рассказывал, раз стеснялся? Он был настолько ошарашен увиденным на концерте, что ему не терпелось поделиться впечатлениями. Поразило его не вокальное мастерство исполнителя. Молодой человек буквально обалдел от того, что увидел в зрительном зале министра культуры Новосибирской области госпожу Наталью Ярославцеву. Сосед возмущался, так как считает, что чиновник, руководящий культурой не может быть поклонником одного из ее активных разрушителей.

  Я как мог, успокаивал студента, объясняя ему, что когда придумывали название областному министерству культуры, видимо, было решено не уточнять определением «массовой», истинный смысл интересов этого ведомства.

  Но он мне не поверил.

  Признаться, не поверил себе и я сам.

  Не поверил, и задумался: а кто должен руководить культурой в Новосибирской области? И, главное, как?

  Среди нескольких десятков определений понятия «культура», предложенных Яндексом, я выбрал три.

  «Общим объёмом творчества человечества» называл культуру Леонид Андреев. Юрий Лотман определял ее как «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека». «Это вся совокупность внебиологических проявлений человека», вторят великим мало кому известные Пелипенко А. А. и Яковенко И. Г. в статье «Культура как система», опубликованной в московском сборнике «Языки русской культуры» в 1998 году.

  Цитаты из других классиков и современников не менее афористичны и, в общем-то, совершенно о том же.

  Подразумевается, что любовь к Чехову не передается по наследству, как цвет глаз, предрасположенность к полноте и ранняя лысина. Да и склонность ко всяческим художествам, сочинительству или иной какой талант – это ни в коей мере не гомозиготная зараза, перешедшая к нам от даровитых родителей, а способность, формируемая совокупностью разнообразных реалий, в переплетении которых находится человек со дня своего рождения.

  Короче, ни Август Вейсман, ни Томас Хант Морган, ни Грегор Иоганн Мендель здесь и рядом не стояли. А вот Лысенко Трофим Денисович…

  Очень даже может быть.

  Во всяком случае, в современном культурном пространстве Новосибирской области очень даже чувствуется заплечное присутствие этого выдающегося деятеля. Лысенко, если кто не помнит, был ярым поборником теории Ламарка о наследовании приобретённых признаков и всячески изводил всех, кто был с ним не согласен. Он «воспитывал», «тренировал» растения. Мучил их холодом, голодом, а, говорят, и матом, пытаясь добиться у семян воспитуемых то зимостойкости, то повышенной всхожести, то дара речи.

  Вот и в нашей культурной, прости, Господи, столице Сибири деятелей этой самой, «генетически ненаследуемой» то воспитывают, то тренируют, то выкручивают им уши, словно бы по заветам народного академика.

  Справедливости ради, следует сказать, что подобное с разной степенью фанатизма творят по всей Руси, но, похоже, что наши сибирские тренеры, а, проще говоря, руководители, оказались наиболее ярыми поклонниками всеобщей яровизации.

  Руководство культурой, кстати, изобретение абсолютно наше. Точнее – советское. Сначала в 1936 году был образован комитет по искусству при совнаркоме, (с 1946 года при Совете министров СССР). А спустя десять дней после смерти Сталина -15 марта 1953 года - было создано Министерство культуры СССР, которое объединило в себе сразу три старых Министерства: высшего образования, кинематографии, трудовых ресурсов и два Комитета - по делам искусств и по радиовещанию. Цензуру, издательства и печатные СМИ культуре уже и тогда не доверили.

  С той поры и до самой перестройки, когда бразды правления советской культурой взял на себя народный артист Николай Губенко, руководили зрелищными мероприятиями, музеями, библиотеками, художественной самодеятельностью и творческими Союзами в нашей стране люди от культуры далекие: ткачихи, партизаны, чекисты, преподаватели истории КПСС.

  В постперестроечной России командовать всеми ДК необъятной страны стали уже профессионалы: искусствоведы, музейщики, литературоведы. Ну и преподаватели истории КПСС, куда без них…

  В Новосибирской области сегодня в сфере управления культурой вернулись вполне советские годы. А если позволить себе хотя бы на бумаге областные СМИ считать тоже частью культуры, то годы эти как раз те, о которых Осип Мандельштам писал: «Мне на плечи кидается век-волкодав, но не волк я по крови своей».

  Наша власть-волкодавица задавила Бродского, раздавила Миллера, съела огрызающихся стариков, сыто отрыгнула на творческие Союзы, привычно наплевав на молодых и начинающих. Потихоньку разогнала почти всех мало-мальски приличных газетчиков. Слово «журналист» в Новосибирске звучит непередаваемо гнусно. И от того очень стыдно. За Новосибирск.

  Редактор газеты прилюдно, во всеуслышание, без малейшего стеснения спрашивающий у губернатора: «Скажите, что нам можно покритиковать?» Это не анекдот, это срам, повторяющийся чуть ли не ежедневно.

  Руководят, кстати, новосибирской культурой директор школы, полковники, завучи и учителя начальных классов. У СМИ командир другой. Догадались, кто? Думаете, преподаватель истории КПСС?.. А вот и нет. Теперь это называется «история многопартийности».

  Впрочем, что в лоб, что по лбу, разницы никакой. Истина в том, что культура – это всегда диалог, а учителя и полковники за долгие годы своей доправительственой карьеры общаться привыкли исключительно монологами.

  И это в регионе, где в любые годы составить длиннющий список проживающих здесь всеми признанных мастеров искусства, деятелей культуры и народного просвещения, бессребреников, подвижников, блестящих организаторов никогда не составляло особого труда…

  Но…

  Веку-волкодаву подвижники, видимо, ни к чему. А бессребреники – тем более.

  Скоро ни одного профессионального работника культуры найти не удастся не только в министерстве. Профессионалы постепенно изгоняются и из руководства творческих коллективов. Примеров уже достаточно: Сибирский народный хор, где известного композитора, хормейстера Вячеслава Мочалова поменяли на директора кафе (ночного клуба) «Отдых». При этом, рассказывают, новая «метла» издевательски предложила народному артисту России, заслуженному деятелю искусств, почетному академику Российской Академии искусств и исполнительского мастерства место дворника. После этого Вячеслав Викторович получил инфаркт и вскоре умер.

  Многие новосибирцы помнят, как долгое время трясло и лихорадило областной киновидеоцентр пока им командовали (то ли вместе, то ли по очереди) ставленники нынешнего министра культуры и ее близкие родственники по совместительству. Тогда чиновники пытались прикрыть популярный кинозал «Синема», и городские любители киноискусства буквально грудью встали на его защиту. Отбили. Обошлось. И родственников убрали, и старое руководство вернули.

  Но министерство культуры, потирая шишки, набитые в прошлых боях, не угомонилось. Вспомнило свою застарелую блажь – создать в городе центр какой-нибудь культуры. Выступлений на эту тему у новосибирского артлидера было уже достаточно. И к его чести следует сказать, что каждый раз этот виртуальный центр имел новое название, цели и задачи. То центр традиционных культур, то русский центр, то объединенный центр национального фольклора, то еще чего-нибудь громкое и бесполезное.

  Причем, почему-то, под руководством вышеозначенного бывшего директора ночного клуба, нынешнего директора Сибирского народного хора. И вот начались активные поиски помещения под этот центр. То чуть «Кобру» не отобрали, теперь вот будущее ДК «Строитель», вроде бы, под вопросом.

  Неужели забыли начальники, что в Новосибирске все уже есть. Областной центр русского фольклора и этнографии. Русский дом народных традиций «КрАсота». Они известны далеко за пределами Сибири. Давно и, смею думать, надолго…

  Радеешь о народном творчестве – помогай тем, кто «в теме», финансируй профессионалов. Самозванцы, дилетанты, недоучки, даже очень амбициозные, вряд ли могут считаться достойными партнерами государственной власти. В том, что любой министр эту власть олицетворяет, сомневаться не приходится.

  Но с профессионалами министерству культуры томно.

  Сейчас вот, опять же по слухам, одной из первых в очереди на расправу оказалась директор ДК «Октябрьская революция» Надежда Лобанова, четверть века стоящая во главе старейшего и самого популярного в Новосибирске учреждения культуры. Надежда Григорьевна «провинилась» тем, что отчаянно отстаивала свой Дом, когда его – еще и месяца не прошло – министерство культуры НСО собиралось отдать Сибирскому хору. Здание при помощи общественности удалось отстоять. Но…

  Все знают, как умеют у нас мстить непокорным. Особенно, если эти непокорные опираются на закон и просят от жизни лишь одного: чтобы начальники этот закон не нарушали. В случае с «Коброй» речь идет о 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому, ДК им «Октябрьской революции давно уже должен быть передан Новосибирску, а не болтаться на балансе облгоскомимущества..

  Мне не хотелось бы в этом материале писать о грантах, которые выдает минкульт НСО. Возможно, у кого-нибудь и найдутся достоверные факты, цифры, свидетельствующие о безупречной позиции министерства культуры в этом вопросе. Но мне, к сожалению, приходилось слышать многочисленные рассказы, утверждающие обратное. Мол, гранты распределяются, мягко говоря, небезупречно. Да и вообще в последние годы будто бы отсутствует всякая логика в финансировании. Говорят, что существует при министерстве культуры чуть ли не закрытый клуб любимчиков, коих и поят птичьим молоком из бюджетных сосцов. А на остальных, нелюбимых, только ногой топочут и зубом цыкают.

  Если бы в любимчиках ходили сплошь таланты, пусть даже непризнанные, я бы, наверное, не то, чтобы огорчаться, я бы радовался такой культурной политике. Но – увы! Униженными и оскорбленными в НСО ходят сплошь профессионалы.

  Вообще, если задуматься обо всем этом серьезно, картина складывается абсолютно дикая. Война начальников-дилетантов с подчиненными-профессионалами. Причем, начальники всегда атакуют…

  Между тем, (и это ни для кого не секрет), самое эффективное управление культурой, вообще-то, это совсем даже не управление. Это, скорее, ее обслуживание.

  «Традиционная культура, устное народное творчество, народные ремесла развиваются тем успешнее, чем меньше ими пытаются руководить. В области профессионального художественного творчества управление также может носить лишь опосредованный характер, а на этапе создания художественного произведения оно вообще противопоказано. Управляющее воздействие должно сполна реализовываться «на входе» (подготовка творца и создание необходимых условий для его самореализации) и «на выходе» творческого процесса, т. е. на этапе распространения его результатов».

  Валерий Луков, «Социальный контроль масс».

  Этот Валерий Луков, видимо, большой идеалист.

  Творцы интересуют министерских только под выборы: чтобы чего не натворили. А «создание необходимых условий» и прочие небылицы – это уже и подавно устное народное творчество.

  Жанр этого своего опуса я бы определил как сон. Сегодня только во сне можно так запросто поговорить с начальством и (во сне), хлопая его по плечу мило попросить:

- Послушайте! Пожалуйста, забудьте вы про этого Трофима Денисовича! Перестаньте, наконец, откручивать головы у всех, кто немножко умнее или талантливее вас! Новые – послушные – не вырастут ни у ваших жертв, ни у их детей и внуков.

Дружить у нас не получится, но мирно с нами сосуществовать вам все равно придется научиться.

Владимир ИВАНОВ

НОВОСИБИРСК-МОСКВА

28 ноября 2012

Комментарии (0)