СВОЙ ГОЛОС

СВОЙ ГОЛОС

  Польское кино всегда имело свой голос в мировом кинематографе - талантливый, независимый, оригинальный. Польское кино - это всегда высокий интеллектуальный фон, это философия и самобытность. Это известные режиссеры со своим почерком, яркие киноактеры, свои собственные темы, как бы отделенность поляков в их киноискусстве, вызывающем самый живой и жадный интерес зрителей других стран.

  Было, правда, и у них время затишья и кризиса, но всё это давно позади. Польское кино вновь на подъеме, его голос окреп, в чем убеждают проходящие кинофестивали. В том числе и в нашем Новосибирске он проходит уже четвертый год подряд в кинотеатре «Победа», с которым у кинематографистов Польши давние и крепкие связи. Они не ослабевают, несмотря на нынешние перемены во внешней политике. Об этом говорили на пресс-конференции, посвященной открытию IV фестиваля Польского кино ( 29 июня - 5 июля) и консул Польши в Иркутске Марк Зелинский, и Генеральный директор компании ООО «Белла Сибирь» - главный популяризатор фестивального кино Гжегож Сулковски, и самый знаменитый гость фестиваля – Кшиштоф Занусси - режиссер, сценарист, продюсер, давний друг нашего города.

 

ПРЕКРАСНЫЙ И ВЕЛИКИЙ ЗАНУССИ

  Впервые он появился здесь сорок шесть лет назад со своей первой полнометражной картиной о физиках и влюбился в интеллигенцию сибирской столицы («почти чеховскую»), в ученых Академгородка, которых нынче, как он говорит, чаще встречает за пределами России. Это был художественный фильм «Структура кристалла», который он, спустя несколько десятилетий, вновь привез на нынешний фестиваль, чтобы услышать реакцию и голос зрителей совсем другого поколения.

  Кроме того, гуру польского кино представил новосибирцам свой последний, сороковой фильм - «Инородное тело». Здесь снялись как польские, так и российские актеры, а главного героя играет итальянец. Речь идет о международных корпорациях, связанных с развитием, но имеющих свое черное лицо. Но, главное - это фильм о месте Бога в нашей жизни, об истинной духовности, потерявшей свою ценность с приходом сытой и благополучной жизни, об утерянной христианской потребности покаяния за совершенные грехи, которые тяжким бременем теперь ложатся на всё общество.

  В фильме есть рассказ о такой заблудшей и нераскаявшейся душе - пожилой женщине - прокуроре сталинского времени, на совести которой сотни безвинно погибших и замученных людей. Глазами главного героя - молодого итальянца (актер Риккардо Леонелли) Кшиштоф Занусси смотрит на современную Польшу, в которой сталкиваются ее противоречивые идеи и ценности.

  Яркое, незабываемое впечатление производят и российские актеры - Михаил Ефремов и Чулпан Хаматова в своих коротких, но выразительных ролях, которых польский режиссер очень ценит, особенно Хаматову, в которой видит большой исполнительский потенциал.

  Представляя свою картину, режиссер сознался, что он глубоко верующий человек и всегда им был, хотя по образованию он физик. Поэтому ему было очень интересно мнение зрителей о разной судьбе двух талантливых физиков, избравших разные дороги в жизни: один - стезю карьерного роста и циничного пути к нему; другой - скромного метеоролога в глухом захолустье, бесконечно преданного делу, семье и живущего в полной гармонии с собой и окружающим миром.

  Без слов ясно, на чьей стороне симпатии пана Занусси. Его кредо - честное национальное кино, поднимающее жгучие проблемы современного общества. Самодостаточный и скромный, мастер интеллектуального кино сильно отличается от словоохотливых и раскованных режиссеров других стран. Он больше слушает, чем говорит, и больше наблюдает и думает. А сказать ему, право же, есть что. Всемирно признанный режиссер достойно вписал свой голос, вернее, голос отечественного кинематографа в мировое искусство, где у Польши свой голос, и свое, неповторимое польское кино.

  Единственное, что не нравится господину Занусси, когда в его искусстве находят «что-то славянское». Этого он категорически не приемлет, считая самое понятие славянства устаревшим. Но куда от него деться?! Хочешь этого или нет. В своей последней киноленте «Инородное тело», где много размышлений о Боге и его месте в жизни современного человека, идет резкое, столбовое столкновение противоречивых идей и моральных ценностей, где все так тяжело, болезненно и надсадно, столько достоевщины, что волей-неволей приходят мысли о неистребимости славянских корней. Но к русским, особенно сибирякам, он вполне доброжелателен и, как признался в одном интервью, считает Новосибирск «своей личной слабостью», полюбив его однажды, в свой первый приезд и уже не менял своего мнения с той поры. Кшиштоф Занусси совершил достойный поступок, приехав в нашу страну в такое время, полное раздрая и взаимных претензий между народами, и даже вопреки им. Он сумел подняться над всем этим во имя высших ценностей и прежней дружбы между нашими странами. Он прекрасен и велик, как подлинная неординарная личность, отмеченная Богом.

 

«ИДА» - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ХОЛОКОСТ

  Специальное событие в кинотеатре «Победа» фестивальной недели - оскароносный фильм «Ида» Павла Павликовского, который, рассказывая о жертвах Холокоста, никого не обвиняет и не бередит раны. Речь идет о молодой девушке, воспитаннице монастыря, которая перед обетом и вступлением в сан монахини встречается со своей родственницей, от которой узнает жестокую правду о себе, о своих убитых родителях и своей национальности. Но это фильм не о вине поляков перед евреями, не о сталинском терроре, который определил послевоенную историю Польши. Все эти мотивы, хотя и важны, - лишь фон. Лишь повод для рассказа о выборе жизненного пути, который человек определяет для себя сам, исходя от своей совести, своих христианских добродетелей и духовного темперамента. Наша героиня, несмотря на свой юный возраст, оторванность от реальной жизни, и, казалось бы, неокрепшую душу, оказывается по-настоящему морально созревшей личностью. Ее поступки полны христианского смирения, человеческого достоинства и подлинного благородства, являя полную противоположность своей циничной родственнице, живущей по своим правилам.

  В 2014 году кинолента «Ида» была удостоена премии «Оскар» как «Лучший иностранный фильм».

  Всего на фестивале было показано шесть художественных фильмов, один документальный и сборник короткометражных лент, которые стали первым трамплином в кино для будущих выдающихся деятелей польского и мирового кинематографа. Именно с этих мини-картин начинался когда-то путь тех, чьи имена теперь вписаны в учебники и историю кино.

Маргарита ДАНИЛОВА

На снимках:

пресс-конференция, посвященная открытию кинофестиваля в кинотеатре «Победа»;

тот самый Кшиштоф Занусси.

Фото Михаила АФАНАСЬЕВА

5 июля 2015

Комментарии (0)