Главная Культура и искусство МОДА-ДАМА КАПРИЗНАЯ И ИЗМЕНЧИВАЯ

МОДА - ДАМА КАПРИЗНАЯ И ИЗМЕНЧИВАЯ

МОДА-ДАМА КАПРИЗНАЯ  И ИЗМЕНЧИВАЯ

 Заметки с выставки частной коллекции модной одежды Александра Васильева к 125-летию Новосибирска

Мода. Мы все ей принадлежим. Хотим того или нет, но  любая наша  одежда - отражение духа времени и его материальной  культуры.

Это хорошо понимает наш отечественный историк моды Александр Васильев, выставка частной коллекции которого в эти дни проходит в Краеведческом музее сибирской столицы.

Александр Васильев является истинным подвижником и энтузиастом своего дела -неутомимым собирателем модной одежды прошлого времени  и её популяризатором. Занимается он этим, по его же словам, чтобы не потерять связь времен и преемственность материальной культуры. В собрании известного историка моды - одном из самых богатейших в мире среди частных коллекций - более 65 000 экспонатов, часть которых он представил новосибирцам к юбилею города. В день открытия выставки он прошел вместе с посетителями по всем пяти залам второго этажа музея, где расположены стенды  экспозиции, подробно посвящая их в богатый и увлекательный мир моды.

Экспозиция представляет собой  масштабную ретроспективу  моделей женской моды, а также  разнообразных аксессуаров, которые демонстрируют изменения в русской моде  от эпохи Российской империи конца ХIХ века до наших дней. Каждое десятилетие представлено ансамблем, отражающим основные тенденции моды своего времени и актуальные веяния в культуре и искусстве, метаморфозы стилей и фактур.

Гармоничные и изысканные наряды конца ХIХ века заметно изменились к началу ХХ века, когда благодаря  известному парижскому кутюрье Полю Пуаре, произошла  главная реформа женского платья - освобождение от корсета. Сменившая её утонченная эстетика моды «прекрасной эпохи» прерывается в 1914  году началом первой мировой войны  и сменяется затем удобством и практичностью послевоенного костюма.

На выставке можно воочию увидеть эклектичность стиля "Ар-Деко" 1920-х с его эмансипацией и полной свободой в женской  одежде. Затем, одно за другим, сменяют друг друга элегантные тридцатые, трагические сороковые годы - с подчеркнутой простотой внешнего вида, военными мотивами и подкладными плечами в женском платье.

 Пятидесятые проходят под знаменами Кристиана Диора и других моднейших кутюрье, а затем наступает время минимализма и футуризма  знаковых шестидесятых, а там и - свободомыслие семидесятых и следующие за ними, полные ярких красок и стремления к самовыражению, восьмидесятых, и девяностые, где нарочитая  театральность благополучно сочетается с парадоксальной функциональностью…

В залах музея можно увидеть наряды  от всех известных кутюрье и домов мод, таких как Шанель, Нина Риччи, Жан Пату, Пьер Карден и других мастеров, где высокое портновское искусство сочетается с тонким вкусом и чувством времени, когда одежда становится настоящим произведением искусства.

На стендах мы видим великолепные вечерние и бальные платья, сдержанные костюмы для торжественных церемоний, роскошные праздничные наряды, в которых щеголяли известные артисты театра и кино, в том числе и российские: Людмила Гурченко, Наталья Фатеева, Татьяна Шмыга, звезды отечественного  балета  Екатерина Максимова и Майя Плисецкая, дочь генсека СССР Л.И. Брежнева Галина, актрисы-участницы  популярнейшего  телевизионного «Кабачка 13 стульев»…

В своей богатейшей коллекции Александр Васильев имеет немало артефактов и из нашего города. Сибирь с её северным колоритом и многонациональностью народов весьма интересна мэтру моды. "Из-за сурового климата в одежде местных модниц, - замечает он,- было много меха, теплых вещей, специальной обуви и изделий с национальным орнаментом, вышивками, отделками, выполненными в национальных традициях".    

Любая мода сопряжена с наличием сопутствующих аксессуаров - зонтов, шляп, перчаток, сумочек, вееров, ридикюлей, украшений. И их в самом неожиданном разнообразии можно сейчас лицезреть и с любопытством останавливаться около специальных стендов под стеклом. Удивительно, как тесно связаны, казалось бы, несовместимые вещи - политика и мода, однако… Вот на стендах - живое свидетельство  изящных китайских изделий и аксессуаров, хлынувших в нашу страну из Поднебесной после визита Мао Цзэдуна и так радовавших наших модниц. К сожалению, недолго: Хрущев не сумел поддержать хрупкую нить  международной дружбы. Жаль. А появление люрекса и блестящей мишуры в нашей одежде после запуска в космос первых космонавтов? Моды, перешагнувшей все государственные границы?.. Снова связь с политикой и техническим прогрессом социализма.

"Составных у моды очень много, - поясняет Александр Васильев, - это  не только крой, длина юбки и линия талии, которая передвигается временами. Это - цвет и фактура ткани, место застежек у платья, форма и величина  шейного выреза, отделка… И всё это диктуется еще  стандартами и потребностями общества,  его моралью, достижениями в  текстильной промышленности, уровнем его технического прогресса  и многими  другими факторами.

 Мэтр остановил внимание посетителей на  светлых, с  закрытым высоким воротом женских платьях, в которых мы привыкли видеть чеховских героинь. "Да, - подтверждает он, - такова была мода того времени: благородство,  изящество, скромное достоинство, никакого вызова и  неуместной сексуальности. Всё - внутри, всё - не на показ, всё на самом  благопристойном уровне".

А еще мэтр рассказал о тесной зависимости моды от материального благосостояния общества и существующих национальных традиций.  И если  в благополучных буржуазных странах традиционно существуют и процветают Дома моды, то для нашей  полуазиатской страны, с её революциями, политическими  реформами и экспериментами; страны, вынесшей на своих плечах самую страшную войну  предыдущего столетия, еще недавно полуголодной, было не до  Домов моды. Но сейчас дело сдвигается понемногу. Правда, отдельным энтузиастам и подвижникам в этом трудновато обойтись без государственной поддержки. "Да, к сожалению, у нас нет истории моды, или истории  материальной культуры. Как-то всё не до этого было, не до «буржуазных затей» и излишеств, каковыми для нас были еще до недавнего времени эти вещи".

С заметной гордостью Васильев показал «изюминки» своей коллекции и уникальные приобретения - эксклюзивный выходной наряд жены немецкого фюрера Евы Браун - черное кружевное платье с  богатой меховой накидкой из чернобурки; личный подарок Майе Плисецкой от знаменитой французской  повелительницы моды Коко Шанель - элегантный костюмчик светлошафрановой расцветки… А еще модные шелковые шали, пояса, богатый набор трофейных нарядов, вывезенных после войны из побежденной Германии. Многое из этого досталось Александру Васильеву в подарок, многое приобретено на собственные средства. Его неустанные поиски вещей для своей коллекции продолжаются, и он невольно заражает своим  художническим азартом других, поясняя, что изучение материальной культуры нашей истории необходимо, если ты принадлежишь своей стране и своему народу.

Остается добавить, что уникальную выставку  в Новосибирске оформил Кирилл Гасилин—один из самых востребованных русских  дизайнеров моды в  России. Продлится она до апреля, а значит, у поклонников темы еще есть время...

Маргарита ДАНИЛОВА

14 февраля 2018

Комментарии (0)