Интервью
архив новостей
НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК - НАРОДНОМУ ПОДВИГУ
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей....
С. Орлов
Давняя мечта
Соприкасаешься с элементами творческой радости в каждое посещение мастерской этого Художника. Нельзя сказать, что такая радость всегда присуща Вениамину Карповичу Чебанову. До неё потребно было дозреть и дотянуться. И даже подняться. Ныне он, уже признанный баталист, может быть, последний из художников-фронтовиков, не отразил, а именно отобразил основные вехи Великой Отечественной. На многих выставках с ними новосибирцы уже знакомы. И каждое полотно приносило ему творческую радость, но вместе с ней и душевное смятение, и даже сердечную боль. В первый бой в январе 1945 в Польше у комвзвода из 32 бойцов осталось 23… Вениамин Карпович помнит их лица, почти каждого. Многих своих бойцов, имея отличную зрительную память, изображал на своих батальных полотнах.
Его картины, выставки в городе всегда становились событиями культурной жизни. В позапрошлом году состоялся Губернаторский приём в честь 90-летия Народного художника РФ, ветерана Великой Отечественной. Но каждый день он продолжал подниматься на свой 6-й этаж в мастерскую к своим воинам на полотнах, общаться с ними своей кистью и палитрой. Давно он задумал создать живописный памятник 22-й Сибирской добровольческой дивизии. Изучал внимательно её формирование, боевой путь, подбирал фактографический изобразительный материал. Уместно здесь привести о дивизии некоторые сведения.
Подвиг на холсте
У новосибирского военного историка Ю.А. Фабрики есть такие документально данные. В июле 1942 г. бюро Новосибирского обкома В
Художник избрал сюжетом бои дивизии на Ржевско-Вяземском плацдарме, где ожесточение доходило до рукопашных боёв. Продумывая композицию, решил, что оптимально будет изобразить битву в диораме. Искал решение, составил несколько вариантов, пока не пришёл к полотну высотой 2,7 на 10 метров. У Чебанова в ряде картин драматически напряжённая многофигурность. К этому полотну приготовил до 300 эскизов солдатских поз, лиц, эмоций в них, взаимодействий бойцов. Надо было фактографически точно изобразить одежду, оружие сибиряков-воинов и фашистских солдат. Работа, с одной стороны, изнурительная, а с другой – когда удачно найденный поворот, движение, расположение – это и какой-то прилив душевных сил и творческой радости. Зачастую забывался, стоял у мольберта, пока организм не начинал бунтовать: отдохни, поешь, посиди спокойно, вытяни на диване мастерской своё тело, на котором и до сих пор следы войны…
Что-то шло уже с учётом богатого опыта, отражённого в многочисленных других его батальных картинах. Не случайно в год 70-летия Победы советского народа в Великой отечественной войне Чебанову вручен редкий, может быть, даже единственный среди художников Сибири, высший орден Российской академии художеств «За служение искусству». Это признание современных самых авторитетных профессионалов в изобразительном искусстве нашей страны.
Баталист на высоте
Когда с эскиза общего плана изображения стал переносить на холсты, потребовалось приспособление, чтоб работать на высоте. Большой друг и помощник во многих уже совместных делах директор муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "
У Вениамина Карповича всегда есть помощники, друзья. Даже сорганизовалась инициативная группа для продвижения благородного и бескорыстного дела. В ней, конечно же, почитатель творчества Художника Ю.Н. Похил. А также многолетний своеобразный куратор здоровья Художника доктор медицинских наук Евгений Михайлович Трофимович, большой любитель живописи и коллекционер. Боевым братством связан Вениамин Карпович с Героем Советского союза Дмитрием Алексеевичем Бакуровым и его спутницей Екатериной Михайловной. Всегда готов прийти на помощь пенсионер, имеющий богатый стаж государственной, муниципальной и даже дипломатической работы и неравнодушный к искусству Михаил Сергеевич Бакшин. Бытовым, домашним теплом окружают Вениамина Карповича дочери Валентина и Аня, невестка Наташа, в последнее время особо внучка Татьяна, внуки и правнуки. Свою заботу в решении ряда вопросов ответственно проявляла директор городского Центра изобразительных искусств (МБУК ГЦИИ) Наталья Владимировна Сергеева.
Сил Художнику добавило решение мэрии о выделении площадей под его мечту. Он давно возмечтал создать Картинную галерею в честь сибиряков поколения Победы. И заявил, что передаст безвозмездно в неё все свои живописные и графические работы. Инициативу ветерана поддержал мэр А.Е. Локоть. В знаменитом 100-квартирнике А.Д. Крячкова для галереи предназначены несколько залов на двух этажах. Их ремонтом занялись рабочие строители под руководством Михаила Ильича Голубева. Несколько месяцев их работы подготовили два этажа для экспозиций. Заботы о сооружении каркасов и других приспособлений для диорамы и картин вновь взял на себя Ю.Н. Похил. И вот уже впереди - финишная прямая. Художник, несмотря на некоторое недомогание, поставит последние штрихи, рабочие завершат все конструкции и возникшие проблемки. И к Дню победного Мая всё должно быть готово к показу посетителям.
Это большой подарок мэрии Художника В.К. Чебанова, его друзей и многих помощников городу. Как мемориальная доска на здании вокзала Новосибирск в честь уходящих на защиту страны воинов, которая отлита в металле по графическому листу В.К. Чебанова, так и эта Галерея, созданная его мечтой и многолетними трудами, будут достойной памятью поколению сибиряков, внёсших вклад в Победу на фронтах и в тылу.
Историческая и художественная достоверность
По ходу воплощения мечты Художник решил рядом с диорамой разместить давно подготовленный двойной портрет: И.В. Сталин и Г.К. Жуков в тревожном октябре 1941 у оперативной фронтовой карты. И специально для логического завершения идейного замысла Галереи создал парадный портрет трижды Героя Советского Союза, нашего земляка А.И. Покрышкина. Знаменитый летчик-истребитель, полковник - на историческом параде Победы на Красной площади Москвы 24 июня 1945 года со штандартом 1-го Украинского фронта. Диораме предназначен зал на втором этаже, в других залах – батальные и другие работы, в которых Народный художник В.К. Чебанов достойно отразил в своих полотнах народный подвиг.
Диорама – это сложный вид станковой живописи. Она требует других, нежели даже в крупных полотнах, композиции, колорита, и в целом мастерства. Диорама Чебанова, явление для него новое. Насколько пока известно, на пространстве от Урала до Дальнего Востока диорама Чебанова первая. А что касается батальной живописи, посвящённой Великой Отечественной, то она - единственная в Сибири и уникальная.
Художник изобразил самый напряжённый момент, когда бой дошёл до края ожесточения, до штыковой атаки с врагом. Советские бойцы штурмуют первую вражескую траншею напористо, самоотверженно. Какая сила поднимает солдат - этих чернорабочих войны!? Сколько в них мощи, бесстрашия, смертельной злости! А ведь это не минутная вспышка жестокой схватки, а многочасовая изнурительная ярость, требующая надчеловеческих усилий… У Юлии Друниной, участницы войны есть строки:
Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Гитлеровские командиры с ужасом вспоминали такие атаки красноармейцев. Штыковому бою в нашей армии постоянно солдат учили потому, что их штык является наступательным оружием, а штыковой бой является решающим фактором любой атаки.
Вениамин Карпович назвал документально точно свою диораму «Двадцать вторая Сибирская добровольческая Сталинская стрелковая дивизия Красной Армии в боях на Ржевско-Вяземском плацдарме». И считает, что её должны сопроводить стихи А.Т. Твардовского. Не знаю, правильно ли, но я выбрал понравившееся строфы. Творческая радость и глубокая благодарственная печаль в них щемит сердце, так же, как и произведения В.К. Чебанова.
Я убит подо Ржевом,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме…
……………………………….
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев, наконец?
…………………
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она - спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам - все это, живые.
Нам - отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, -
Вы должны его знать.
……………………………
И никто перед нами
Из живых не в долгу,
Кто из рук наших знамя
Подхватил на бегу,
Чтоб за дело святое,
За Советскую власть
Так же, может быть, точно
Шагом дальше упасть.
Геннадий ЗАЛЕСОВ,
кандидат исторических наук
КА