Интервью
архив новостей
НА СЦЕНЕ "КРАСНОГО ФАКЕЛА" - КАФКА
Самый сложный и непостижимый писатель ХХ века Франц Кафка, казалось бы, меньше всего годится для сцены. Ну, какие в его книгах действия? Самые скучные и обыденные. Да и сам язык повествования предельно прост, неэмоционален, безмятежен по ритму. Его чудища словно бы заключены в стеклянные сосуды, как в некую словесную кунсткамеру. Но глубоко скрытая психология мыслей и поступков героя, его напряженная внутренняя драма, несмотря ни на что, глубоко проникает в сердца читателя, рождая невольные ассоциации и сопричастность ко всему происходящему, даже если это всего лишь «невидимые миру слезы». Абсурдный и непонятный, Кафка как никто из его литературных собратьев нашел редкое созвучие в душах не только своих современников. Сам того не желая, он заглянул далеко вперед, обладая, как все гении, даром пророчества и предвидения.
Неповторимая художественная вселенная Кафки - тоскливая и жуткая, где герои мучаются в поисках ответа на свои призрачные вопросы. Это адский мир со знаком минус, мир ночных страхов, кошмарных пробуждений и абсурдной безысходности будущего. Мир, где властвуют демонические силы и непонятные судебные приговоры, где пробуждение сродни будничному аду. Но этот мир оказался весьма понятны нам, людям Системы, в которой мы живем, мучаемся и пробуждаемся для безотрадного дня.
Главный режиссер «Красного факела» Тимофей Кулябин выбрал для постановки самое яркое произведение Кафки - его «Процесс», найдя для него очень выразительные и знаковые средства, которые сопровождают и фиксируют каждый шаг главного героя. Йозеф К. живет и действует как бы сразу в двух мирах – реальном и виртуальном, который порой даже опережает и предвосхищает реальность. И немудрено: он давно уже под «колпаком», и все его слова и перемещения фиксируются вездесущей техникой.
Все лица, кроме главного героя, скрыты за масками, а их голоса звучат однообразно за счет специальной техники, за которой невозможно уловить какую-то индивидуальность. Да это и не надо, ведь все они - люди Системы и действуют заодно, неутомимо ведя героя к той грани безысходности, за которой уже нет ничего… Человек, сколь бы безвинен ни был, вынужден, в конце концов, сдаться тем обстоятельствам, которые, как колючей проволокой, окружают его реальность, день ото дня сужая его кольцо. Не случайно в фойе театра на все время просмотра спектакля установлена самая настоящая металлическая клетка, символически перечеркивая любой протест против Системы.
Кулябин, как всегда, оригинален в своем режиссерском таланте, первым пролагая путь по неосвоенному пространству. Его «Три сестры» безмолвствуют на протяжении всего спектакля, так как прекрасно понимают друг друга и без слов. А безликую толпу, сопровождающую его главного героя в «Процесс», он вообще лишил собственных лиц и голосов, как никчемную и лишнюю деталь.
В спектакле Йозефа К. исполняет актер труппы Антон Войналович. Его герой достоверен, последователен и органичен в своем протесте и сопротивлении возбужденному против него процессу. Но, как и в романе Кафки, в конце концов, сдается. После всех своих протестов и страстных монологов в защиту собственной свободы. Предвосхищая неизбежный конец и бесплодность всяких усилий, безропотно отдает себя в руки палачей.
Волей режиссера он единственный в постановке сохранил свой собственный голос и свое собственное лицо, и зритель отлично понимает, на чьей стороне симпатии режиссера.
Удачный постановочный ход - введение в действие Ведущего (актер Павел Поляков), комментирующего все действия спектакля. Его лицо скрыто за маской, голос предельно изменен и усилен, как будто это бесстрастное вещание и есть свидетельство самой Судьбы…
Премьера «Процесса» прошла с безоговорочным успехом. Несмотря на отсутствие «малинки» и всяких занимательных штучек, зритель сидел, как завороженный, в зале стояла оглушительная тишина той великой сопричастности, которая сопутствует только подлинной художественной правде. После бурных и продолжительных оваций зал дружно поднялся в едином порыве, выражая свою полную признательность и благодарность за талантливую и вдохновенную игру всей творческой команде и главному голосу этой команды - Войналовичу, устами которого актерская игра превращалась в гражданский монолог нашего современника-бунтаря, которому, к сожалению, не удается донести свое мужество до финиша, но правда все равно на его стороне. Как и симпатии зрителей.
Трудно переоценить техническую оснащенность постановки, акцент которой здесь особенно значителен, световое и звуковое оформление и, конечно, работу драматурга Ольги Федяниной, талантливо преобразившей авторский текст для зрительского восприятия.
Еще на стадии работы, до премьеры, спектакль авансом доверия был приглашен к участию в московском фестивале театральных работ. Как -то оценит спектакль столица?..
Маргарита ДАНИЛОВА
Снимки Флора Подлесного предоставлены пресс-службой театра «Красный факел»