Главная Культура и искусство ПИСАТЬ ИСПОВЕДЬ СВОЕГО НАРОДА

ПИСАТЬ ИСПОВЕДЬ СВОЕГО НАРОДА

ПИСАТЬ ИСПОВЕДЬ СВОЕГО НАРОДА

Поэт божьей милостью

  Евгений Евтушенко – ярчайшая личность и великий русский Поэт современности – совершил большое турне по 26 городам России. Автор идеи и ведущий, он назвал цикл творческих вечеров по строке своего известного стихотворения «Поэт в России – больше, чем поэт!» Он представил в программе потрясающую антологию русской поэзии от Пушкина до Высоцкого.

Но пушкинский голос гражданства

к барьеру толкает: «Иди!»

...Поэты в России рождались

с дантесовской пулей в груди.

Евгений Евтушенко

  Экскурс в прошлое, в ХХ век  

  Не буду грешить на школьное образование в моё время, в 50-60-е годы прошлого века. По большей части у нас были не просто преподаватели-предметники, а учителя. Они, уж простите за банальность, действительно «сеяли разумное, доброе, вечное». Привили любовь к литературе, чтению книг. Конечно, на уроках из поэзии была вечная русская классика, а из современников то, что относилось к так называемому социалистическому реализму. Слава Богу! – дома звучали стихи, и в школе нашлись учителя, которые сверх программы открыли нам запрещенных тогда Пастернака, Цветаеву, Ахматову, незнакомые стихи Есенина. И вот со страниц «Юности» – тогда журнала необычайно популярного – в нашу жизнь ворвался Евгений Евтушенко. Молодой, энергичный, острый, талантливый. Как такое могло не затронуть…

  «Не надо говорить неправду детям,

не надо их в неправде убеждать,

не надо уверять их, что на свете

лишь тишь да гладь да божья благодать».


«Его умело отводили

От наболевших "почему".

Усердно критики твердили

О бесконфликтности ему.

Он был заверен ложью веской

В предельной гладкости пути,

Но череда несоответствий

Могла к безверью привести».


 Мы столько после временной досады

хлебнули в дни недавние свои.

Нам не слепой любви к России надо,

а думающей, пристальной любви!

 

  А разве без боли, без слёз можно было читать и слушать «Балладу о пианисте» («Когда его били фашисты в концлагере и ухмылялись: "Попался". Он прятал одно, – свои руки костлявые, только бы не по пальцам») или «На смерть собаки» («Чумою скрученный, без сил, скуля прощально, виновато, наш пёс убить себя просил глазами раненого брата»). В 1968 году был опубликован потрясающий, раздирающий душу «Монолог голубого песца на Аляскинской звероферме».

  «Кто в клетке зачат - тот по клетке плачет,

  и с ужасом я понял, что люблю ту клетку,

  где меня за сетку прячут,

  и звероферму - родину мою».

  Его поэзия – и это честное признание, а не пафосность – стала для меня, если хотите, путеводной звездой, ориентиром в творчестве и жизни. С тех пор рыскал по журналам и газетам, отыскивая сообщения о любимом Поэте, его стихи. Собрал сотни публикаций из разных изданий, много его поэтических сборников, грампластинки с записью стихотворений в исполнении автора. Искал любую возможность, чтобы побывать на его вечерах. Слушал его и у памятника Маяковскому в Москве, и на вечерах в Алма-Ате, и в Новосибирске, и на известном вечере в Политехническом музее в Москве. Тут уж проникнуть помогли корочки члена Союза журналистов России.

  Разумеется, когда мы узнали о приезде Евгения Александровича в Новосибирск, то Международный Центр имени Владимира Высоцкого и Сибирский Фонд по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого тут же взялись за организацию гастролей.

 

Встреча в Новосибирске

  До приезда к нам, накануне вечером Евгений Александрович выступал с творческой группой в Омске. Ночь провели в дороге. А в Новосибирске, после короткого отдыха, началось очередное знакомство Поэта с городом. Сначала посещение памятника Владимиру Высоцкому, где Евтушенко подчеркнул, что это лучший из памятников, которые он видел в России. А позже, уже на вечере в Киноконцертном комплексе имени Владимира Маяковского сказал: «Я не был в Новосибирске больше десяти лет, хотя раньше выступал здесь много раз. И сегодня искренне порадовался за вас: со мной это было впервые, когда мне так понравился памятник Володе Высоцкому. Это самый лучший памятник, который поставлен ему на нашей русской земле. Спасибо вам за то, что вы сделали и делаете для сохранения памяти Володи!»  

  …Конечно, что скрывать, годы берут своё – всё-таки Поэту уже 82 года. Да и здоровье не ахти какое. Но и на пресс-конференции и на концерте это был всё тот же Евгений Евтушенко, как и много лет назад. Острый, задиристый, в стильном цветастом пиджаке и стильном галстуке. Стихи, как всегда, читал мастерски, с подлинным артистизмом, что не могло не волновать и вызывало заслуженные аплодисменты зала.

  Чтобы передать атмосферу, я буду приводить прямую речь Поэта.

 

«Я был во всём огромном мире

послом не чьим-нибудь – Сибири...»

  «Здесь, в Новосибирске, у меня спросили: когда я ощущаю себя сибиряком (раз я родился в Сибири), когда гражданином России, а когда гражданином мира? Но почему одно должно мешать другому?... Для настоящих писателей не существует границ, как нет границ у боли и страданий, как нет их у такого высшего чувства, как любовь. Любовь бессмертна, её нельзя убить…

  А те, кто смотрит на мир сквозь шоры, никогда не смогут найти выход из сложной ситуации для собственной страны. Человек должен знать и видеть всё, что позволено его глазам. Ведь сейчас на земле идёт необъявленная мировая война, в которую втянуто одновременно несколько стран, с большим количеством жертв. Войны начинают малые группы людей — политиканов, а страдают от них люди, не имеющие никакого отношения к политике. Поэтому для нас, человечества, сегодня так важно объединяться, а не разбегаться по своим болотцам и кочкам».

 

 «Войны тяжкою поступью ходят…»

  «Довольно тяжёлые испытания выпали на долю нашей страны. Об этом времени будут много говорить и спорить, напишут книги. Но наш народ найдёт выход, как находил его во всех исторических испытаниях. И во время Великой Отечественной войны был период, когда мы отступали, виной тому преступные ошибки руководства страны. Я имею в виду расстрелы лучших командиров Красной Армии, подорвавшие её мощь, а также тот факт, что в первые несколько дней войны были разбомблены 1200 наших самолётов, стоявших на аэродромах. Об этом мало кто знает, но это было, потому что лётчикам не давали приказа о боевых вылетах. И народ наш поднялся, несмотря на то, что у многих в семьях были арестованные, сосланные в лагеря, расстрелянные, люди понимали, что сейчас всё должно быть подчинено одной цели — остановить врага и отбросить его за пределы Родины. Я это единение хорошо помню, мне было девять лет в 1941 году, и со своими сверстниками я стоял на крыше нашей школы № 254 на 3-ей Мещанской в Москве с ведёрком песка и лопаткой, чтобы засыпать немецкие зажигалки…

  В девятилетнем возрасте я бежал с девчонкой 15-ти лет по направлению к фронту бить немцев. Это было связано со многими приключениями, о которых пишу сейчас в своём новом романе. А потом мама отправила меня в эвакуацию, к бабушкам на станцию Зима, откуда я родом. Там увидел военные свадьбы, пел и танцевал на них, чтобы скрасить слёзы предстоящего расставания. Женихи уходили на фронт, и почти никто из них не вернулся. И много лет спустя я видел женщин, которые продолжали ждать своих любимых и оставались им верными».

 

«Россия, ты меня учила - и в юных и в иных летах

упрямым быть, искать причины того, что плохо, что не так…»

  «На майских праздниках в столице нашей Родины ходили люди с самодельной «иконой», где Сталин, являющийся для многих людей воплощением зла, изображён рядом с Иисусом Христом, который пожертвовал собственной жизнью, чтобы обнять всё человечество. И одна из центральных газет опубликовала этот репортаж. Они с этим примиряются или, может быть, им это нравится. Почему люди впадают в такие исторические заблуждения? Ведь столько существует документов, книг, романов, в том числе таких великих авторов, как Александр Солженицын и Варлам Шаламов, рассказывавших о том, что такое ГУЛАГ. Я сам бывал на Колыме, где в каждом метре земли кости тех, кто погиб в сталинских лагерях. А у молодого водителя, который нас вёз, у лобового стекла болтался портрет Сталина! Меня это очень волнует, добром это не кончится.

  Высшая ступень литературы — это когда люди пишут не собственную исповедь, а исповедь своего народа, когда они становятся писателями тех, кто не пишет, становятся голосом народа. Я из поколения шестидесятников, которое этим и отличалось. И нынешние молодые поэты, надеюсь, скажут своё слово в истории. Станут не защитниками самих себя, а защитниками Родины, и не только от внешних врагов».

 

«Жаль, что сам Пастернак не услышал той музыки,

снега рождественского искристей…»

  «Я всё время был окружён женщинами и на всю жизнь запомнил слова Бориса Пастернака: иногда мужчины, стараясь быть привлекательными, напускают на себя излишнюю грубоватость, думая, что им это идёт. Я считаю, что мужчины должны относиться к женщинам с материнской нежностью.

  Мне повезло: случилось так, что я должен был сопровождать итальянского профессора, моего переводчика, на дачу к Пастернаку, так я познакомился с ним. Я тогда был женат на Белле Ахмадуллиной, замечательной женщине, поэте, достойной наследнице Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. И мы как-то очень стеснялись, когда наши сокурсники хвастались, что они ходят к Пастернаку, рассказывали, что он им читает и чем угощает. И вот когда начались нападки на роман «Доктор Живаго», когда была развязана травля писателя и тысячи людей, не читавших ни строчки из его романа, обвинили его в предательстве родины, эти наши «товарищи» пришли навестить Пастернака. Вроде бы посочувствовать ему, а на самом деле попросить разрешения предать его, потому что им грозило отчисление из института и исключение из комсомола. Он разрешил им это сделать и сказал, что всё равно это не решит его судьбу — его уже исключили из Союза писателей. А после он сказал мне: разрешив им предать себя, я совершил подлость, ведь теперь ни один из них не будет настоящим поэтом. Так оно и случилось: один скоро проворовался, хотя ему дали хорошую должность — директора издательства, другой спился и был найден замёрзшим на скамейке напротив литературного института.

  А Пастернак остался великим Пастернаком и пережил навязываемое ему бесславие, которое сменилось мировой известностью. Роман «Доктор Живаго» был напечатан, признан классикой и включён в список для внеклассного чтения, но, к сожалению, уже после смерти писателя. В 60-х в американцы сняли фильм по роману «Доктор Живаго», я видел его в Америке в 1966 году и был потрясён: актёры играли безукоризненно, ещё там была великолепная музыка, очень «чайковская», хотя написал её француз Морис Жарр. И только поглубже забираясь внутрь его биографии, я докопался до того, что одна из его бабушек была русской дворянкой, давным-давно перебравшейся во Францию. Эта музыка называлась «Тема Лары». Она исполнялась во всём мире. Но русских слов у неё не было. Я тогда серьёзно болел, лежал в американском госпитале, и дал себе слово – пока жив, напишу слова к этой чудесной музыке.

  Если, крича, плачу почти навзрыд,

  словно свеча, Лара в душе стоит.

  Словно свеча, в этот проклятый век,

  воском шепча, светит она сквозь снег.

  Я преподаю в университете города Талса, штат Оклахома, ковбойском штате, где живут очень хорошие люди, любящие русское искусство, русское кино и русскую поэзию. И даже во время этих санкций против России они себя ведут так, словно ничего такого не существует. Потому что когда люди любят чью-нибудь литературу, разве они могут быть врагами этой страны? Я выбрал этот город, потому что однажды, будто с неба, услышал голос самого Пастернака: стоял на главной городской площади, вдруг раздалась эта музыка из фильма «Доктор Живаго», я поднял глаза, но ничего, кроме облаков, не увидел. Оказалось, это главные городские часы каждый день исполняют «Тему Лары».

  И однажды я вздрогнул на площади Ютика в Талсе,

  потому что с Россией на миг с глазу на глаз остался.

  Это мне городские часы под размеренные удары

  Заиграли хрустально мелодию Лары…


  Запрещенный роман

  прорывался в Россию

  мелодией Мориса Жарра,


  И ты плачешь, Россия, плачешь

  по всем, кто где-то замерз в пути.

  Жгут, горячи, слезы, как воск свечи.

  Русь, ты свети,

  Лара, свети, свети!»

 

  «Только мамы всегда настоящие.

  Ничто не заменит на свете её самоё…»

  «Моя мама пела на фронте, выступая в составе концертной бригады вместе с артистами и поэтами, среди которых были Константин Симонов и Александр Твардовский. С самого начала войны вместе с нашими войсками мама дошла до Пруссии, сорвав свой голос, потому что приходилось много петь в непростых условиях, и нельзя было жалеть ни голоса, ни внутренней энергии. Когда мама попала в Пруссию и заболела тифом, ее отправили в Читу в госпиталь.

 

  Давно не поёт моя мама,

да и когда ей петь!

Дел у ней, что ли, мало,

где до всего успеть!

Были когда-то концерты

с бойцами лицом к лицу

в строгом, высоком, как церковь,

прифронтовом лесу.

Мёрзли мамины руки.

Была голова тяжела,

но возникали звуки,

чистые, как тишина».

 

Участники творческого вечера

  «Со мной в турне по России два народных артиста — Игорь Скляр и Дмитрий Харатьян. В наших концертах участвуют и другие артисты, родственных мне взглядов. Нас объединяет любовь к русскому искусству и близкое отношение к тому, что сегодня происходит в мире, между Россией и Украиной, в других странах».

    Игорь Скляр сыграл роль отца Евгения Евтушенко в его фильме «Детский сад»: «У меня сложились довольно интересные отношения с легендарным Евгением Александровичем. Это чудесное, прекрасное, волшебное путешествие».

    Дмитрий Харатьян: «Мы находимся рядом с Евгением Александровичем. Нам крупно повезло, мы вошли в историю».

  «Когда я познакомился с Мариной Ивлевой из Владимира, она мне понравилась, как певица. А еще понравилась своей смелостью, решительностью. Она не испугалась даже самой Аллы Борисовны Пугачёвой, явившейся однажды на наш концерт в Политехнический музей. И я решил, что она будет по праву первой исполнительницей этой песни на русском языке» (прим. автора: речь идет о песне «Мелодия Лары»).

  В этой прекрасной программе также принимали участие: актёр и продюсер Денис Константинов (он исполнил роль молодого Жени Евтушенко в фильме «Похороны Сталина»), молодой талантливый певец Евгений Сорокин, пианист и певец Константин Ганшин.

  На вечере Евгения Александровича и участников концерта приветствовали заместитель губернатора Новосибирской области Виктор Шевченко и начальник управления культуры Мэрии Новосибирска Владимир Державец. Председатель Международного Центра имени Владимира Высоцкого Анатолий Олейников вручил Поэту Сертификат общественного признания «Золотая книга имён России» за создание великих художественных произведений, гражданский подвиг и пример служения Отечеству.

  Слова благодарности руководству Администрации Новосибирской области, а также руководителям железнодорожного вокзала «Новосибирск-Главный» за деловую помощь в организации гастролей.

Владимир КРЫЛОВ

Фото: Виктор ДМИТРИЕВ и Анатолий СМЕЛОВСКИЙ

21 августа 2015

Комментарии (0)