Главная Культура и искусство В НОВОСИБИРСКОЙ ОПЕРЕ ПОСТАВИЛИ ТРИЛЛЕР

В НОВОСИБИРСКОЙ ОПЕРЕ ПОСТАВИЛИ ТРИЛЛЕР

В НОВОСИБИРСКОЙ ОПЕРЕ ПОСТАВИЛИ ТРИЛЛЕР

   «Бал-маскарад» Верди - одна из последних оперных премьер НОВАТа - безусловная  творческая  удача режиссера-постановщика Вячеслава Стародубцева. У него это уже четвертый спектакль на сцене Новосибирского оперного театра. Среди них - «Турандот» Пуччини, «Аида» Верди, «Пиковая дама. Игра» Чайковского. Все они прошли с большим успехом и полюбились новосибирским зрителям. Им   по душе пришлись  эмоциональные  и яркие постановки молодого режиссера, его неутомимые  творческие поиски и тот креатив, который он неизменно вносит в каждую постановку.  И неудивительно, что  его назначили главным  режиссером нашего оперного театра. Поздравляем!

   Музыкальная ткань  оперы «Бал-маскарад» - необычайно благодатна: сплошной шлягер - ни одной «проходной» мелодии и партии. Недаром её называют «самой опереточной из опер», а из-за драматической  основы  сюжета - «самой мелодраматической из мелодрам». Стародубцев предпослал самому скандальному произведению Верди жанр – триллер, так как в основе его лежит тема  политического убийства. Написанная на сюжет французского  драматурга Эжена Скриба, она рассказывала об убийстве  шведского  короля Густава III.Но опера в свое время была запрещена  в Италии и подвергнута жесточайшей цензуре из-за острого  политического кризиса, разразившегося в Европе.   От композитора потребовали, чтобы в либретто шведский король был заменен менее высокопоставленным лицом. Новые осложнения возникли в связи с покушением на Наполеона III,которое усилило придирчивость неаполитанских цензоров: те сочли недопустимым усмотреть в сюжете оперы аналогии с  событиями во Франции, и потребовали коренных изменений в   либретто.

  В спектакле Вячеслава  Стародубцева представлен  собирательный образ императора-просветителя, который гибнет от рук своих сподвижников.  Король Густав III, ставший прообразом главного героя оперы, был одним из самых первых монархов Европы, настоявшим на принятии законов о свободе слова и  вероисповедания, одним из самых ярких представителей XVIII века, инициатором строительства Королевской оперы в  Стокгольме, в здании которой его и убили.

  Новая постановка соединяет обе редакции оперы и, как  всегда, Стародубцев ищет философский подтекст в раскрытии темы:

  - В момент, когда Ричард подглядывает за ворожбой прорицательницы Ульрики, - говорит Вячеслав, - мета-сюжет картины тесно перекликается с легендой об охотнике Актеоне: ему  случайно удалось увидеть купающуюся Артемиду. В наказание  богиня обратила его в оленя, которого в итоге загрызли собственные собаки.

   Вот откуда в спектакле появляются оленьи рога как напоминание о  цене, заплаченной за простое любопытство, и жестоком наказании за него. А «собственные собаки»- это собственная свита короля, погубившая его…  Автор  постановки надеется, что основная идея  спектакля прозвучит актуально для современного зрителя, для нашего политизированного времени, насыщенного до предела,  где на настроение каждого влияет всё: общественные проблемы, новости социальных  сетей, семейные обстоятельства и даже погода.  Но выбор между личным и общественным не всегда приводит к гармонии и покою. История любви может оказаться не только светлой романтичной сказкой, но и жестоким  триллером, как в  этой опере.

  Впервые «Бал-маскарад»  был представлен на суд зрителей 158 лет назад - 17 февраля в Риме, в театре «Аполло» и прошел с блестящим успехом. Опера быстро завоевала  широкую  популярность. «Бал-маскарад» отмечен высокой зрелостью  мастерства. Тонко проработанный оркестр, великолепные контрастные ансамбли, отточенность музыкального письма, лаконичность формы сочетаются в этой опере с богатством ярких, запоминающихся  роскошных мелодий  и драматической яркостью действия.

   В Новосибирске опера впервые  была поставлена 67 лет назад, в 1950 году дирижером Михаилом Бухбиндером.

  Музыкальным руководителем и дирижером нынешней постановки  является Дмитрий Юровский, автором художественной концепции и режиссером - Вячеслав Стародубцев, а художником–постановщиком  - его постоянный партнер по предыдущим спектаклям - Жанна Усачева.

  Ведущие партии исполняют солисты НОВАТа  Сергей Кузьмин, Владимир Кучин, Михаил Агафонов, Иван Гынгазов(Ричард); Ольга Колобова, Ирина Новикова, Ирина Чурилова(Амелия); Алексей Зеленков, Павел Янковский, Максим Аниськин (Ренато); Ольга Обухова, Светлана Токарева, Мария Белокурская (Ульрика), Дарья Шувалова, Юлия Никифорова(Оскар).

  Пластическое решение блестяще выполнил Артур Ощепков.

  Стародубцев сказал, что работа принесла ему удовлетворение (« Захотелось сделать хороший спектакль, по закону  жанра и красоты»). Особенно он доволен артистами и их исполнением своих партий («Не в каждом театре столько хороших исполнителей и по три состава!»).

   Дмитрий Юровский признался, что была опасность,  разыгрывая  драму,  скатиться к арт-балагану, искали нужную границу между  трагедией и   детективом,  боялись штампов, «тяжелой» драмы и чернухи, откровенного триллера. Это было нелегко. И во всем успехе постановки общая заслуга труппы -  хормейстера Подъельского, превзошедшего самого себя  здесь, грандиозного  и тонко мыслящего  художника Жанны Усачевой, создавшей великолепные и необыкновенно выразительные костюмы и декорацию спектакля, ну и, разумеется, самого автора  художественной концепции Вячеслава Стародубцева, который упорно создавал праздничный настрой действия, веселый и оживленный  бал, где убийство не предусмотрено и неожиданно.  И хотя главный герой гибнет от руки близкого друга, это не предательство, а  навет врагов и горькая  ошибка, и Ричард перед смертью  по-христиански  прощает невольного убийцу.

Маргарита ДАНИЛОВА

Фото с официального сайта НОВАТ

12 апреля 2017

Комментарии (0)