Интервью
архив новостей
"ПЕР ГЮНТ". БАЛЕТ… БЕЗ ПУАНТОВ
Известная драма норвежского классика Генрика Ибсена всегда привлекала театры своей непохожестью на произведения других европейских литераторов, своим особым скандинавским колоритом. В соединении с музыкой Эдварда Грига, где гармонично слились таланты двух великих норвежцев, получившая воплощение в пластическом танце, она зазвучала особенно выразительно. А недавно балет «Пер Гюнт» без пуантов пришел и на новосибирскую сцену, получив полное признание у зрителей.
Философия пьесы Ибсена очень своеобразна и сложна для восприятия. В ней много чисто скандинавских символов, норвежского фольклора и обычаев северной страны с суровым горным ландшафтом, своеобычным крестьянским укладом жизни. С культом северного оленя и присутствием в жизни простых людей мифических персонажей - подземных жителей гор -троллей и других существ, влияющих на жизнь людей и активно проникающих в их быт.
Главный герой - Пер Гюнт - сложная, мятущаяся фигура, мучительно ищущая свое жизненное предназначение в надежде поймать белого оленя – символ удачи в национальной мифологии…
Казалось бы, ну как всё это выразить в танце?!.. Но зритель, вдохновленный музыкой Грига, уверенно идет вслед за авторской мыслью. Вот односельчане празднуют свадьбу, где в невестах бывшая подруга Пера Гюнта - Ингрид. Их давно ничто не соединяет, но захмелевший Пер Гюнт сначала приглашает невесту на танец, а потом и вовсе скрывается с нею на всю ночь, настроив против себя не только жениха, но и всю деревню. Его не остановили ни предупреждение своей матери Озе, знающей беспутный нрав своего сына, ни знакомство с юной Сольвейг, которой он успел дать обет верности и сразу избранной им в свои невесты.
Спасаясь от гнева односельчан, Пер Гюнт скрывается в горах, и там, среди троллей, чуть не женится на «зеленой женщине» из их породы. Ингрид он давно прогнал и пускается в разные сомнительные путешествия. Он бывает на разных континентах - в Африке, Америке, Индии, меняя занятия и профессии, встречает самых разных людей. В том числе и мошенников и даже попадает в сумасшедший дом, а, возвращаясь к родным берегам, терпит ужасное кораблекрушение, в котором чудом выживает. И вообще он практически неуязвим, так как состоит под защитой двух преданнейших и любящих его женщин, его добрых ангелов - матери Озе и невесты Сольвейг, все эти долгие годы верно и безропотно дожидающейся своего жениха. Он появляется уже старым на пороге её избушки, которую построил сам для своей невесты после их первой встречи и где она все долгие годы верно ждала его. Его встречает уже седая и ослепшая Сольвейг. Он кладет свою седую голову ей на колени и под её колыбельную, которую она поет своему любимому, умирает… Нет, он не нашел своего предназначения и он растратил время впустую в чуждых ему землях, вдали от своей родины и от назначенной ему Судьбой Сольвейг.
Язык танца очень красноречив, и мы без труда угадываем за талантливой пластикой героев все движения их души.
- Пер Гюнт, несомненно, является одним из самых сложных драматических персонажей, - говорит хореограф-постановщик Эдвард Клюг. – Благодаря ему Ибсен стал одним из ведущих драматургов ХIХ века. Григ, в свою очередь, - это ключевой представитель тонких музыкальных идиом и романтизма в целом. Специально для пьесы Ибсена Григ написал музыкальное сопровождение, из которого он затем выделил отдельные фрагменты и соединил их в две оркестровые сюиты, которые и по сей день очень популярны. Но мне пришлось нелегко связать эти миры двух великих норвежцев с новой эстетикой современного балета под названием «Пер Гюнт». Драма Ибсена по сути своей опережает собственную универсальность путем загадочных описаний реального мира и мира фантазий Пера Гюнта. А музыка Грига, существуя независимо от драматической вселенной Ибсена, рисует в воображении импрессионистские пейзажи А мне пришлось, отталкиваясь от их версий драмы, создавать собственную интерпретацию - разумеется, на языке балетного повествования и дополнять его музыкой Грига, взятой из других его произведений.
Так что продвинутый зритель легко может услышать, кроме знакомых всем мелодий - «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», красной нитью проходящей через всю драму «Смерть Озе», экстравагантный «Танец Анитры» и другие музыкальные темы двух григовских сюит, написанных специально к драме - и другую музыку норвежского композитора, используемую в балете, и музыкальные темы, что близко затрагивали мироощущение художника - лирику, поэзию природы, народно-жанровую сферу.
Музыка Грига, по справедливому замечанию Б. Асафьева, «объединила в сжатом лирико-эпическом тонусе то, что индивидуализм Ибсена не смог собрать в данной пьесе».
В каждом из пяти действий «Пер Гюнта» композитор выделяет центральную, стержневую линию, отчетливо характеризующую данный этап развития драмы.. В первом акте это картины норвежского крестьянского быта, во втором - фантастика сказочного царства троллей, в третьем -лирическая драма Озе и Сольвейг, в четвертом- живописные сцены арабского Востока. Завершающее, философское значение пятого действия отмечено у Грига углубленно-лирическим характером музыки: и трагическая сцена обвинения Пера, и торжественный хорал поселян, прославляющий красоту природы и мироздания, и трогательно-нежная колыбельная Сольвейг, с которой уходит из жизни Пер, - всё это увенчивает драму Ибсена возвышенным в своей цельности и чистоте чувств лирико- философским эпилогом.
Эдвард Клюг признается, что с наслаждением трудился над созданием современного балетного спектакля с высоко профессиональной балетной труппой, где царили единомыслие, взаимопонимание и общая цель - донести до зрителя спектакль во всей его естественности и пластике движений, со свободой актерской импровизации, спектакль, где не игра, а сплошное проживание содержания. Постановщик работал в тесном творческом тандеме с заведующим балетной труппой и исполнителем главной роли (наряду с Николаем Мальцевым и Романом Полковниковым) Денисом Матвиенко, музыкальным руководителем и дирижерами Кареном Дургаряном и Евгением Волынским, художником-постановщиком
В партии Сольвейг заняты ведущие солистки балета Ксения Захарова, Вера Собанцева и Маргарита Солодова.
Новосибирцы восторженно приняли необычную постановку балета - не на пуантах, каждый раз подтверждая это долгими аплодисментами и заполняемостью зрительного зала.
Маргарита ДАНИЛОВА
Фото - с официального сайта НОВАТа
.