Интервью
архив новостей
ЗАКОН ЗВЕЗДЫ И ФОРМУЛА ЦВЕТКА
Юбилейные даты, какими бы они ни были, всегда побуждают человека задуматься о пройденном пути и собственной жизни. И Ольге Николаевне Киевской - старшему врачу Скорой помощи и поэту Божьей милостью, чья известность давно уже перешагнула границы сибирской столицы и даже страны, право же, есть что сказать о своих достижениях. И главное, что человек в таком расцвете творчества и настолько заточен на будущее, что и не думает останавливаться. В своей жизни она благополучно соединила рациональное и поэтическое начала своей натуры, образно определенные её кумиром Мариной Цветаевой как «закон звезды и формула цветка» и поведала о них в нашем интервью с ней, посвященном предстоящему юбилею Киевской.
- Жизнь удалась?
- Если говорить о воплощении в жизнь главных своих мечтаний, то – конечно. Похоже, у меня, как у перфекционистки, каждая мечта осуществилась по высшему разряду. Судите сами.
Первая мечта - высшее образование. С детства я страстно мечтала стать врачом, помогать людям – и эта мечта сбылась. Окончив медучилище с «отличием», ну а потом и Новосибирский государственный медицинский институт, я пришла в «скорую помощь». Долгие годы работала в кардиологической бригаде, три года заведовала Ленинской подстанцией скорой медицинской помощи – одной из крупнейших подстанций Новосибирска. Сейчас я – врач высшей квалификационной категории, старший врач оперативного отдела ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи».
Вторая мечта - обретение семейного счастья. И здесь мне удалось выполнить свое высшее женское предназначение – вышла замуж, родила дочку и сына.
Третья мечта - развитие и реализация творческого начала. Прошли годы, и вот я – автор семи стихотворных сборников, член двух творческих Союзов - журналистов и писателей РФ.
Правда, эти мои мечты осуществлялись в обратном хронологическом порядке, так что мой поэтический стаж оказался гораздо дольше семейного и медицинского.
- А что, материальные ценности вас совсем не интересуют?
- Интересуют, но не в первую очередь. Идеальное у меня всегда брало верх над материальным. Когда-то, глядя на все богатства мира, я сказала своей душе:«Выбирай!»
«Но только выбрала душа
Не яхонт, не берилл,
А хрупкий след карандаша
И золото чернил».
- Поэзия затмила основную профессию или они «дружат»?
- Поэзия и медицина живут во мне одновременно, удивительным образом сочетаясь, переплетаясь и конкурируя, взаимно обогащая друг друга и поочередно выдвигаясь по мере надобности на передний план. Я выбрала самую благородную и гуманную профессию, серьёзную и нужную, жертвенную и героическую, ведь медицина помогает сохранить здоровье и жизнь человека – главной земной ценности. Уверена, что профессия врача, тем более врача скорой помощи – это уникальное искусство и своего рода творчество. А мастерство высшей степени всегда похоже на волшебство, в нем живет поэзия. Недаром у меня родилась строчка: «Поэзия – знак качества на каждом из искусств». Предназначение же самой поэзии – лечить уязвленные души общества, воспитывая в них высокие чувства. Вот так и живу, «своих весов склоняя коромысло – на чашу строф и рифменных основ». И, конечно же, мне в творчестве очень пригодились и медицинское мышление, и биологические знания. Это та база, на которой специфическая терминология чудесным образом встраивается в образность языка и переплавляется в строки:
Ракиня – я, не Овен, не Телец
И тщиться самомнением не буду,
А буду восхвалять Христа и Будду.
За то, что в теле, уподобясь чуду,
Пасётся стадо кровяных телец.
- В каком возрасте «пришли» рифмы и желание мыслить и выражаться метафорой?
- «Вирус рифмы обрела в раннем детстве я». И это действительно так. Играть словами, рождать образы я начала еще в дошкольном возрасте. В третьем классе даже пришлось завести общую тетрадочку, куда я аккуратно заносила все свои экзерсисы. Эта наивная тетрадь, полная детских, «неоперившихся стихов», жива до сих пор. Она – исток того многолетнего пути, который впоследствии был мной проделан. Ну а метафора – царица поэтических троп, всегда существовала в моем сознании. Это же так естественно – переходить от явного сравнения, через эпитет к метафоре, т. е. к сравнению скрытому. Много позже у меня появились прочие риторические фигуры – метонимия, синекдоха и литота. Впрочем, в детстве я не задумывалась, какие инструменты использую и каким размером пишу.
- Соединялось ли это с любовью к чтению, стихам, литературе, языку?
- Поэзия невозможна без любви к литературе и родному языку. Наше поколение воспитано на высоких образцах отечественной и зарубежной классической литературы. В моей семье поощрялась тяга к стихам, к их выразительной декламации и артистизму. Так уж получилось, что первой настольной книгой и первой любовью стали стихи Лермонтова. «Бородино», «Мцыри», «Нищий», «Я не унижусь пред тобою» – это мои любимые произведения. Думается, именно Михаил Юрьевич зажёг во мне «одну – но пламенную страсть…» к поэзии. И, формируя, выпестовал во мне вместе с тем и дух страстной непокорности.
Я с детства – ярая поклонница чтения. Первое неизгладимое впечатление – отечественные и зарубежные сказки, впоследствии – мифология, фантастика. Начала с того, что перечитала все сказки народов мира в местной библиотеке. Когда на сингальских они закончились, пришлось получать новые впечатления в читальном зале, где, будучи школьницей, на каникулах усердно их конспектировала. Зачем? Пыталась удержать в памяти волшебные приключения персонажей и невероятные образцы человеческого мышления, чтобы пересказать другим. Позже были Гюго и Мопассан, Ремарк и
- Когда всерьез открыли в себе поэта, и что изменилось после этого?
- Даже не помню, было ли это для меня открытием. Мне кажется, поэтическое начало – это врожденная особенность человеческой натуры. В раннем детстве с удивлением обнаружила в себе умение и желание рифмовать и то, что мыслить образами – самая интересная и увлекательная игра в жизни. Думала, что это естественно для всех людей. Ведь умение видеть красоту, восхищаться ею – это же так естественно, как дышать. А когда поэтический дух окреп, почувствовала свою обязанность писать и личную готовность нести ответственность за написанное и напечатанное слово. Впрочем, ответственность перед собой и миром я ощущала всегда. Даже когда писала «для себя», в стол. Эта ответственность за каждое сказанное слово невероятно вырастает, когда выступаешь на сцене, на публике. И особенно остро чувствуется, когда читаешь стихи детям-сиротам из детского дома или заключенным в исправительно-трудовых колониях. Там совершенно другая аудитория, непостижимое пространство, где твои слова обретают особое качество, значение и вес.
- Какие темы наиболее интересны?
- Мне всегда был интересен Человек, его внутренний мир, его переживания. Для меня нет тем, которые могли бы достойно конкурировать с темой Любви вообще и любви к человеку в частности. Причём мне интересно само зарождение чувств, некая недосказанность отношений. Читая прозу, вникая в кинороманы, где герои уже прошли стадию знакомства, т.е. великого познавания друг друга, я чувствовала себя безнадёжно обманутой. С помощью любви чисто теоретически постигала разные оттенки чувств: восхищение и ненависть, ревность и предательство. Отсюда черпала темы для своих стихотворений. Поэтому, когда мне однажды предложили написать стихи в стенгазету, страшно смутилась. Помнится, именно в тот момент я с удивлением и досадой обнаружила, что ничего индифферентного для публикации у меня не было. До стихов о природе и социальных тем я тогда еще не доросла. А обнародовать стихи о любви казалось невозможным. Только спустя много лет смогли пробить себе дорогу к читателю такие откровенные стихи, как «Влюблена, пленена и низложена» или «Люби меня, люби!». А помогла моему прозрению учительница, открывшая мне «страшный секрет»: на свете есть авторы, которые пишут исключительно о любви и, тем не менее, считаются серьезными поэтами. Я ей не поверила, а она в доказательство подарила мне томик Анны Ахматовой. Что со мною сталось! Вот чего я столько лет искала! Вот она, ослепляющая концентрация любви! С этим посвящением в одну из величайших тайн человеческих отношений я живу и по сей день. Стихи А. Ахматовой – это ясная и чистая молитва во славу Любви. Конечно, впоследствии я прочла знаменитое ахматовское «Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет», прониклась уважением к другим темам (так и хочется сказать серьёзным, но тут же ловлю себя на мысли, что для меня нет ничего серьезнее темы любви). Однако, на тот момент мне, закомплексованной и сомневающейся, архи-важно было обрести веру в себя, в своё предназначение. И я её обрела.
- Жалко времени, потерянного для признания?
- Да я никогда и не смела мечтать о признании. Поэты для меня были небожителями. Это же великое счастье – просто прикоснуться к волшебному миру поэзии, смутно почувствовать свое родство с душами оных, понимать их волшебную речь. Многим ведь язык поэзии – чужд и непонятен, как какой-нибудь экзотический иностранный язык. А мне все ясно без перевода. «Я шествую свободно и легко в немом кортеже тополиной стражи…», подмечая и фиксируя интересные детали бытия.
«Играет гордых глаз аквамарин,
Когда с великосветским выраженьем
Я глянец верноподданных витрин
По-царски награждаю отраженьем».
А что касается признания, всему – свое время. Его же для начала нужно заслужить. Это как подъём на вершину. Первая ступень – сам процесс, вторая – достойный результат, и третья – признание. Понятно, что первая ступень – самая длительная, наивно полагать прыгнуть на третью, минуя вторую.
Для человека, главное дело жизни которого – медицина, занятие поэзией не могло не оставаться долгое время на правах хобби. Было время, когда запрещала себе писать. Тем более что всё моё окружение твердило: поэзия – пустое занятие, суесловие, не приносящее никаких дивидендов. Печататься? О такой дерзости я не могла и помыслить. Все лучшие годы и силы были посвящены совершенствованию в основной профессии. Только с выходом первого сборника стихов почувствовала, поверила и смирилась с тем, что поэзия – неотъемлемая часть меня. А умение чувствовать слово – дар и предназначение, которые я тоже обязана в этой жизни оправдать.
- А каково отношение к нахлынувшей известности и собственной звездности?
- Не считаю себя звездой. Но известность, действительно, присутствует.
И немалую роль в этом сыграл интернет. Самое известное мое стихотворение – «Баллада о матери» – о войне. Двух сыновей на глазах матери должны расстрелять. Она умоляет немецкого офицера пощадить их. Гитлеровец «смилостивился», согласился одного оставить в живых, предоставив ей право выбирать. Но мать не смогла сделать этот страшный выбор, и… погибли оба сына.
«А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой, – убийственно великой, –
Может быть у Матери любовь».
Если ввести в поисковик слова «Ольга Киевская. Баллада о матери», то можно увидеть, сколько людей ищут год написания, историю создания этой баллады, а также мою биографию. Нажмете на видео и выйдут тысячи видеозаписей декламации моей баллады чтецами всех полов и возрастов из многочисленных уголков нашей страны и зарубежья. В мае-июне ежегодно происходит неимоверный всплеск интереса к ней Мне на почту постоянно приходят слова благодарности от мам тех детей, которые с «Балладой» завоевывают первые места на конкурсах чтецов ко Дню Победы, присылают видео. Их столько, что я давно перестала считать количество и географию этих видео-выступлений. Ежедневно на мои страницы в сетях заходят сотни людей, имеется около полумиллиона прочтений. И подавляющее большинство интересуются именно «Балладой». Такое вот повальное болезненное влечение к этому произведению. С каждым годом сумасшедшая популярность этого стиха лишь увеличивается, порождая в мировой Сети новые видео-декламации, театральные постановки, плей-касты и песни.
Мне невероятно повезло с популяризаторами этого произведения. Сердечное спасибо журналисту радио "
Светлана Копылова – известная исполнительница авторской православной песни, киноактриса, лауреат международных и региональных фестивалей, член Союза кинематографистов России – первая, кто написала музыку на мои слова и исполнила «Балладу о матери». Наша песня зазвучала на радио и телевидении, вошла в ее диски «Не обижайте матерей», «Торопитесь любить», «Видеосборник» и др. У этой песни виртуозный аккомпаниатор – Александр Ольцман . В 70-х годах он был лидером легендарной группы "Поющие сердца", несколько лет работал ведущим гитаристом у Леонида Агутина. В настоящее время Светлане аккомпанирует другой замечательный гитарист – Михаил Оленченко. Он окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу классической гитары и Государственную академию им. Маймонида – как джазовый гитарист. В коллективе Светланы с 2011 года, а до этого работал у Александра Малинина. Горжусь тем, что в 2015 году в Москве выпущены и допущены к распространению издательским советом Русской Православной Церкви сборники песен С. Копыловой с нотными приложениями, в том числе и на эти мои стихи. А совсем недавно неожиданно для себя обнаружила на сайте «Инфоурок» – урок по литературе "Мое литературное открытие" (по творчеству Ольги Киевской) в городе Смоленске. Как-то неловко узнавать, что тобой и твоим творчеством не просто интересуются, а пристально изучают и анализируют в школах.
- А кто первым помог в открытии таланта и его продвижении?
- Огромное влияние в юности оказал мой сокурсник и собрат по перу Юрий Овчинников – единственный пишущий человек, встретившийся на моем жизненном пути вплоть до 2004 года, глубоко интересующийся поэзией. В юности мы провели с ним много часов в разговоре о творчестве. С годами эта связь стала ещё крепче.
Велика роль в моём продвижении и В.А. Чудаковой – моей коллеге и президенту культурно–просветительского клуба «Этнос» в ДК «Прогресс». Именно в ее клубе, начиная с 2004 года, я встретилась с такими замечательными и самобытными поэтами и писателями как Е.Ф. Мартышев, Н.И. Созинова, Г.М. Прашкевич, Н.М. Закусина, Т.И. Пьянкова, которым благодарна за теплое участие и поддержку.
Е.Ф. Мартышев – великолепный поэт, который написал подробное, изумительное по форме и содержанию предисловие к моей первой книге стихов под названием «Мои неистовые птицы». Это был большой аванс, который я и по сей день стараюсь оправдать и отработать.
Замечательный поэт Н.И. Созинова была моим первым редактором. Я провела с ней несколько незабываемых встреч в душевных и полезных поэтических беседах.
Огромная благодарность известному писателю Г.М. Прашкевичу, который написал благожелательные отзывы к двум моим книгам «Два ангела» и «Мышиный бархат верб».
Большое спасибо М. Даниловой, которая впервые написала обо мне в прессе. Монолог женщины. [О поэтессе Ольге Киевской]. // «
Очень признательна Т.В. Пендюриной – почетному председателю правления Новосибирской областной общественной организации "Общество книголюбов". Благодаря ее стараниям мои стихи вошли в такие новосибирские альманахи, как «Ради жизни на земле», «Я люблю тебя, жизнь!», «Суровые годы войны».
Председатель Союза писателей А. Б. Шалин помог взглянуть на творчество более профессионально и критически, подтолкнув к более тщательной работе над словом.
В «Этносе» я подружилась со многими интересными поэтами - В. Губой, Г. Прохоровым, В. Деминым, Е. Климаковой–Гилевой, П. Куравским. Тесное общение авторов привело к общему творческому взрыву. За все время работы клуба прошла масса творческих вечеров, издано 27 книг, из них 6 поэтических альманахов под названием «Тайна исповеди», «Календарь-альбом» со стихами для детей, с цветными фотографиями животных из Новосибирского зоопарка. Кроме того, издано более 20 авторских поэтических сборников. Конечно, и мои самые плодотворные годы прошли именно в «Этносе», в его литобъединении.
- А как относится семья и близкие ко второму призванию?
- В моей семье все уважительно относятся к моему второму призванию, радуются моей известности, гордятся моими успехами. Даже сын встал недавно на тропу поэзии, пробует свои силы в этом искусстве. Члены моей семьи – мои первые слушатели, популяризаторы моего творчества, и самые лучшие помощники в организации творческих вечеров. Единственное, что семью напрягает – это большие расходы на издание книг. Поскольку у меня нет спонсоров, все свои книги выпускаю на личные средства. Впрочем, как и многие авторы в наше время. Конечно, все это финансово затратно. Но так уж получается, что из двух призваний – одно живет за счет другого: медицина – кормит, поэзия – разоряет.
- А какова роль друзей и поклонников?
- Поддержка и друзей и поклонников невероятно окрыляет и вдохновляет, а главное вселяет надежду на то, что ты способен на большее.
Счастливый случай подарил мне великолепного соавтора – Алексея Глазырина из Академгородка. Он, как бард и поэт, выступал у нас в «Этносе» и поразил меня не только своей виртуозной игрой на гитаре, но и изысканным вкусом в подборе репертуара. Алексей исполнил нам произведения А.Дольского, да так, что я не смогла удержаться и в тот же вечер написала стихотворение, которое вскоре Алексей превратил в чудесный, взволнованный романс.
Вы над гитарой наклонились снова,
И приструнить смогли меня вполне…
Летит копьё отточенного слова –
И от него не увернуться мне.
Так родился наш творческий альянс. За первой совместной работой появился не один десяток новых песен.
Нельзя не сказать о роли Новосибирского поэтического марафона «Дыхание III тысячелетия». Его организатор Л.Д. Свирновский дал всем пишущим возможность заявить о себе и познакомил меня со многими интересными авторами. Начиная с 2005 года я – постоянный участник Марафона.
Международный фестиваль народного творчества «Жарки Сибирские» П. Корытко с одноименными альманахами, гостиные И. Гайлес и ее журнал «Спешу домой», Лито «Доброе слово» – все это та платформа, на которой происходит общение авторов, их творческий рост. Это также способствует популяризации новосибирских поэтов и писателей, музыкантов и художников.
Хочется сказать огромное спасибо высокопрофессиональным и отзывчивым сотрудникам Новосибирской государственной областной научной библиотеки, на базе которой многие годы успешно выступают авторы многих литобъединений, а также сотрудникам Новосибирской областной юношеской библиотеки, на базе которой появилась Литературная карта Новосибирской области.
Я бесконечно благодарна Владимиру Храброву из Санкт- Петербурга за поддержку на сайте «Изба-читальня» моих стихов. Дружеская активная переписка с ним привела к тому, что он организовал в Санкт-Петербурге мой творческий вечер в музее И.И.Бродского. После незабываемого посещения Питера у меня родился целый цикл стихов о великолепии этого героического города - о сфинксе Шемякина, Дворцовой пристани и Неве, которая,
«Скрывая государевы секреты,
Нырнула в белоснежность рукавов
И застегнула пышные манжеты
На ледяные запонки мостов».
- Последние годы тематика вашей поэзии значительно расширилась, так?
- Просто, в какой-то момент я сама почувствовала, что некую тематическую ограниченность своей творческой лаборатории. Мне стало невероятно тесно в обозначенных рамках. Захотелось чего-то нового. Новые чувства и мысли потребовали новых форм, красок и мелодий. И, оказалось, «в партитуре Творца много нот, нами с детства забытых…» Нужно только услышать их, заглянуть за горизонт, сформулировать главные вопросы:
«Кто скажет, кто на капли делит росы?
Фасует их в просторах неземных?
И почему рождаются вопросы?
И почему ответов нет на них?»
В стихотворении «На краю» можно услышать протест против «очаровательных кукушек» иностранщины: «Не дай нам Бог наследия такого: свою страну увидеть – на краю», потому как
«Она ещё незрячая спросонок.
Уютно – ложе. И вкусна – еда…
Но рядом с нею зреет кукушонок,
Чтоб выбросить Россию из гнезда».
Порой философская мысль требует лапидарности:
Ошибаемся мы вечно –
И грешим, естественно.
Ошибаться – человечно.
А прощать – божественно.
А порой Время подкидывает религиозно-мистические темы, призывая задуматься о бренности бытия, «поскольку в судный час с холодным отрешеньем небесный почтальон наступит нам на грудь». Нужно спешить, чтобы успеть сказать главное.
«Я знаю, много нас, собрав остатки духа,
Смогли бы рассказать про дивные миры,
Но успевает Смерть – проворная старуха,
Калёным сургучом нам запечатать рты».
- Каков итог вашей творческой работы? Обширна библиография у поэтессы Киевской?
- Первая моя публикация состоялась в 2005 году в поэтическом альманахе «Тайна исповеди», изданном в культурно-просветительном клубе «Этнос» Новосибирска. В этом же году вышла первая книга «Мои неистовые птицы». Потом появились поэтические сборники «Два ангела» (2006), «Мышиный бархат верб» (2008), «Пиры ирониады» (2009), «Хворост надежд» (2012). В конце 2016 года вышла шестая – «Партитура Творца». На старте седьмой сборник – книга стихов для детей «Карамелька солнца» со множеством красочных иллюстраций художницы Натальи Епихиной из р.п. Чик. Думаю, это издание будет интересно и для взрослых, и для подрастающего поколения.
Кроме того, мои стихи печаталась в литературных журналах «Новосибирск», «Синильга», во многих альманахах и СМИ города и области, в различных печатных изданиях Москвы, Санкт-Петербурга, Братска, Рязани, Ленинск-Кузнецка, Томска и др., веду активную общественную деятельность - руководитель литературного объединения
- Есть ли награды и звания?
- В 2009 стала Дипломантом VII Новосибирского поэтического марафона «Дыхание III тысячелетия» в номинации «Останься…» и творческого вечера «Ради жизни на Земле», организованного Союзом женщин Новосибирской области. В 2010 году – Лауреатом поэтического конкурса на областном Радио «
Я – номинант национальной литературной премии «Стихи.ру» с 2011 по 2017гг. В 2011 году – стала финалистом национальной премии «Поэт года -2011 г.» – стихи опубликованы в сборнике «100 поэтов» в г. Москва. В 2017 году номинирована на литературные премии Сергея Есенина «Русь моя» и на литературную премию «Наследие».
В 2011 году была принята в Союз писателей РФ, в 2012 году – в Союз журналистов РФ.
В 2012 году стала Дипломантом VI регионального поэтического фестиваля «Тареевские чтения» и номинантом международной премии «Литературная Вена» в Австрии, вошла в лонг-лист. В 2014 году стала дважды лауреатом фестиваля «Жарки Сибирские». Дипломант IX Новосибирского поэтического марафона (2013), обладатель Гран-при в 2015 г.
Имею множество благодарственных писем, почетных грамот и дипломов, в том числе от Министерства культуры Новосибирской области, Управления культуры мэрии г. Новосибирска, от Совета депутатов Искитимского района, от Союза женщин Новосибирской области, от Дома ученых СО РАН, от Совета ветеранов Центрального района, от ТОСов, библиотек и литобъединений.
В 2015 году в рубрике «Литературные имена Сибири» вышла книга известного литературного критика Алексея Горшенина «Звезда ослепительной нови. Очерк творческой судьбы Ольги Киевской».
Ну и, наконец, в 2017 году я стала лауреатом высшей литературной премии Новосибирска – премии мэрии имени Н.Г. Гарина–Михайловского.
- Каковы ваши творческие планы, мечты, размышления о собственном пути?
- Думаю, настало время более серьезно и основательно отнестись к работе над словом. Необходимо сконцентрироваться на оригинальных формах выражения и разнообразить палитру тем, заняться селекцией, и вот тогда «я породистых слов разведу поголовье и в табун соберу племенные слова». Главное - не изменить себе, остаться верной своим эстетическим ценностям и нравственным принципам. Ну, а что касается ближайших мероприятий, то этой осенью планирую организовать в связи со своим юбилеем творческий вечер с презентацией двух новых книг – «Партитуры Творца» и «Карамельки солнца».
Думаю, будет интересно. Приглашаю всех!
- Не сомневаемся, что это будет настоящий праздник для всех, кто знает и любит Ольгу Киевскую и ее яркое и неповторимое творчество. Поздравляем с юбилеем и верим в вашу звезду.
Маргарита ДАНИЛОВА