Главная Общество ДЕРЗОСТЬ АНАТОЛИЯ ЛОКТЯ

ДЕРЗОСТЬ АНАТОЛИЯ ЛОКТЯ

ДЕРЗОСТЬ АНАТОЛИЯ ЛОКТЯ

  В Казани идет конгресс глав крупнейших городов России, в котором участвует и наш Локоть. Новосибирский мэр уже побывал на трибуне этого форума, сделав в своем выступлении акцент на том, что наш город стоит на пересечении всех транспортных путей из Азии в Европу.

  По-моему, это первый случай, когда первое лицо Новосибирска с высокой трибуны презентует наш город как трансконтинентальную столицу. Конечно, разговоров на этот счет у нас было, хоть отбавляй, но чтобы глава муниципальной власти взял на себя смелость заявить это перед всем миром - такое впервые.

  Дерзость Анатолия Локтя, по существу, состоит в том, что он верит своей интуиции, а не историкам. Те вообще предпочитают заниматься частными темами. Как говорил Райкин "что-то там в носу". Хотя полно исторически достоверных фактов и "фактиков", которое, как минимум, наталкивают на мысль о существовании на том самом месте Оби, где стоят опоры первого железнодорожного моста, великой переправы Запад-Восток.

  Именно великой. Потому что даже документы 19 века свидетельствуют, что в этом месте Обь позволяла перегонять с одного берега на другой тысячные стада коров, отары овец, табуны лошадей. Предки будущих новосибирцев, проживавшие в деревнях и селах, некогда заполнявших территорию современной столицы Сибири, оказывается, профессионально занимались "плавкой". Один из "плавщиков", Сорокин Логин Фёдорович, за один день 27 мая 1889 года «переплавлял в Кривощёкове 2152 быка и 1400 баранов» (из телеграммы исправника Бурчанинова и ветврача Жуковского, которую цитировал краевед К. Голодяев).

  Почему мы не вправе думать, что обширное мелководье, намываемое устьем тогда быстрой и полноводной Каменки (ныне эта река заключена в подземную трубу), не существовало в 18 веке? В 12-м веке? В первом веке? Г.Н. Потанин, опираясь на свои данные, утверждал, что в дорусские времена Сибирь была связана с Бухарой торговым трактом "через города Семипалатинск и Кульджу", а современные омские ученые, обобщая накопленные археологические данные, неожиданно открывают миграционный коридор Запад-Восток, пересекающий Обь как раз в районе современного Новосибирска! (Г.Чибряков).

  Как тут не вспомнить останки крепости в непосредственной близи от переправы, которые были описаны в самом первом путеводителе по городу? Многие исследователи недоумевают по поводу причин, заставивших неведомых строителей возвести оборонительное сооружение именно в этом месте. Ведь неподалеку есть Ключ-Камышенское плато, которое с точки зрения фортификационной науки намного привлекательнее. В том-то и дело, что Гусинская крепость (Каменка, на высоком берегу которой стояла крепость, в те времена называлась Гусинкой) была построена для охраны переправы через Обь!

  Эти руины сегодня могли бы быть кремлем, "старым городом" Новосибирска (на этом месте сегодня располагается академия госслужащих), потому что крепость уже тогда была "Новосибирском", так как являлась центром пересечении всех транспортных путей из Азии в Европу. Она обеспечивала контроль над великой переправой.

  Дело в том, что в старые времена большие реки были неодолимым препятствием для армий, и всякий обширный брод, позволявший пересекать русло конному войску, был важнейшим объектом. Кто им владел, тот и диктовал условия. Великая Обь тысячу лет рассекает всю сибирскую долину от алтайских гор до Карского моря, и среди всех известных переправ через эту реку, только одна Гусинская претендует на способность пропускать через себя не только большие конные отряды, но и большие стада, большие торговые караваны.

  Таким образом, новосибирское плато относится к числу тех мест, которые, как правильно уловил новосибирский мэр, являются историческим местом сретения сил. Не случайно он сказал, что «у нас подписано соглашение с СО РАН, и мы развиваем уникальный проект по кластерному построению нашей промышленности", то есть с учетом трансконтинентальной сущности мегаполиса.

  Очевидно, учтен дореволюционный опыт города, ознаменовавшийся мгновенным по историческим меркам превращением Ново-Николаевска в международный бизнес-центр. Только один факт: в период с 1901 по 1917 гг. отсюда было передано 9598 телеграмм в 23 государства, а принято 7142 телеграммы из 17 государств (И. Цыплаков).

  Для пропаганды представлений о Новосибирске как о месте пересечении всех транспортных путей из Азии в Европу, необходимо историческое обоснование. Нужна книжка для школьников, которая бы раскрывала именно эту, самую перспективную ипостась истории нашего города. Нужна реконструкция исторической части города: над Каменской автомагистралью должен вознестись в небо возрожденный деревянный острог, способный будить воображение романистов и туристов, которые бы фотографировались на его фоне, комментируя функцию сооружения: когда-то оно защищало великую переправу. Что за переправа? Ворота в Азию?

  Надо ли говорить, что все перечисленное зависит от воли властей, от позиции нашего мэра? Анатолий Евгеньевич уже сделал обнадеживающее заявление. Хочется надеяться, что последуют и другие шаги, которые смогут вернуть нашему городу славу сухопутного Гибралтара.

Федор ГРИГОРЬЕВ

НОВОСИБИРСК

4 августа 2015

Комментарии (1)

Анатолий 22.08.2015 в 23:22

Очень своевременная статья. У Новосибирска появился реальный шанс закрепить своё молниеностное развитие,то,что выпало на его долю в 20 веке. Ведь в постперестроечное время создавалось впечатление,что город развивается,не благодаря поддержки из центра,а вопреки её отсутствию...