НАДО ЖИТЬ!

НАДО ЖИТЬ!

 Народный художник Вениамин Чебанов подарил «Сибирской мемориальной картинной галерее» ещё одну свою картину. Она давно является собственностью Новосибирского художественного музея, но Вениамин Карпович сделал её авторское повторение, посчитав, что без этого полотна «Сибирская мемориальная картинная галерея» будет беднее. Картина «У родного порога» написана в 2004 году. Она небольшая — 110 х 76 см. Но знаток живописи и друг художника, искусствовед В.М. Пивкин назвал её шедевром. Именно она помещена на обложке книги-альбома «Вениамин Чебанов. О войне и мире», 2008 г.

   Давайте внимательно приглядимся к ней. Ведь можно смотреть, но не видеть. Первый глагол означает процесс, второй —  результат. Любому художнику особо важен именно результат — восприятие его произведения: что остаётся у зрителя, какие чувства, какие мысли? Насколько ёмко и выразительно донёс он свои эмоции, наполненные смыслом?    Почитателям творчества Чебанова известно, что он верный последователь русской реалистической живописной традиции. Тем зорче и неспешнее зритель у его полотен.

   Сюжет картины прост. Солдат живым вернулся с войны. Стоит недвижимо перед открытой дверью своего дома, когда-то добротного и наполненного жизнью. Обнажил голову, пилотка крепко зажата в руке, печальный взгляд направлен в пустоту за скособоченную дверь...

   Композиция оригинальна — автор помещает зрителя внутрь уцелевшей, но безжизненной хаты. Мы видим солдата как бы в раме, но рама эта кривая, дверь держится на одной петле, порог изломан. И только слева у косяка —  кукла на полу. Она голенькая, но с голубыми бантиками в косичках. Вот и всё, что осталось от прежней жизни...

  В.М. Пивкин расценил эту композицию как важную находку художника. Мы ощущаем солдатскую боль: он «преодолел все тяготы войны, преодолел саму смерть, он — победитель, но война догоняет его и здесь, у родного порога…» 

   В картине три плана: изба внутри, линии пола, двери, проёма под разными углами; центр композиции —  ссутулившаяся недвижимая фигура солдата; на заднем плане в поле силуэт женщины с лопатой и ведром, рядом тоже разрушенная хата, а далее — небольшая полоска неба.

   ...Куда податься после такой встречи с остатками родного очага? Как выстоять? Как жить после этого?.. Художник включает у зрителя ясное понимание случившейся трагедии, помогает «прочесть» мысли героя картины. Помогает не только композицией, но и колоритом.  

   Краски приглушены, цвет большей частью пастельный, резких контрастов мало. Тёмный коричневый план глубины избы разбавляют светлые пятна: лёгкие блики на половицах, на пороге и косяке, на нижней части двери. Заметим, что свет идёт снаружи, он природный, естественный. На втором плане силуэт солдата в серо-зеленоватой шинели вписан на светлый фон изжелта-песочного пространства земли. Она здесь безжизненная, и только слева у порога пробились стебельки и даже цветок.  Далее земля чуть темнее, такое ощущение — она отдала урожай, там копошится одинокая женщина. Извечный крестьянский тяжёлый труд на земле-кормилице... В конце пейзажного пространства за слабой зеленью горизонта виднеется узкая полоска чистого неба, как «маленькая надежда, вера в возрождение» (В.М. Пивкин). За спиной воина — свет, есть пространство, есть земля и труд на ней, есть живая душа...

   В картине можно увидеть прошлое, настоящее. Даже будущее прозреть. Может, два человека, два одиночества, когда-нибудь сойдутся? Станут родными. И наступит новый день, и взойдёт солнце, и поле вновь будет готово для посева. Надо жить... У зрителя душа разрывается вместе с потерявшим всё солдатом, но и — рождается вера в силу жизни, надежда на её продолжение. Мы осознаём не только его, солдата, будущее личное возрождение, но и послевоенное залечивание ран и взлёт нашей страны.

   Вот такие мысли и чувства приходят, когда стоишь у этой скупой статически картины с мощной внутренней динамикой, сильной внутренней наполненностью.

   Идея повторения шедевра навеяна одной из недавних работ, которая и по названию, и по статике фигур напоминает эту. Там солдаты Победы у стен рейхстага, здесь — один, которому предстоит пережить ещё и свою личную трагедию...

  Следует добавить, что замысел картины «У родного порога» родился под влиянием песни «Враги сожгли родную хату» на слова М. Исаковского. Поэт написал стихотворение в 1945 г., назвав его «Прасковья». Жизнь песне дал проникновенный исполнитель Марк Бернес в 1960 г. Она вначале редко исполнялась, чтобы не бередить лишний раз души фронтовиков, а потом вошла в число лучших песен о войне, о её больших и малых трагедиях, о Человеке... Вениамин Карпович любит эту песню. Будет прекрасно, если для зрителя картины «У родного порога» в «Сибирской мемориальной картинной галерее» прозвучит песенный шедевр, дополняя эмоциональность вживания в живописное произведение.

Художник продолжает писать новые работы. Пусть огонь творчества долго не угасает в Вас, уважаемый Вениамин Карпович!

Геннадий ЗАЛЕСОВ

ТОМСК — НОВОСИБИРСК

10 января 2019

Комментарии (1)

Гость 06.02.2019 в 19:24

Уходящее поколение, перед которым стыдно.