Интервью
архив новостей
БАНДЕРЛОГИ НЕ ПРОЙДУТ!
События, произошедшие с 2014 году на Украине, государственный переворот в Киеве и последующие воссоединение Крыма с Российской Федерацией не оставило равнодушным ни одного патриота России. Развитие событий привело к тому, что народ Донбасса восстал против гонений на русский язык, русскую культуру. Народ восстал за Веру Православную. Восстал против прозападных элит и олигархата, готовых продать земли юго-востока Украины иноземцам под добычу сланцевого газа. Начались мирные протесты, но киевская хунта пыталась подавить протест силой. На юго-восток прибыли отряды «Правого сектора», пытались запугать и силой подавить выступления граждан. Дошло до вооруженного противостояния. Одними из первых на борьбу поднялись ветераны силовых структур, спортсмены и, конечно, казаки.
Когда народ Донбасса поднялся на борьбу с бандеровскими недобитками, из России на Донбасс двинулись добровольцы — те наши соотечественники, которые не смогли оставаться в стороне в то время, когда снова ожила фашистская гадина, казалось бы, навсегда уничтоженная нашими дедами во время Великой Отечественной войны. Среди этих добровольцев были люди разных профессий, национальностей и вероисповеданий, мужчины и женщины, и, конечно же, среди них были и природные воины - казаки. В том числе и казаки нашей матушки-Сибири. Ехали казаки из Новосибирска, Алтая и даже соседнего с нами Казахстана. Я обеспечивал транзит в Новосибирске. Здесь, в Новосибирске, мы встречали добровольцев, помогали с размещением, экипировкой, помогали осуществить пересадку до Ростова-на-Дону, где их встречали наши друзья — казаки Муисского округа во главе с атаманом Ивлевым Романом Евгениевичем. Кто-то ехал на период отпуска, кто-то ехал надолго, но все они — добровольцы и воевали совершенно (подчёркиваю) бескорыстно, бесплатно(!). Многим не хватало денег на дорогу или на снаряжение — тут вступало в действие казачье братство: скидывались на билеты, снаряжение и форму покупали за свой счёт, кто 500 рублей сдаст, кто тысячу перечислит, кто бушлат принесёт или берцы — кто что может.
Наши сибирские казаки показали себя на фронтах Новороссии с самой лучшей стороны. Участвовали они и в боях за донецкий аэропорт, и в районе Дебальцево, и обороняли пригороды Донецка, и защищали город от диверсантов и мародёров, и т.д. Невзирая на все тяготы и лишения войны, недостаток продовольствия, формы, снаряжения и средств защиты (касок и бронежилетов), сибиряки проявили огромной силы воинский дух, несгибаемую волю, боевые навыки. Показательным был случай в одном из подразделений под Луганском, когда вдруг командир разведчиков изъявил желание приписаться в казаки, да не просто, а именно в сибирские. В ответ на моё удивление он пояснил, что был впечатлён героизмом сибирских и уральских казаков при операции в районе Дебальцево, где они показали просто чудеса боевого духа и подготовки, особенно когда дело касалось рейдов в тыл неприятеля.
Ещё один интересный случай — наш земляк, казак, житель Новосибирской области, поехал на Донбасс, но волей случая заблудился и попал на территорию, контролируемую украинскими нац.гвардейцами. Оказавшись совершенно один в тылу врага, наш казак поступил в соответствии с поговоркой - «И один в поле воин, коль по-казачьи скроен!» А именно, «отжал» у «укропов» автомат и несколько дней воевал в одиночку, пока не прорвался на территорию ополченцев.
Приведу пример ещё одного человека — беженца, жителя города Антрацит. По его словам, именно казачьи подразделения навели в городе порядок, пресекли беззаконие и мародёрство, обеспечили эвакуацию раненых и беженцев. Благодаря казачьей самоорганизованности, а также врождённому чувству справедливости, свойственному исконно русскому человеку, казаки добыли в бою славу и уважение местных жителей.
Вообще отношение мирных граждан к ополченцам, и казакам в частности, более чем дружелюбное. Сказать вернее — оно практически родственное. Проходя по городу Донецку в форме, то и дело можно услышать тёплые слова и добрые пожелания женщин и стариков, в знак уважения бойцов ополчения пропускают везде без очереди. Вообще, Донецк меня поразил. Я впервые попал в Донецк в июле 2015 — лето. На улицах чистота, все фонтаны работают, все клумбы засажены розами! Не фронтовой город, а прямо курорт! Едва заканчивается артобстрел, а работники коммунального хозяйства уже карабкаются на крышу школы - ремонтировать. И всё на голом энтузиазме, денег-то взять неоткуда. Жителям города нужно памятник ставить! Единственные вещи, бросающиеся в глаза и выдающие близость войны — отсутствие большого числа автомобилей и облезлая реклама на уличных щитах-билбордах. Ну, и конечно обстрелы. Практически каждую ночь. И каждую ночь гибнут люди, простые жители — женщины, старики, дети. На жаргоне бандеровцев - «тушенка» или «фарш».
А так — жизнь идёт своим чередом. Проходят праздники, культурные мероприятия. Пришлось даже познакомиться с культурным бомондом Донецка. Дело в том, что один наш казак написал музыкальное произведение «Новороссия сражается» и попросил передать его в Донецке в «надёжные руки», так сказать. Вот, я и передал в самые что ни на есть «надёжные» - генеральному директору Донецкой филармонии Александру Парецкому, художественному руководителю Олегу Бахтиозину и главному дирежёру симфонического оркестра Владимиру Заводиленко.
Общаясь с людьми, оставшимися в Донецке (в городе осталось примерно половина населения), я почувствовал в них совершенно особые, внутренние, духовные ценности. Мне показалось, что я погрузился в ту атмосферу, которая была в нашей стране после Великой Отечественной войны, как я представлял себе это по рассказам моих дедушек и бабушек. Это атмосфера, которую формируют душевные качества каждого человека, когда помощь ближнему становится важнее личных интересов. Когда незнакомый человек готов с себя последнюю рубаху снять и последний кусок хлеба разделить. Один наш казак с Алтая (три командировки на Донбасс) сказал так - «на Донбассе как будто очистился». Сколько же горя рядом должен увидеть человек, чтобы понять тленность и призрачность всех материальных ценностей нашей жизни...
Особенно страшно — когда страдают дети! На прошлой неделе мы проводили встречу по теме Донбасса в обществе инвалидов г. Бийска. Там наш казак рассказывал, как детям в подвалах Донецка ополченцы носили еду. Он не смог сдержать слёз... Когда дети Донецка, переживая ежедневные обстрелы со стороны ВСУ, могут по звуку отличать типы боеприпасов, взрывающие их дома — это страшно!
Кстати, среди ополченцев много молодых ребят. Лет по 18-20. Интересно наблюдать за ними. Вроде суровые воины, а так - совсем мальчишки — чуть передышка, начинают дурачится, резвятся как дети... Один такой вот парнишка, наш товарищ, осенью собирался поступать в Сибирский Университет водного транспорта. Недавно мне сообщили, что он погиб под Новоазовском.
Несколько слов хочется сказать об обороне Саур-Могилы. Курган Саур-Могила это господствующая высота на востоке ДНР. Это наивысшая точка во всем Донбассе. В годы Великой Отечественной фашистские захватчики вели ожесточенные бои за обладание этой высотой. С начала июня 2014 обладание высотой имело важнейшее значение для обеих сторон конфликта на Донбассе. Артиллерия, расположенная на вершине кургана, могла обстреливать коридор между высотой и границей с Россией, а также три таможенных пункта. В конечном итоге ополченцы отстояли высоту и лишили силовиков возможности безопасно снабжать свои подразделения боеприпасами и провизией.
По информации командира «Востока», курган удерживал отряд ополчения всего из 30 человек. Украинские войска остервенело пытались овладеть высотой, атакуя группами до 15 танков одновременно. Защитники держали оборону, неся ощутимые потери: погибло четыре человека, 18 человек было ранено. В течение суток без медицинской помощи от потери крови и болевого шока скончались еще два человека. На Саур-Могиле оставались боеспособными всего пятеро, которые и продолжали держать оборону. Они трижды вызывали огонь на себя. После того, как закончились все боеприпасы, защитники высоты отступили.
Армия ДНР вернула контроль над стратегической высотой, откуда легко простреливался широкий участок фронта. В боях за Саур-Могилу принимали участие и казачьи формирования.
В августе 2015 года мне довелось посетить этот курган и почтить память павших воинов в день годовщины взятия ополченцами этой стратегической высоты. Сейчас этот величественный памятник героизму наших дедов практически полностью разрушен. Эти руины теперь - другой памятник — памятник боёв на Донбассе, памятник тех ошибок, которые привели к братоубийственной гражданской войне на Украине.
Конечно, суровый путь воина иной раз оканчивается смертью, но задача живых — помнить подвиг наших товарищей. К сожалению, даже посмертные награждения ополченцев на Донбассе как-то «хромают». Представления к наградам остаются без ответа со стороны действующих властей республик. В частности, мною в декабре 2015 года были доставлены в Донецк представления к награждению погибших добровольцев из Алтайского края, но ответа до сих пор по каким-то причинам нет.
В связи со скудностью награждения ополченцев, советом атаманов МОО Единого Сибирского казачьего войска было принято решение учредить общественную медаль «Защитнику Отечества за ратную доблесть». Медаль изготавливается из серебра 925 пробы. Предполагается, что данной медалью награждаются казаки, а также другие граждане за личное мужество, самоотверженность и отвагу, проявленные при защите Отечества, исполнении воинского долга, участии в качестве добровольцев в боевых действиях во время войн и локальных конфликтов, а в отдельных случаях - и другие граждане за мужество и отвагу, проявленные в условиях, сопряжённых с риском для жизни. Были собраны благотворительные средства и изготовлена партия медалей для вручения ополченцам на Донбассе и российским добровольцам. Основная часть этих медалей была вручена во время проведения казачьего круга Миусского округа в г. Донецке в декабре 2015 года.
Возвращаясь к непосредственной теме нашего разговора, должен отметить, что на сегодняшний день в ДНР и ЛНР сформированы регулярные части. От ополченческих и казачьих формирований руководство республик настоятельно отказывается, стараясь перевести их в официальный формат. В настоящее время казачьи формирования пытаются найти общий язык с властями и продолжить своё существование в качестве подразделений республиканских структур, либо в качестве иррегулярных частей. Где-то такой контакт уже найден. Например, в августе 2015 мне довелось доставить медикаменты, собранные воспитанниками нашего гражданско-патриотического клуба «Ермак» в казачью роту в составе внутренних войск МВД ДНР.
Остаётся надеяться и молить Бога о том, что все усилия людей, вставших за Русский Мир, их жертвы, не будут напрасны!
Константин ЛЫСКОВ,
есаул, атаман Ново-Николаевского отдела МОО Единого Сибирского казачьего войска, член Совета Народно-патриотического союза Донбасса, руководитель гражданско-патриотического клуба «Ермак»
НОВОСИБИРСК