Главная Культура и искусство "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" СПУСТЯ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ

"РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" СПУСТЯ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ

"РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" СПУСТЯ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ

 Премьерой «Ромео и Джульетта» Новосибирский театр оперы и балета открыл свой очередной,72-й сезон. Спустя полвека свою постановку 1965 года на сцене родного театра возобновил Олег Виноградов - ныне всемирно известный балетмейстер. Он, наконец-то, воплотил свою давнюю мечту -  вернуться к тому, что давно  уже во всем мире стало национальным достоянием русского  балета. Олег сохранил трогательную память о тех славных 60-х, когда он молодым выпускником Ленинградского хореографического училища приехал на работу в Новосибирский театр оперы и  балета. Это было золотое время театра, его Ренессанс, когда он   входил в пятерку  лучших в стране, когда на сцене блистали звезды балета тех времен - Геннадий  Рыхлов,  Никита Долгушин,  Маргарита Акатова,  Татьяна Зимина, Лидия Крупенина, Константин Брунов. Когда  творческим коллективом руководили такие преданные искусству энтузиасты и единомышленники,  как  Семен Зельманов,  Эмиль Пасынков, Петр Гусев, Иван Севастьянов. Когда в помощь для партии Джульетты Большой театр направил одну из лучших солисток, ученицу Улановой Нину Тимофееву…

На вопрос, чем отличается нынешний спектакль от прежнего, поставленного пятьдесят лет назад, Виноградов, не задумываясь, отвечает:

- Да ничем! Та же структура и хореография, та же декорация, та же правда  эстетики.  Изменилось только само время, которое не могло не отразиться на всем, внеся свои неизбежные коррективы. Изменило оно и правду эстетики, которая сегодня, на мой взгляд, загублена: вместо драмы и психологии сценического образа - спортивное состязание в искусстве танца, а это, согласитесь, страшно. И это всеобщее явление, которое я наблюдаю  и в других театрах мира, где работаю. Взяв за основу гениальную московскую постановку «Ромео  и Джульетта»  Леонида Лавровского, я стремился сохранить традиции нашего национального балета с его высокой одухотворенностью и драматичностью действия, внеся на этот раз единственную оригинальную добавку - номер в конце спектакля, которого  не было   в первой постановке полвека назад, - своеобразный реквием в память  прекрасных и юных  Ромео и Джульетты и их бессмертной любви. И я бесконечно благодарен  Владимиру Кехману за его приглашение, столь дорогое для меня. Этот театр с его трагической судьбой, родившийся в военное время, с его гениальной архитектурой и уникальным  куполом, создатель которого был расстрелян, достоин лучшей участи и, даже живя много лет в Америке, я не могу его забыть и вычеркнуть из своей памяти. Очень надеюсь, новый директор поможет ему вернуть былую славу.

…А  премьерного спектакля новосибирцы ждали с нетерпением, задолго раскупив билеты и до предела заполняя пространство зрительного зала все премьерные дни. На сцене их глазам  открывалась масштабная и в то же время  легкая арочная конструкция на фоне золотого неба и  силуэта города, символизирующая золотой век эпохи Возрождения, и где разворачиваются все главные события спектакля. Конструкция превращается то в городскую площадь, то в собор, то в интерьеры  дворца, то в спальню Джульетты, больше напоминающую золотую клетку, в которой её содержат родители. В одной из арок, как на многочисленных  итальянских фресках,    неподвижно застыла группа юношей в исторических костюмах своего времени, которая с первыми тактами музыки оживает и начинает выходить из арок, вскоре вполне явственно разделяясь на две противоположные, враждебные друг другу половины. Так завязывается в спектакле главная интрига - вражда двух родовых кланов - Монтекки и Капулетти. А на авансцену вместе со светом и музыкой стремительным лучом прямо на зрителя несется-летит девочка со скакалкой. Да, это  юная героиня, Джульетта. Но  звуки труб возвещают съезд гостей, и родители срочно зовут дочь переодеваться: сегодня на балу будет представлен жених и будущий муж Джульетты -  Парис. Тожественно звучит «Марш рыцарей» гениального Прокофьева, и все приглашенные с достоинством в церемониальном ритме, в роскошных костюмах, словно сошли с полотен живописцев Ренессанса, начинают шествие. Но если гости   движутся по кругу строго по часовой стрелке, как бы подчеркивая и утверждая  незыблемость традиций, то Джульетта вопреки всем бежит против часовой стрелки, сквозь идущую навстречу толпу.  И в конце круга сталкивается с Ромео, и оба, потрясенные, замирают… Роковая встреча состоялась, мгновенно опалив молнией страсти их  юные сердца…

Возобновленный через  пятьдесят лет спектакль оправдал труды создателей и ожидания зрителей. Он эмоционален, динамичен и необыкновенно живописен, покоряя роскошью и многообразием костюмов, точно воссоздающих атмосферу эпохи. Великолепна сценография – предельно лаконичная, выполненная  с большим вкусом и чувством меры. А исполнители  главных героев трогательно молоды и убедительны, выразительно передавая  своей пластикой всю драму чувств и  трагизма, выпавшего на их короткую жизнь.

 Изысканная, полетная музыка Прокофьева гармонично вписывается  в сюжет (дирижер -  Николай Винокуров), выражая  всю поэзию, драму и цельность любви, которая не знает компромиссов.  Заключительным аккордом, апофеозом  неумирающей страсти звучит  щемящая, берущая за сердце музыка реквиема: любовь жива, она не умирает!

Приглашенный из Санкт-Петербурга хореограф  и заведующий балетной труппы НОВАТ  Денис Матвиенко доволен своей работой:

- С такими  замечательными артистами можно горы свернуть. В театре очень сильный творческий потенциал, позволивший нам подготовить шестерых  Джульетт и пятерых  Ромео. И очень сложно кого-то выделить - все достойны, что еще раз подтверждает хороший уровень  новосибирского балета.

Денис  скромно умалчивает и о своем вкладе в общие дела, в которых он участвует уже второй год. 

Маргарита ДАНИЛОВА

НОВОСИБИРСК

 

5 октября 2016

Комментарии (0)