Главная Культура и искусство ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ ПРЕКРАСНОГО

ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ ПРЕКРАСНОГО

ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ ПРЕКРАСНОГО

  Транссибирский арт-фестиваль в Новосибирске – это две недели музыки - прекрасной и разной, звучащей со сцены концертного зала имени Каца Новосибирской филармонии.

  На наших глазах рождалась глобальная традиция планетарного масштаба, когда день за днём, сменяя друг друга, знаменитые музыканты разных стран являли своё высокое искусство и мастерство новосибирцам, востребованное во всём мире. От одного перечня звёздных имён можно было задохнуться от восторга - скрипачи Вадим Репин, Захар Брон, пианисты Рудольф Бухбиндер, Константин Лившиц, Жан-Ив Тибоде, дирижёры Леонард Слаткин, Дмитрий Юровский, Дмирий Лисс, Шарль Дютуа. И здесь же юные таланты Японии, Южной Америки, Турции, «блестящие смычки» Новосибирска, знаменитые оркестры, ансамбли, голоса и сами композиторы, чьи имена и современные сочинения уже давно звучат на всех континентах. Пятьдесят оттенков прекрасного или гораздо, гораздо больше, ведь наши эмоции не поддаются точному подсчету. Они просто накрывают нас, как облаком, в котором сливаются всё: слёзы, восторг, восхищение и несказанная радость открытия.

 

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВАДИМ РЕПИН

  Это наша гордость, наш земляк, который давно уже стал человеком мира, но помнит и любит свою малую родину.

  Это он главный вдохновитель и организатор Транссибирского арт-фестиваля в Новосибирске, уже дважды прошедшего в сибирской столице и отныне это уже станет традицией на сибирской земле. Вадим -художественный руководитель фестиваля. Он заранее и до мелочей продумывает всю концертную программу каждого из пятнадцати дней, его участников, гостей. Это благодаря его авторитету в музыкальном мире удаётся пригласить в Новосибирск самых именитых и востребованных музыкантов мира, каждый день которых расписан на годы вперёд. И при этом он сам - непременный участник всех концертных программ, его великолепной игры на скрипке ждут, на него идут, им восхищаются, ему рукоплещут. Заслуженный лауреат самых престижных конкурсов, Вадим находит время для каждого артиста, участвует в каждой репетиции, тщательно и до мелочей всё продумывает и везде успевает. После очередного концерта в Сибири успевает слетать в другой город, в ту же Москву, где тоже идут концерты в рамках нашего фестиваля и с утра уже быть на репетиции симфонического оркестра, где солирует, поучаствовать в пресс-конференции с конкретной разработкой будущего фестиваля 2016 года. И при этом оставаться таким простым, доступным, приветливым, без всякой позы. Это покоряет. Ещё и ещё раз убеждаешься: никакая слава не испортит личность такого масштаба, как у него.

 

УДИВИТЕЛЬНЫЕ МИРЫ ЛЕРЫ АУЭРБАХ

  Лера проста и непостижима, как все гении. Мы впервые увидели её в этом году на фестивале, когда она вышла на поклон после исполнения её концерта №3 для скрипки с оркестром De Profundis, где солировал Вадим Репин.

  Это произведение Лера написала специально для него и здесь, в Новосибирске состоялась его мировая премьера. Аккомпанировал скрипачу Новосибирский симфонический оркестр под управлением Дмитрия Юровского - младшего представителя знаменитой музыкальной династии, главного дирижёра Королевской Фламандской оперы в Антверпене и Генте и главного дирижёра «Русской филармонии» в Москве. Что и говорить, мы, зрители сидели, пораженные и оглушённые непривычным звучанием и музыкальным стилем современного композитора, которого услышали впервые. А между тем на Западе, в Америке, да и на других континентах Лера Ауэрбах - очень известный композитор, автор многих десятков балетов, опер, музыки к фильмам. Её любят, знают, её талантом восхищаются. А на сцену вышла совсем молодая и миловидная женщина с детским лицом, открытым навстречу людям.

  Написать концерт для Вадима Репина она решила ещё в детстве, когда пути двух детей-гениев пересеклись. Ей в ту пору было всего восемь, а он, на три года старше, уже вступил на свой звёздный путь. Она жила тогда в советском Челябинске, где закончила музыкальную школу и училище и потом уехала в Америку продолжать образование. Сейчас Лера - человек мира, но своё детство в родном городе не забыла, из которого, как она уверяет, вынесла всё самое лучшее, что есть в её душе и до сих пор питает её душу. Как все гении, она разносторонне творческий человек: пишет стихи, занимается живописью, скульптурой и многим другим, в чём хочет выразиться её богатая натура, И в то же время Лера очень нуждается в общении, так как хочет знать и слышать, как воспринимают её творчество.

  - Композитор - очень одинокая профессия, - вздыхает она на творческой встрече в филармонии Новосибирска, куда охотно пригласила всех желающих. И мы во все глаза смотрели на живого гения, такого обычного и такого непохожего на нас… На встрече Лера показывала на экране фрагменты из оперных и балетных спектаклей, поставленных на её музыку, читала собственные стихи, рассказывала о себе, отвечала на вопросы слушателей. Их было множество: всем хотелось хоть на чуточку приблизиться к удивительному миру нашей современницы.

 

«ЛЕНДВАЙ И ДРУЗЬЯ»

  Концерт знаменитого австрийского ансамбля надолго запомнится новосибирцам, где была представлена не самая классическая программа проекта «Транссибирский табор», объединившая гостей фестиваля с новосибирскими музыкантами Андреем Романовым и Андреем Кугаевским. Сам Йожеф Лендвай – выдающийся венгерский скрипач, завоевавший мировое признание. Но кроме классической музыки он активно включает в свои концертные программы народную музыку, которую обожает. Новосибирцы были покорены волшебным звучанием ансамбля, экспромтом и сюрпризностью исполняемых номеров. У этого небольшого коллектива все, как на подбор, - мастера высшего класса, а сам Лендвай - истинный венгр из Будапешта - играет на своей скрипке, как бог. Даже в паре с самим маэстро Вадимом Репиным сыграл. Они там, в своем Будапеште, рождаются со скрипкой в руках, и манера игры у них ну очень отличается от нашей, особенно при исполнении своих, чисто национальных вещей, например, чардаша. Скрипка при этом звучит как-то особенно легко, будто порхая, с блеском и невыразимой нежностью. Но это надо слышать!.. Но и наш ансамбль народников не подкачал в совместном звучании, и зрители все ладони отбили от восторга впечатлений и полученного наслаждения.

 

ЗАХАР БРОН И ЕГО ШКОЛА

  Захар Брон был знаковой фигурой арт-фестиваля. Во-первых, он – первый Учитель Вадима Репина, выведший его на звёздный путь. Тогда, в Новосибирске, Брон воспитал целую плеяду известных скрипачей, но Вадим был первым и самым ценным бриллиантом в его царской короне, и Учитель с Учеником всегда с нежностью вспоминают об этом.

  Брон сегодня - человек мира и проводит свои мастер-классы по всем странам и континентам. Здесь, в Новосибирске, он выступил с юными дарованиями из других стран – японкой Моне Хаттори, Эльвином Ганиевым из Турции, Элли Чои и, конечно, давал свои знаменитые мастер-классы.

  С восторгом, затаив дыхание, новосибирцы слушали дуэт великих скрипачей – Вадима Репина и Захара Брона. На сцене на их глазах вершилась настоящая музыкальная история!

 

ДЖОН БРИДКАТ И ЕГО ФИЛЬМЫ

  Джон Бридкат - известный британсий кинодокументалист и единственный из гостей фестиваля, появившийся здесь дважды. В прошлом году он покорил зрителей своими великолепными фильмами о двух гениях русской культуры – виолончелисте Мстиславе Ростроповиче и танцовщике всех времен и народов Рудольфе Нуриеве. В этом году он привёз тоже две киноленты…

  «Магия и миф Карояна» - это о Карояне. Это был аристократ и эстет в музыке с безупречным вкусом. Его авторитарность помогала ему избегать ненужных компромиссов и всегда следовать только своим путем… Кароян ушел на 82 году жизни, но и сегодня, спустя 25 лет, диски с записями великого маэстро востребованы во всем мире.

  Отвечая на вопросы зрителей, Бридкат сказал о единственном визите легендарного дирижёра в Москву, который состоялся в 70- годах, целью его было дирижирование 10-й симфонией Шостаковича, тогда ещё живого.

  И ещё. При работе над своим фильмом Бридкату, как он сказал, пришлось преодолевать сложные чувства и предрассудки в отношении Маэстро – свои и чужие, как это всегда бывает, когда речь идет о личности такого масштаба. Горьким грехом, несмываемым с его имени, осталось сотрудничество с нацистами в годы войны. Правда, для Карояна, как он говорил, это было единственной возможностью свободно заниматься любимым делом. Нацистам же нужен был музыкант такого уровня, гений, работающий на имидж их партии.

   В этой «компании» оказался в свое время и знаменитый итальянский тенор Бенджамин Джильи, не прекративший своей концертной деятельности в годы фашистской оккупации в стране.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ хотелось бы напомнить, что нынешний, Второй Транссибирский фестиваль был посвящён 175-летию Петра Ильича Чайковского, и на этот раз мы услышали особенно много его замечательных произведений – симфонических, фортепианных, скрипичных, которые не перестают волновать и радовать. Особенно, когда исполняются на таком высоком профессиональном уровне. С нетерпением будет ждать следующего, Третьего арт-фестиваля, который состоится в 2016 году, ровно через год и принесёт нам новые музыкальные открытия и имена.

  Маргарита ДАНИЛОВА

Фото предоставлено пресс-службой Новосибирской Филармонии

9 апреля 2015

Комментарии (0)