ГРЯДЁТ ПЕРЕДЕЛ…
В Новосибирске планируют отменить почти шесть десятков городских маршрутов
Некоторое недоумение городской общественности вызвала публикация проекта постановления мэрии города (активная ссылка https://novo-sibirsk.ru/upload/iblock/359/7yi4uvi9nr3gldgny2fg3q2wloskrmbp/O-DP-regul-perevozok-na-2024_2028.pdf) о планировании регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в 2024-2028 годах. Новосибирцы оказалась несколько шокированы планами городских властей отменить в ближайшие четыре года 57 маршрутов автобусов (15) и маршрутных такси (42). Кроме того, в предстоящую четырехлетку предполагается изменить 70 действующих маршрутов общественного транспорта, а до 2028 года планируется заключить 64 муниципальных контракта на автобусные и 11- на трамвайные перевозки.
«Честно говоря, документ не простой, а без подробной аналитики сделать какие-то выводы крайне сложно, – заявил в ходе дискуссии Экспертного клуба Новосибирска старший преподаватель кафедры гражданского права СИУ-РАНХиГС, адвокат Константин Зиновьев. – И во избежание возможных негативных откликов общественности местным властям недурно было бы его надлежащим образом прокомментировать. Действительно, отмены маршрутов есть. Но не сплошняком. В основном это маршрутные такси, которые уже давно не такси, а просто мини-автобусы, точно также останавливающиеся на каждой остановке».
В качестве целей и задач программы власти указали довольно стандартные причины – «повышение качества транспортного обслуживания населения», «эффективное использование бюджетных средств при организации транспортного обслуживания населения», а также «оптимизация структуры и топологии маршрутной сети наземного пассажирского транспорта по параметрам территориальной доступности, пересадочности, продолжительности поездки».
Правильно ли делают муниципальные власти, сокращая количество частных перевозчиков, а также делая ставку на систему пересадок, число которых будет увеличиваться во время передвижений по Новосибирску?
«Вытеснение маршрутных такси из города вопрос актуальный, дорожная сеть города перегружена многочисленными микроавтобусами, – отметил помощник депутата ГД ФС Сергей Сухоруков. – Квалификация водителей маршруток, а это в большинстве – иностранные специалисты, и их водительский опыт, давно вызывают претензии у других участников дорожного движения. Не может не вызывать недовольства тарифная политика малых перевозчиков, тарифы нерегулируемые, перевозчик их устанавливает по своему усмотрению. Развитие полногабаритных видов транспорта позволит заменить многочисленные "Газели". Приобретение больших современных автобусов также способствует замене вспомогательных маршрутов и маршрутных такси. Большой муниципальный транспорт также даёт социальные гарантии льготным категориям и безопасный комфортный проезд».
«Публикация проекта постановления о ликвидации 57 автобусных маршрутов и маршрутных такси вызвала нездоровый ажиотаж городского населения и создала новый очаг социального напряжения – заметил адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области Роман Бубенов. – Вообще тема пассажирских перевозок в Новосибирске крайне болезненна для каждого городского жителя, так как это очень старая городская проблема, которая годами никак положительно не решается». Стоит отметить, что Новосибирск, недавно отметивший свое 130-летие, довольно долго представлял собой ряд мало связанных друг с другом районов. Первый автомобильный мост, связывающий левый и правый берег Оби, появился только на 63 году существования города. Жители центра Новосибирска могли годами не бывать в Калининском районе, а проживающие в Ленинском или Кировском районах могли вообще в своей жизни не увидеть красоты Академгородка. В свою очередь сотрудники научного центра на левом берегу Оби посещали только аэропорт Толмачево, откуда можно было улететь в столицу. Решить транспортную проблему Новосибирска во времена Советской власти не удалось, но нормализовать ситуацию получилось на рубеже веков, дав большие возможности частным перевозчикам, которые открыли длинные маршруты, связывающие через центр отдаленные микрорайоны города.
«Опять заголовок делает тираж, – как я понимаю, речь идет не об отмене маршрутов, а об их оптимизации, замене другими – полагает историк Константин Голодяев. – Совершенствовать маршрутную сеть нужно всегда. Убирать маршрутки нельзя, я бы наоборот, увеличил их количество в два раза минимум. Многих только они и спасают – огромные автобусы страшно «далеки от народа», они медленны и неповоротливы, после 21 часа с дорог практически исчезают». Краевед вообще полагает, что необходимо восстановить режим работы муниципального общественного транспорта 1930-1940-х – с 5 утра до часу ночи. «Хотя бы раз в полчаса транспорт определенного маршрута должен подходить остановке. И с этой точки зрения маршрутки и ПАЗики - именно то, что нужно, – отметил К.А. Голодяев. – Вы просто с людьми поговорите, и желательно - не подосланными. В том числе - с тех самых «Матрёшек» и «Родников».
Полноценного понимания новой концепции развития общественного транспорта Новосибирска пока нет, а представленный проект выглядит пока как ряд мероприятий по планомерной отмене существующих маршрутов, за которыми не видно системы. Пока общественность поняла одно: что из сферы общественного транспорта планомерно будут выдавливать частников. Некоторые наблюдатели уже заметили, что будут ликвидированы не только маршруты в Нижнюю Ельцовку или Нижнюю зону Академгородка, но вообще на этом направлении будет действовать только автобус номер 8.
Аналогичная картина сокращений маршрутов отмечена общественниками и в направлении микрорайона «Стрижи». Очевидно, что при новой системе пассажирских перевозок власти делают ставку на увеличение количества пересадок, что не нравится общественности, которая за два десятилетия привыкла «условно комфортно» добираться до самых дальних уголков города, используя минимальное количество маршрутов.
Создается ощущение, что мэрия Новосибирска создала новую концепцию развития общественного транспорта города, но новый проект развития общественного транспорта составлен несколько небрежно.
«Тема болезненная и очень сложная! С одной стороны, конечно, надо перевозить людей комфортным общественным транспортом и современным подвижным составом, а не частниками на убитых микроавтобусах, где водитель плохо понимает русский язык… Но где его взять, этот красивый, комфортный общественный транспорт? Где взять вышколенных водителей, изъясняющихся литературным языком?.. Очевидно, что дальше так продолжаться не может, – отметил президент АНО «Дом с часами» Олег Викторович. – Часто слышу от гостей нашего города, что сложно понять, куда и как добраться, а такси зависает в многочисленных пробках. Те, кто говорит, что наш город огромен, а потому, это будет всегда, лукавят! Летом и осенью пришлось бывать в Москве и Санкт-Петербурге - городах, которые больше Новосибирска в разы, так там всё прекрасно работает, опробовал на себе. Бывал, как раз на окраинах, в удалённых районах, и был приятно удивлён работой общественного транспорта и комфортом, удобством для пассажиров, простотой работы приложения для смартфона, которое за секунду выдаёт тебе оптимальный путь, ближайшую остановку и номер маршрута. В столицах уже реально «наступило будущее», и это не только финансовая составляющая, хотя и она важна, - кто спорит! - но это большая, грамотная работа и чиновников, и управления, и коллективов, которые отменно и слажено работают».
«ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ НОВОСИБИРСКА»
Фото из телеграм-канала мэра Новосибирска Анатолия Локтя
ОТ РЕДАКЦИИ «МОМЕНТА ИСТИНЫ»:
Лет пятнадцать назад один из наших сотрудников, побывавший с делегацией российских журналистов в нескольких европейских столицах, на вопрос, что его больше всего поразило в Старом Свете, сказал:
- Не поверите, но общественный транспорт! К примеру, в Стокгольм мы прилетели далеко заполночь. Пока доехали до гостиницы, пока устроились по номерам – прошло еще немало времени. И вот, стою я у окна своего номера на одном из верхних этажей и обозреваю ночную шведскую столицу, а внизу проходит какой-то широкий проспект. Машин и людей на нем почти нет. Напротив отеля – автобусная остановка. Пустая. К ней подходит ярко освещенный автобус. Тоже пустой. И этот абсолютно пустой автобус останавливается у абсолютно пустой остановки, открывает все двери и тупо стоит с минуту. В него никто не садится, к нему никто не бежит. Но он стоит свою минуту и ждёт! Кого ждёт?.. Очевидно, ведь, что ждать некого. Но он всё равно – ждёт! По истечении минуты закрывает двери и едет дальше – к следующей остановке… Я посмотрел на часы, отметил, что уже второй час ночи, вспомнил, как обстоят дела с автобусами у нас в Новосибирске, и вздохнул…
Комментарии излишни.
15 декабря 2023