Главная Общество ИНФОРУМ ПО-НОВОСИБИРСКИ, или Как учатся российские журналисты

ИНФОРУМ ПО-НОВОСИБИРСКИ, или Как учатся российские журналисты

ИНФОРУМ ПО-НОВОСИБИРСКИ,  или  Как учатся российские журналисты

 В Новосибирске прошёл седьмой образовательный региональный практикум для журналистов под названием Инфорум. Это новая форма работы Союза журналистов России с участием властей российских регионов: руководители и журналисты региональных и местных традиционных и новых СМИ обсуждают судьбу журналистики, новые формы работы, проблемы и пути их решения. Сотрудники газет, телевидения, радио, блогеры, медиаменеджеры, пресс-секретари, представители властных структур ведут дискуссии о новых медиа и трендах, социальных сетях, участвуют в мастер-классах, завязывают нужные контакты.

  Около десяти лет назад была подписана декларация о братских отношениях организации Союза журналистов Новосибирской области России и Павлодарской областной организации Союза журналистов Казахстана. В рамках сложившегося за это время сотрудничества между нашими творческими организациями павлодарские журналисты были приглашены Союзом журналистов России по инициативе председателя Новосибирской региональной организации Андрея Челнокова для участия в Инфоруме.

   В состав казахстанской делегации вошли главный редактор областной газеты «Регион.KZ» Роза Мустафина, председатель областного клуба редакторов Мухит Омаров, председатель областной организации Союза журналистов Казахстана Юрий Поминов, главный редактор телестудии «АлмаТВ» Анатолий Чернятевич и главный редактор Железинской районной газеты «Родные просторы» Мухамади Хамитов.

 Публикуем заметки с большого сбора сибирских журналистов, подготовленные председателем Союза журналистов Павлодврской области Республики Казахстан Юрием ПОМИНОВЫМ.

Медиа старые и новые: кто кого?

  Разговор в Новосибирске шёл по настолько широкому кругу вопросов и столь динамично, что пересказать его весь вряд ли возможно. Остановимся поэтому лишь на моментах, вызвавших наибольшие споры и разброс мнений.

   Инфорум начался с сессии, озаглавленной «Журналистика и общество». Дискуссии организовывали заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий, секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова, а спикерами выступали известные журналисты Новосибирской области и представители властных структур региона.

  Много говорилось о судьбе традиционных СМИ – газет, радио и телевидения. Вспомнили при этом и любимый народом фильм «Москва слезам не верит», в котором оператор ещё только нарождающегося телевидения уверяет, что скоро не будет ничего: ни театра, ни кино, ни других подобных сфер культуры и искусства, а останется одно сплошное телевидение. Жизнь показала, что это не так, хотя было время, когда телевидение заняло особое место в жизни миллионов, да и теперь ещё заменяет многим в жизни всё.

  Но и его, тем более радио и газеты, всё больше оттесняют на обочину информационного поля новые электронные СМИ: блогосфера, социальные сети и другая продукция, заполонившая интернет. И теперь для миллионов и миллионов пользователей он заменяет все прочие источники информации. И эти люди для себя решили, что вскоре не будет ни газет, ни телевидения и радио и даже книг в их обычном виде, а только один сплошной интернет.

  Безусловно, падает, и чем дальше, тем больше, интерес к печатным версиям газет и даже их электронным версиям, к новостным и другим традиционным программам телевидения и радио. Многие молодые семьи вообще отказались от телевизоров, заменив их компьютерами с их набором услуг на все вкусы – от самой оперативной информации до кинофильмов и шоу.

  Так что же делать традиционным СМИ в этом бушующем не море даже, а океане информации, доступном любому обладателю компьютера – пользователю интернета? Суммируя выступления участников Инфорума, можно сказать так: делать не просто профессиональные, качественные СМИ, востребованные читателями, телезрителями и радиослушателями, но также использовать все современные формы и методы их доставки своим подписчикам, теле- и радиоаудитории, продвигать электронные версии тех же газет, не просто копирующих печатные версии, а учитывающих запросы продвинутой части пользователей социальных сетей. То есть рекламировать всеми доступными способами собственную продукцию.

  О том, какой может быть такая продукция на региональном телевидении, убедительно говорила руководитель службы производства телевизионных программ государственной телерадиокомпании «Новосибирск» Елена Агамян. Она размышляла о формировании позитивной новостной повестки дня. Поскольку на телевидении уже давно все пляшут от рейтинга и верстают новости, начиная с «плохих» – катастроф, крушений, чрезвычайных происшествий, скандалов и т.д., и т.п. Существует даже негласная формула: самые хорошие (читай – востребованные, а на ТВ особенно) – это плохие новости. А уж всё остальное – потом. Считается почему-то, что именно так и подогревается телезрительский интерес. А всё остальное – так называемая «социалка», работа власти и прочая жизнь – потом. Но вот в «Новосибирске» попробовали развернуть телезрителя от негатива к позитиву, перейти к некоей золотой середине, к новостям, которые и про земляка-новосибирца тоже… Стали готовить наряду с другими сюжеты про людей дела, о проблемах города, области. И оказалось, что людям это надо, и даже рейтинги поползли вверх.

  То есть не надо нам недооценивать нашего читателя, зрителя, слушателя – он гораздо умнее и адекватнее, чем мы иногда думаем.

  И ещё о рейтингах. Кто-то из выступавших с возмущением говорил о величайшем неуважении к со­отечественникам, творимом в соревновании за рейтинги федеральными телеканалами с их бесконечными шоу, перетряхиванием грязного белья знаменитостей, пошлыми развлекательными программами… Таким образом и формируется дурной вкус, зомбируется и оболванивается телеаудитория. А потом теледеятели уверяют, что их телеканалы отзываются на запросы аудитории.

  Невольно напрашивается анекдот в тему, про двух червяков в навозной куче, когда один говорит другому:

   – А ты знаешь, в навозе всё же есть, наверное, нечто особенное.

  – Почему ты так решил? – спрашивает его другой червяк.

  – Ну, не могут же миллионы мух ошибаться, – глубокомысленно замечает первый.

  То же и с рейтингами: сначала опускаем аудиторию пошлейшими шоу, а потом говорим: «Ну вы же этого хотите, вам это нравится!»

  Нынешняя журналистика, в первую очередь традиционная, переживает не лучшие времена, теряет читателя и зрителя. Однако хоронить её рано. Всегда были и будут востребованы мастерство и профессионализм, честность и принципиальность представителей нашего цеха. Люди шли и по-прежнему идут за помощью к журналистам, иногда – как в последнюю инстанцию.

   Председатель Союза журналистов Новосибирской области Андрей Челноков, учредитель и издатель региональной газеты «Сибирь: момент истины» предложил создать агентство журналистских расследований, если не на всероссийском, то хотя бы на региональном уровне. У «Момента истины» накоплен большой опыт по этой части, а объединение усилий помогло бы поднять уровень такого сложного и, увы, небезопасного для тех, кто в нём работает, жанра, да и престиж российской журналистики в целом.

  Я тоже коротко выступил на Инфоруме, рассказал о большой пользе нашего сотрудничества с новосибирскими журналистами, о необходимости крепить и развивать журналистские связи России и Казахстана.

   Ветеран павлодарской журналистики Анатолий Чернятевич был награждён на этой встрече орденом Союза журналистов Новосибирской области за укрепление сотрудничества с сибиряками.

Плюс мастер-классы

 Организаторы Инфорума уже в самом начале пояснили, что «ин» можно расшифровать и как информационный, и как инновационный. И форум в целом соответствовал двум этим заложенным в его идеологию сверхзадачам. Журналисты Сибирского территориального округа почерпнули в нём не просто много интересного, но и по сути своей нового, как в уже упоминавшейся сессии «журналистика и общество», так и на мастер-классах для тележурналистов, для журналистов печатных и интернет-СМИ.

  Вот лишь некоторые темы последних: «Мультимедийный подход к формированию контента», «Умные и автоматизированные продажи рекламы для современного издателя». Или вот ещё – «Воркшоп для молодых журналистов». Я даже не понял сразу, что это за инновация такая – «воркшоп». Оказывается, это интерактивный мастер-класс и деловая игра о возможностях молодых журналистов и профессиональном росте.

   Словом, организаторы постарались уловить все, как принято сегодня говорить, основные тренды медиа­сферы. И нельзя сказать, что это им не удалось. Хотя мне самому больше пришлись по душе мастер-классы журналистов ещё советской школы: вице-президента Международной Евразийской академии телевидения, радио и печати Кипраса Мажейки и президента Международного клуба собкоров газеты «Комсомольская правда» Анатолия Строева. Оба они, кстати, были участниками международной конференции в Павлодаре, организованной в рамках сотрудничества павлодарской и новосибирской журналистскими организациями, и стали нашими добрыми друзьями.

   А.Ф. Строев, прошедший школу районной, региональной молодёжной газеты, «Комсомольской правды», «Литературной газеты», «Правды», говорил о том, что журналистика никогда не умирала и не умрёт, пока жива сама жизнь. Да, она меняется, и очень стремительно, приобретая всё новые форматы, но суть её и основные задачи остаются прежними – служить людям, следуя главному правилу «Комсомолки»: ты журналист – и должен быть на работе 24 часа в сутки.

  А.Ф. Строев приводил примеры из собственной практики и опыта коллег – легендарного Василия Пескова, очеркиста Геннадия Бочарова. Рекомендовал перечитывать Эрнеста Хемингуэя и Анатолия Аграновского, подчеркнув, что они актуальны и сегодня и могут служить лучшей школой для профессионального становления.

  Кипрас Мажейка говорил о том, что свобода слова ничего не значит без силы слова, и о том, что он сам, разменяв восьмой десяток лет, остаётся вечным студентом, потому что грамотен сегодня не тот, кто умеет читать и писать, а тот, кто умеет учиться и переучиваться. Подвигнуть именно к этому коллег и было одной из главных задач форума.

  Проходил он в Большом зале правительства Новосибирской области, что тоже можно считать добрым знаком: крупнейшая творческая организация России – Союз журналистов, насчитывающий по разным оценкам от 80 до 100 тысяч членов, работает совместно с региональными властями. Эту линию проводит руководство СЖ России, и власти на местах её поддерживают. Готовятся поправки в закон о СМИ, а может, это будет новый закон. Учреждается звание «Заслуженный журналист Российской Федерации», которое будет иметь статус государственной награды по соответствующему указу президента России. Усиливается правовая защита российских журналистов. Всё это – инициативы Союза журналистов РФ, и нам, казахстанцам, есть чему поучиться у россиян.

Фото Сергея ЯСЮКЕВИЧА

26 августа 2018

Комментарии (0)