Интервью
архив новостей
В гармонии с прекрасным
Накануне юбилея Александру Андреевичу Антоновичу время оглянуться назад: за плечами полувека любимой творческой работы и долгие годы напряженного труда над собой, ежедневное постижение природы Искусства – прекрасного и вечного.
Это и музыка, и театр, и живопись, история искусства, десятилетия работы в этих сферах и всегда – на самом высоком уровне.
Вряд ли в нашем городе найдется равный ему по знаниям во всех этих сферах искусства и по столь же бескорыстному служению на протяжении всей своей жизни.
Искусствовед Александр Андреевич Антонович, известный, наверно, не только в сибирской столице, очень скоро, в марте этого года отметит свой юбилей.
В творческую атмосферу нашего города он вошел в начале шестидесятых, приехав на газетную практику в областное издание «Советская Сибирь». Будучи студентом факультета журналистики Уральского государственного университета, он успешно печатался в газетах Свердловска. Его рецензии на спектакли Академического оперного театра, одного из самых известных в стране, уже тогда показали профессиональный уровень и знание классики. Приезд в сибирскую столицу тоже был связан с оперным искусством нашего города, где в те годы творила целая плеяда признанных мастеров сцены.
За три месяца производственной практики на страницах областной газеты появились яркие публикации под именем Антоновича и возникло вполне логичное его решение вернуться через год в наш город после защиты диплома.
На Новосибирском телевидении он заведовал музыкальной редакцией, работал увлеченно и творчески, даря новосибирцам замечательные передачи и широко информируя о насыщенной музыкальной жизни города. Стал автором музыкального кроссворда, который пользовался у телезрителей особой популярностью. И не всем понятно было его решение поступить в Ленинградский Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, перейти на работу в Художественный музей Новосибирска (тогда – Картинную галерею.). А для него это было осуществлением давней мечты. Поступая в ВУЗ, он уже обладал таким багажом знаний по истории искусства, что выдержал блестяще все экзамены, приятно удивив мэтров северной столицы…
С тех пор А. А. Антонович неизменно трудится на ниве просветительства – свои богатые знания вдохновенно и с радостью передает людям.
В 80-е годы «на Антоновича» в Картинную галерею ходили семьями, с детьми: цикл его слайдпрограмм - «Музеи мира», «Мастера мирового искусства» и другие пользовались неизменным успехом у горожан.
Вот как об этом писал тогда в газете «Советская Сибирь» заслуженный архитектор России В. М. Пивкин:
« На циклы слайдпрограмм Музеи мира» и »Мастера мирового искусства, организованные Новосибирской картинной галереей, приходит много людей. На лекции собираются как на праздник. В зале царит приподнятое настроение, праздничность. Все, а здесь люди самых разных возрастов, ждут радостной встречи с искусством. И они не обманываются в своих надеждах…А. Антонович, заведующий отделом научной пропаганды картинной галереи – большой знаток изобразительного искусства, сдержанный, может, иногда даже скупой на эмоции, поражает своими знаниями, способностью видеть и воспринимать изобразительное искусство широко, во всей его взаимосвязи с обществом, классами, государством, во взаимосвязи с идеологией, наукой, другими видами искусства….Иногда проникновение в эпоху, в конкретное произведение столь глубоко, что невольно начинаешь чувствовать себя соучастником тех далеких событий, проникаешься эмоциями и мыслями творца и его героев. Лектор заставляет чувствовать сердцем и умом. Он заставляет резонировать на высокие идеи и большие чувства, отображенные в изобразительном искусстве».
Многолетняя дружба связывает популярного искусствоведа с жителями Академгородка, которых всегда отличали высокие требования к просветителям. По сей день афиши о лекциях А. А. Антоновича в Доме ученого собирают любителей высокого искусства, поклонников его таланта.
Привычными аплодисментами встречает своего давнего друга культурно-просветительский клуб «Этнос» при Дворце культуры «Прогресс». Здесь Александр Андреевич уже пятнадцать лет с неизменным аншлагом ведет студию искусствоведения.
С восторгом об этом говорит руководитель литературной студии Ольга Киевская:
«В калейдоскопе знаменитых картин и малоизвестных редких полотен теряешь представление о времени и пространстве. И не только потому, что присутствующие отправляются из России то в Голландию и Англию, то в Италию и Испанию. А потому, что Александр Андреевич великолепным, детальным знанием своего предмета страстно увлекает, завораживает, буквально гипнотизирует публику. Часовые лекции потрясающе одаренного искусствоведа пролетают как единый миг. А как он подает материал! С каким тонким знанием психологии людей, с каким изящным артистизмом и легкой иронией говорит о персонажах картин. А с каким уважением, тактом и благородством рассказывает о рождении и судьбе живописных полотен, о судьбе их гениальных авторов! Слушатели не устают удивляться его феноменальной памяти! Речь Александра Андреевича изобилует многочисленными датами и названиями картин, она пересыпана витиеватыми именами живописцев, званиями и регалиями позирующих царственных особ и неизвестных натурщиков. Настолько сильно его информационное поле, что вся аудитория по окончанию выступления А. Антоновича неизменно проникается к лектору глубоким уважением и искренней благодарностью. Его экскурсы в историю, слайд-путешествия по крупнейшим музеям мира являются настоящими жемчужинами духовного фонда просветительского клуба «Этнос».
Более трех с лишним десятилетий отдает Александр Андреевич преподаванию, сея «разумное, вечное» в творческих учебных заведениях – театральном училище (два десятилетия) и художественном – последние пятнадцать лет. Свой любимый предмет – историю изобразительного искусства – он ведет увлеченно, самозабвенно, с полной самоотдачей передавая богатые знания и свою любовь к искусству студентам училища, хотя по масштабу и глубине своих знаний мог бы с таким же успехом это делать в любом высшем заведении или академии. Но студенты ценят этот нечаянный подарок судьбы в его лице, невольно приобщаясь к высоте «полета» своего старшего наставника и благодарными глазами смотрят на него, ловя каждое слово…
Ежегодно он выезжает со студентами училища на музейную практику в Москву и Санкт-Петербург знакомиться с собраниями Эрмитажа, Русского музея, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Нередко в это время здесь «гостят» зарубежные художественные выставки. Так, в прошлом году посчастливилось увидеть жемчужины мадридского Прадо, музеев Андалусии, галереи Уффици и Венецианской Академии. Ожидают новых встреч с зарубежными шедеврами и в этом году.
Лучшим экскурсоводом на всех этих выставках, как правило, является их преподаватель. Нередко к их группе присоединяются и другие посетители. И это главное признание, награда за все труды!..
Видит ли он в сегодняшних студентах стремление познать искусство, искреннюю любовь к нему?
- Главное, - считает Александр Андреевич, - заинтересовать молодежь. Среди студентов всегда есть увлеченные искусством более, чем другие, они хотят быть профессионалами, поступают в высшие учебные заведения искусств - Новосибирскую академию архитектуры, институт имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге, Красноярский институт искусств. Преподавание – это постоянная учеба, неустанный труд и все новые поиски и открытия. И как отрадно увидеть след своего труда, искру, которую ты заронил в душу другого!
Недавно ныне известный кинорежиссер, а когда-то студент Новосибирского театрального училища Андрей Звягинцев на встрече с земляками рассказал о большом влиянии на его творчество занятий по истории изобразительного искусства, которые вел А. А. Антонович и которые во многом определили эстетику его будущих фильмов.
С благодарностью своего преподавателя вспоминает и нынешний директор Новосибирского государственного художественного музея Сергей Михайлович Дубровин.
Из беседы с директором НГХУ Ниной Степановной Ягудиной , где преподает сейчас А.Антонович и о котором она отзывается весьма уважительно, ясно и то, что он пользуется большим уважением всего коллектива и обладает непререкаемым авторитетом в своей области как профессионал высокого класса, что подтвердило, кстати, и проведенное анкетирование студентов.
Александр Андреевич имеет высшую квалификационную категорию. За большие заслуги в сфере культуры и образования дважды награжден Почетной грамотой Губернатора Новосибирской области. С 2002 года является Почетным профессором Русской Академии искусствознания и музыкального исполнительства (г. Москва). Награжден Серебряной медалью Альберта Швейцера Европейской Академии наук (Ганновер, Германия).
А накануне юбилея приятная пришла еще одна награда – почетный знак «За заслуги перед профессиональным сообществом» Союза журналистов России, членом которого он является.
Так пожелаем юбиляру неиссякаемого творческого вдохновения и крепкого здоровья в благородном деле культурного просвещения.
Людмила Калмина,
художник, член Союза журналистов