Интервью
архив новостей
"ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК", или "ОПЕРНАЯ ДЕГУСТАЦИЯ"
Спектаклю «Любовный напиток», открывшем 73-й сезон в Новосибирском театре оперы и балета, режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев предпослал оригинальную приписку - «оперная дегустация» и нашел этому свое объяснение.
185 лет прошло со дня написания искрометной и жизнерадостной комической оперы Доницетти, а популярность её у зрителя не иссякает. Её мелодии, искрящиеся, как брызги дорогого шампанского, заряжают нас доброй энергией, радостью жизни и верой в подлинные чувства.
«Любовный напиток» - самая исполняемая во всем мире опера - она шла в Новосибирске более сорока лет и с восторгом была встречена зрителем, который устал «страдать» на всех предыдущих постановках и рад был бездумно порадоваться незамысловатому счастью юных героев, у которых одна забота - любить и быть любимыми.
Идя на спектакль, меломаны и пристрастные зрители гадали: какими новациями угостит нас на этот раз молодой и креативный режиссер и очень удивились его сдержанности в этой работе. Несколько купюр музыкального материала, перенос действия из итальянской глубинки на американскую землю, превращение одного из главных героев - сержанта Белькоре в летчика, введение небольшого количества русского текста в диалоги героев, самолично переведенного Стародубцевым для большего удобства и понимания зрителей… Да и к чему какие-то новшества, когда любовный сюжет банален, а блестящая, берущая в плен мелодическая лента оперы уже сама по себе готовый и благодарный оперный материал? Правда, порой кажется (и это свойство всех постановок режиссера), что метроном сценического действия как-то ускорен, мешая полностью насладиться пиршеством пленительных звуков, но… но всё это оставим в скобках. Главное, что «Любовный напиток» сердечно принят и оценен зрителем и, похоже, войдет в число самых любимых и посещаемых спектаклей театра.
Итак, сюжет. Он прост и стар, как мир. Он ( Ниморино) любит её, она (Адина) - любит его, но ещё не решила окончательно: готова ли она связать с ним свое будущее, ведь она – одна из самых завидных невест их деревни, а он - из бедных, хотя и такой милый… Явившийся кстати сержант покруче будет. Что и говорить, у невесты еще ветер в голове, и она сама толком не знает, чего хочет. Зато всё про них знает заезжий гастролер-шарлатан Дулькамара, сбывающий «любовный напиток», который якобы помогает в любовных делах, исполняя самые заветные желания. И неважно, что за чудо-напиток он выдает обыкновенное дешевое вино, главное - спрос на него!.. Ведь каждый ищет свое счастье и втайне надеется на чудо, а Дулькамара по-житейски мудр и хорошо понимает это.
Не прочь испить чуда-зелья и наши молодые. Ниморино оно придает уверенности, той, что ему, на взгляд Адины, так недоставало, и делает парня смелее. И она с удивлением и новым интересом смотрит на него. Довершает дело проникновенная ария-признание, обращенная к любимой, полная той нежности, о которой мечтает каждая женщина. Под воздействием «напитка»(!) Адина бросается в объятия любимого.
Оперная «дегустация», по меткому определению режиссера, завершается счастливо.
Либретто создано по мотивам французского драматурга Эжена Скриба совсем для другой оперы и другого композитора, но комическая опера Доницетти - одного из самых блестящих мелодистов стала первой комической оперой, предтечей оперетты и столь популярного нынче мюзикла.
До сих пор режиссер Стародубцев ставил спектакли остро-драматического и даже трагедийного содержания - «Турандот», «Аида», «Пиковая дама», «Бал-маскарад». Нынешняя комическая опера - это в честь открытия нового сезона? - поинтересовались мы у режиссера.
- Да, конечно. Хотелось чего-то позитивного, зажигающего весельем. Хотелось обновления - в жанре, в составе солистов. К тому же эта опера очень давно не шла на сцене Новосибирского оперного. Мне также интересно было работать с новым составом солистов оперной группы, где много талантливых артистов, которые умеют трудиться творчески, легко включаться в творческий процесс и замысел постановщиков, умеют не только петь, но и танцевать и вести речевой диалог. Это и Алексей Зеленков, и Ольга Колобова, и молодые солисты, исполнители главных ролей Надежда Нестерова, Кирилл Нифонтов, Дарья Шувалова, Мария Белокурская. В нашей постановке мы заставили всех танцевать - и солистов, и хор (и с большим успехом), и исполнителей роли Дулькамара - Алексея Лаушкина и Владимира Огнева. И это помимо вокала и речевых диалогов. Известный хореограф Артур Ощепков трудился неутомимо, приобщая всех участников спектакля к танцу, зато и результат - налицо!
К тому же спектакль получился также необыкновенно ярким и праздничным благодаря грандиозному мастеру по свету - Сергею Скорнецкому и его помощникам.
Это так. Ощущение праздника отмечают все зрители спектакля.
И еще. В постановках Стародубцева всегда можно находить неожиданные изюминки и ассоциативные находки, «подстерегающие» думающего зрителя. Их приятно находить, угадывать ход мысли режиссера и лучше понимать замысел. На этот раз это были сменяющие друг друга кинокадры за стеклом кафе «Dolce vita» из одноименного фильма Феллини - «Сладкая жизнь».
По поводу «оперной дегустации»... По признанию Стародубцева, ему хотелось как-то заинтересовать зрителя:
- Мы очень много всего дегустируем по жизни - и в кино, и в ресторане. Мне кажется, что для тех, кто вообще не знает, что такое оперный театр, пора продегустировать и оперу. Именно поэтому здесь и появилась эта надпись - «оперная дегустация». А если серьезно, то опера - это серьезное искусство, в том числе и драматическое, где грандиозная музыка, исполняемая оркестром, попадает в какие-то бессознательные отделы души, сердца и воздействует на нас каким-то определенным способом. Прежде, чем открыть сезон, мы проанализировали весь репертуар театра на данный момент и решили поставить комическую оперу, так как в Новосибирске этого жанра не было более десяти лет. Это катастрофа.
…Та дегустация, о которой шла речь, свершилась. И не только на сцене. И результат превосходный. Поздравляем с премьерой!
Маргарита ДАНИЛОВА
Фото с сайта НОВАТ