Интервью
архив новостей
О ЖИЗНИ, ЛЮДЯХ И ВОЙНЕ…
Режиссер Туфан Имамутдинов очень верно почувствовал тему дня и рассказал ее жестко, с большой долей сарказма, циничной и безжалостной правды - неизбежной составляющей любой войны. Немецкий драматург Бертольд Брехт написал свою пьесу в 1938 году, когда война еще не обрела той глобальной мировой катастрофы по своим разрушительно-необратимым последствиям, какой стала позже, с нападением Германии на нашу страну. Да, автор остро почувствовал приближение большой войны, которая всегда несет трагедию. Но он не был уверен, что люди сами могут извлечь уроки из несчастья и показывает это на примере мамаши Кураж, которая вместе со своими детьми живет войной, идя по ее следам и собирая добычу с убитых и раненых. Ее война кормит и одевает, ей война необходима, так как давно уже стала ее образом жизни и героиня никогда не задумывается над морально-нравственной стороной своего жуткого бизнеса, в котором настолько поднаторела, что потеряла нормальный женский облик. И из естественной природной сути созидательницы жизни превратилась в символ ее разрушительницы и пособницы смерти.
И жизнь, словно в отместку, оборачивается к ней своей оборотной стороной, ибо нельзя вечно брать, ничего не давая взамен. Война одного за другим забирает ее детей, которых она давно уже приобщила к своему «делу», следуя за боями вместе с ними в своей повозке, пропахшей кровью и потом погибших солдат и снятыми с них сапогами и одеждой. Пьеса заставляет задуматься о том, кто или что является источником всего происходящего. И этот ответ прост: Я. Каждый из нас несет свою личную ответственность за войну. Один - своим бездействием и позицией «моя хата - с краю», другой - своей скрытой выгодой в ней.
Режиссер-постановщик уверен: «Если во время Войны вы делаете выбор в сторону выгоды, практицизма, то страдания неизбежны – и не только для вас, но и для всего окружающего мира». И пример мамаши Кураж показателен. Нельзя наживаться на горе других. Нельзя уходить от личной ответственности, если мы хоть как-то можем повлиять на ситуацию.
Спектакль очень энергичный, четко организованный, оригинально костюмированный, насыщен действием, насквозь пропитан острой сатирой и буффонадой, и не только с интересом и весело смотрится, но и заставляет задуматься. О жизни. О Войне. О людях, среди которых живем. И о самих себе.
Актеры в свои роли настолько вжились, что почти сливаются с ними. Очень органично пребывает в своем образе народная артистка России Халида Иванова. Убедительна Светлана Марченко в роли Катрин - трагичной и добровольной жертвы материнского воспитания. Обобщенный образ идеолога войны с его приспособленческой и циничной моралью в роли полкового священника с артистичным блеском исполняет Александр Сидоров. Близка к ней роль увядающей маркитантки Иветты, собирающей свою щедрую дань с человеческих слабостей и пороков. Талантливо выполнено художественное и музыкальное оформление спектакля: художник – Екатерина Галактионова, композитор – Пауль Дессау.
Поздравляем коллектив театра с очень серьезной, своевременной и по-настоящему выдающейся работой.
Маргарита ДАНИЛОВА
НОВОСИБИРСК