Главная Общество ДЕНЬ ГОРОДА - ВЗГЛЯД ИЗ 1917 ГОДА

ДЕНЬ ГОРОДА - ВЗГЛЯД ИЗ 1917 ГОДА

ДЕНЬ ГОРОДА - ВЗГЛЯД ИЗ 1917 ГОДА

  В День города уместно обратить внимание на некое обстоятельство, которое виднее издалека. Особенно из Испании, где я нахожусь сейчас.

  Здесь каждый город и городок имеют свою туристическую "изюминку". Где-то это древняя церковь, где-то руины крепости, где-то (как например, в Калелье, где я остановился) это останки сигнальной башни, действовавшей до прихода телеграфа. Достопримечательности, как правило, оборудованы просмотровыми площадками, безопасными подходами и т.д.

  Не знаю как в других российских городах, а в Новосибирске роль, прошу прощения, "изюминки" играют такие объекты как оперный театр, зоопарк или "стоквартирный дом". Это, на мой взгляд, умаляет значение столицы Сибири. Разве может город, претендующий на звание "самого-самого", хвастать тем, что является свидетельством глубокой провинциальности? В том же Питере таких строений (имеется ввиду не только вид, но и легенда) по десятку на каждый остров. Не говоря уж о европейских городах, таких как Барселона, где я только что побывал.

  Кстати, Барселона по населению такая же как Новосибирск, но свое летоисчисление ведет от Геракла. И никто не возражает. У нас же, еще во времена СССР, историки академического уровня (Булыгин и Громыко) только заикнулись о 300-летнем возрасте Новосибирска, так их сразу же зашикали. И так продолжалось до самого последнего времени. Сейчас, когда город возглавил новый и какой-то востроглазый мэр, есть смысл напомнить: имеющиеся данные позволяют утверждать, что поселение, давшее жизнь Новосибирску, было заложено по разным данным не позднее 1703 года, то есть одновременно с вышеупомянутым Петербургом. И это объективная реальность, которая останется неизменной вне зависимости от того, чему мы будем учить школьников и на чем будет настаивать текущая власть.

  Да, да! На месте будущего Новосибирска сначала стоял Никольский погост - административно-торговая миссия у конной переправы через Обь (той самой, по линии которой через два столетия будет построен первый ж/д мост). Потом погост был поглощен Кривощековой деревней, оставившей нам загадку своего переименования (до 40-х годов 18 века это поселение все еще называли Никольским). И наконец, в конце 19 века состоялось возращение первого имени. Селение (к этому моменту уже Кривощековский выселок на правом берегу) вновь получило имя св. Николая, только с приставкой "Ново".

  На всякий случай напомню: старое-новое имя "поселку при станции Обь" дали жители левобережного Кривощеково, которые переселились на противополжный берег, потому что их село было принесено в жертву Транссибирской железной дороге. Большое Кривощеково было снесено, так как на его месте были построены железнодорожные пути. Вот почему в документах той поры Кривощековским именуется правобережное поселение, основную массу жителей которого в какой-то момент составили землекопы из Самары, в огромном количестве привезенные на строительство ж/д моста (около четырех тысяч человек). Дата выгрузки самарских вахтовиков сегодня празднуется в Новосибирске как День города.

  Отцы-основатели нашего города, наверное, переворачиваются в своих гробах. Дело в том, что в начале 20 века никто в Ново-Николаевске себя первопоселенцами не считал. И уж точно не относил к числу таковых тот деклассированный сброд, который привезли на "стройку века" для земляных работ (эскаваторов с бульдозерами в те времена еще не было). Во всяком случае, коренные новониколаевцы ощущали себя наследниками двухсотлетней никольско-кривощековской истории. О древности этих мест напоминала и "изюминка" города - настоящая, без дураков. О ней мы не знаем, потому что в большинстве своем не читали первых путеводителей по Ново-Николаевску, в которых рассказывается о "Чертовом Городище" - останках древней крепости, которые считались главной достопримечательностью города.

  Строго говоря, нам до сих пор неизвестно, о руинах какого укрепленного города идет речь. Внятных археологических и исторических материалов на этот счет нет, остается только гадать. Учитывая, что конная переправа через Обь в древние времена была важнейшим стратегическим объектом, за обладание которым, возможно, велись войны, крепость должна была контролировать транспортный поток, двигающийся от одного берега к другому. Косвенным подтвержением этой функции может служить аутентичная легенда 16 века о последних днях хана Кучума, который по одной из версий спасался от войска атамана Воейкова здесь, на границе "телеутской землицы", а значит, за стенами этой крепости.

  Почему я вспомнил о навсегда утраченных руинах новосибирской крепости, разглядывая контрфорсы Каталонии? Потому что все крепостные стены и бастионы, все узкие средневековые улицы, которые я здесь видел - это новоделы 20-го, реже - 19-го или 18-го века. И никто этого не скрывает, как никого из посетителей особо и не заботит этот вопрос. Народ валом валит, чтобы сфотографироваться на фоне "древней" кладки, хотя там можно видеть современный раствор и прочие элементы современных строительных технологий. Более того, туристические селения не считают зазорным пару "средневековых" башен построить, так сказать, сверх нормы. Для романтики. Они обычно высятся на близлежащих холмах, навевая на посетителя требуемое настроение. Повторяю: этот театр никого не смущает, потому что 99 процентов туристов едут отдыхать, а не исследовать древности. И я подумал: поэтическая реконструкция средневековой цитадели, которая когда-то возвышалась на самой высокой точке новосибирского правобережья (на Каменском яру - там сейчас здание академии госслужбы), тоже могла бы рассчитывать на похожий эффект. Особенно, если все сделать "как у людей": обеспечить объект удобными подходами, площадками для фотосессий, сувенирными магазинами и т.д. и т.п.

  Лично мне кажется, что древняя телеутская твердыня (есть основания полагать, что в 17 веке она выполняла функцию пограничной заставы "телеутской землицы") могла бы стать визитной карточкой нашего города, придать его культурно-историческому облику объем и глубину. Кстати, на фоне такого аргумента вопрос о возрасте города не вызывал бы, как сегодня, недоумения. То есть мы смогли бы вернуться к тому уровню понимания собственного города, какой демонстрировали наши предки до 1917 года.

  Между прочим, сохранилось их письмо, обращенное к властям города (как я теперь понимаю, к нынешним) на эту тему. Приведу его полностью, потому что и через 100 лет оно не утратило своей актуальности.

  "…сознательная группа жителей Закаменской части считает долгом поставить в известность городское Народное собрание о нижеследующем. В конце Самарской улицы, на р. Каменке выходит мыс, называемый «Городище». На этом мысу была крепость древних жителей Сибири, от которой сохранились контуры окопов и вал. «Городище» представляет большой интерес в археологическом отношении, что подтверждается хотя бы тем, что ни Алтайский округ, ни старая городская управа никому в аренду «Городище» не сдавали и таковое охраняли от разрушения. В настоящее время варвары нахаловцы уничтожают памятник седой старины: валы крепости раскапываются, контуры окопов планируют и возводят на «Городище» самовольные жилые постройки без ведома Народного собрания. Народное собрание, идя навстречу безземельной бедноте, отводит селитебные участки под жилые постройки, между тем самовольный захват городской земли и застройка таковой хулиганами с нарушением строительного, пожарного уставов и санитарии с каждым днем возрастает. В течение июля и августа по берегам реки Каменки, в районе от Мостовой улицы до безымянного проулка, самовольно возведено девять жилых домов с надворными постройками, да на «Городище» строятся три дома, довольно приличных, что указывает, что нахалы-строители — люди не бедные. Помимо той скорби, которую вызывает разрушение хулиганами памятника седой старины, нас беспокоит нарушение в жизни города законности и порядка, учиняемое обнаглевшими мерзавцами, превратившими долгожданную свободу в анархию. …Силе должна противостоять сила, иначе порядка не будет. На этом основании сознательная группа жителей Закаменской части покорно просит городское Народное собрание: ликвидировать самовольные постройки на урочище, называемом «Городищем», со всей строгостию закона, постройки захватчиков-самоуправцев снести мерами милиции, дабы другим неповадно было, что послужит доказательством для темных масс тому, что в городском Народном собрании существует право и порядок, а не разруха и попустительство.

9-го сентября 1917 года.

  С совершенным почтением и преданностию, группа сознательных жителей Закаменской части"

Федор ГРИГОРЬЕВ

БАРСЕЛОНА-НОВОСИБИРСК

26 июня 2014

Комментарии (0)