Интервью
архив новостей
ПИКОВАЯ ДАМА. ИГРА
Постановка этой оперы Петра Чайковского в НОВАТ посвящена Всеволоду Мейерхольду и его первому представлению «Пиковой дамы» в Москве в 1935 году, где известный театральный мэтр считал главным приблизить спектакль и время действия в нем к характеру пушкинской повести. Центральный образ здесь - это образ Германа, как и у Чайковского, который загорелся непреодолимым желанием писать «Пиковую даму» тогда, когда понял в повести Пушкина всю глубину и силу раскрытия психологии Германа и почувствовал близость этого сюжета своему постоянному стремлению к раскрытию внутреннего мира человека. Чтобы ничто не мешало его работе, композитор уехал во Флоренцию, где всего за сорок четыре дня(!) начерно закончил оперу.
Известно, что он очень гордился своей работой, справедливо называя её «шедевром», и даже считал, что «история всего мира (!) разделяется на два периода. Первый период - всё то, что произошло от сотворения мира до сотворения «Пиковой дамы». Второй начался месяц назад, когда «Пиковая дама» сотворена».
Это любимое детище Чайковского, его последняя в жизни опера (написана за три года до смерти), которую, как он признавался, «писал с восторгом, самозабвением и вложил в этот труд всю свою душу». Это его исповедь и музыкальное завещание потомкам (как и его последняя, шестая симфония). Ключевыми словами для композитора в этот период были такие важные понятия как «Жизнь», «Любовь», «Смерть». Но в результате в опере они получили следующие смыслы: Жизнь-игра, Любовь-игра, а верна и реальна только Смерть. В этом просматривается весьма явственное влияние воззрений немецкого философа Артура Шопенгауэра, главный трактат которого «Мир как воля и представление» Чайковский изучал как раз перед началом сочинения оперы. Так в «Пиковой даме» источником роковой силы, приносящей страдания всем героям, становятся карты.
Очень близка к интерпретации Чайковским этого символа мысль Шопенгауэра, которую композитор подчеркнул в тексте книги -«особенно же высказывается такая потребность возбуждения воли в изобретении и процветании карточной игры, которая составляет самое истое выражение печальной стороны человечества».
Герман, главный герой оперы Чайковского, по сюжету достигает всех своих целей: получает секрет «легкого» обогащения (тайна трех карт), а также любовь и прощение Лизы. Но приносит ли ему это хоть каплю счастья? Нет, он теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Получение всего, что, казалось бы, должно наполнить жизнь Германа смыслом и новыми возможностями, оборачивается еще большим несчастьем и в конечном итоге -смертью. В этом смысле также очевидно сходство с мыслями Шопенгауэра: « Между хотением и достижением неизбежно протекает каждая человеческая жизнь. Желание по природе своей - страдание. Достижение скоро порождает пресыщение: цель была только кажущейся, обладание отнимает прелесть, под новым видом снова появляется желание, потребность, если же нет, то является бессодержательность, пустота, скука, борьба с которой настолько же мучительна, как и с нуждой».
Уже более 125 лет «Пиковая дама» остается одной из самых исполняемых в мире русских опер. Более 125 лет режиссеры, дирижеры, певцы и слушатели пытаются ответить на жгучие и вечные вопросы о смысле жизни, которые так мучили композитора на исходе её... По-своему попытались ответить на них и постановщик «Пиковой дамы» в Новосибирске Вячеслав Стародубцев вместе с дирижером и музыкальным руководителем спектакля Дмитрием Юровским.
– «Пиковая дама» - одна из тех опер, которую, вероятно, слышал каждый, кто хоть как-то заинтересован в музыкальном театре, - говорит Дмитрий Юровский.- Редкостная по накалу страстей, по натянутости до предела нервных окончаний цепочка, объединившая взрывной и порой невесомый слог Пушкина с элегантностью разрушающего потенциала Чайковского, уникальна в своем роде. Мы постарались, сохраняя традиции музыкально-драматургической стилистики, показать в наиболее компактной форме весь трагизм происходящего, который заключается совсем не в проигрыше игры. Тем более, что Игра, как своеобразный вирус, потенциально является частью каждого из нас, и если в жизни не найти других ценностей, может в любой момент вытеснить такие тонкие чувства, как любовь и преданность, и разрушить человека изнутри до самого основания. С моей точки зрения, «Пиковая дама» - это игра, игра характеров, игра друг с другом. Повсюду риск. Герман и Лиза - недолго возлюбленные. Момент разочарования приводит его к краху. Известно, что Чайковский в своем творчестве умело и гармонично соединял свои музыкальные взгляды с Западом. Наша «Пиковая дама» соответствует европейским стандартам. Мне приходилось участвовать во многих постановках этой оперы, самых разных и чаще - за рубежом. Но самую первую постановку я хорошо помню. И всегда и везде экспрессивная музыка Чайковского своей мощной энергетикой заряжает музыкантов и всех исполнителей.
Вячеслав Стародубцев, режиссер:
- Три карты в руках Судьбы. Игра идет по самым высоким ставкам. Чем обернется неверный ход?.. Все мы в жизни много играем (одни только компьютерные игры чего стоят!). А посвящая оперу памяти В. Мейерхольда, мы вспоминаем его теорию биомеханики и комедию масок, наполняем свой спектакль пластикой, танцами (у нас даже хор танцует!), динамикой сценического движения. Но будучи сторонником минимализма, я стремился не загромождать сценическое пространство декорациями, делая ставку на драматическое действие и голоса артистов, которые в НОВАТ замечательные.
«Пиковая дама» - одно из тех редких сочинений, которые обладают магической силой и завораживают тайной, не поддающейся разгадке. Сюжет пушкинской повести зазвучал иначе благодаря экспрессивной, полной драматизма и пронзительной лирики музыки Чайковского. Его партитуры пропитаны слезами и чувством безвозвратной утраты душевного покоя, гармонии, поиск которой поднимал его на недосягаемую творческую высоту. Именно от этого лиризм Чайковского живой, трепетный, он расширяет границы внутреннего мира личности до размеров вселенной, которая ищет ответы и черпает жизненную силу исключительно в самой себе. Образы Лизы и Германа в «Пиковой даме» выстроены убедительно правдиво, без излишних театральных украшательств. Сама музыка поднимает их на предельную эмоциональную высоту, благодаря чему они становятся персонажами Достоевского более, чем персонажами Пушкина Потому что каждый художник имеет право на собственное высказывание и свой взгляд.
Чтобы зритель лучше воспринимал постановку, перед каждым спектаклем в театре проводится лекция с рассказом об истории создания этой оперы, о работе над ней композитора, о нынешней режиссерской концепции. Издан специальный красочный буклет - с текстами, с экскурсами в прошлое постановок «Пиковой дамы», с красочными фотографиями исполнителей и высказываниями главных постановщиков. Для лучшего зрительского восприятия придуманы электронные субтитры к спектаклю с ремарками сценических действий. «Пиковая дама» - вершина оперного творчества П.И. Чайковского и одна из жемчужин мировой классики. Сюжет пушкинской новеллы не сразу заинтересовал композитора, но потом зловещий образ графини, их роковая встреча с Германом всё более захватывала его, вызвав горячее желание написать оперу. Однако перед началом работы Чайковский находился в подавленном состоянии. Он признавался в одном из писем, что переживает « очень загадочную стадию на пути к могиле… какое-то разочарование, по временам безумная тоска, но не та, в глубине которой предвидение нового прилива любви к жизни, а нечто безнадежное, финальное… Это – фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели».
И это настроение не могло не отразиться на опере с её трагедийной силой и мистикой. Гибнет Лиза, гибнет Герман, а силы, погубившие их, олицетворены в опере старой графиней и неразрывно связанным с ней образом трех карт - символом страсти Германа к карточной игре.
Борьба между стремлением человека к счастью и беспощадным фатумом - такова тема всех последних произведений Чайковского. Да, герои его произведений обречены на гибель, но любовь к людям, могучий протест против насилия и зла, присущие всем лучшим творениям Чайковского, явственно звучат в финале оперы в оркестре, придавая музыке огромный гуманистический пафос.
Режиссер Вячеслав Стародубцев с большой ответственностью отнесся к постановке оперы «Пиковая дама. Игра» в новосибирском театре. Изучил множество материалов об истории создания оперы и самой жизни композитора в этот период. Побывал в его музее в Клину, проанализировал постановку Мейерхольда и, взяв из неё наиболее интересное, пошел дальше, собственным путем. Кстати, значительно переосмыслен у него образ графини, отнюдь не ветхой старухи, как это принято. У него это еще бодрая и активная женщина, несколько заигравшаяся в жизни, которая еще не прочь повеселиться, в том числе и с противоположным полом.
Спектакль прекрасно оформлен в художественном плане: костюмы, сценическое пространство очень выразительны и красочны. Любопытное находка постановщиков - введение в действие оперы грандиозного образа императрицы в необыкновенно шикарном платье на немыслимом по объему кринолине и гордо восседающей на деревянной лошади (на колесиках, как у детей!) в Летнем саду. Всё замечательно!
И всего одна деталь строго личного плана и впечатления: полное отсутствие сопереживания и симпатии к героям. Мы как бы по разную сторону «баррикад». Может, потому что всё это - «игра»?
Маргарита ДАНИЛОВА,
Фото с сайта НОВАТ
НОВОСИБИРСК