Главная Общество КОЛЬЦОВСКОЕ ЧУДО - 2

КОЛЬЦОВСКОЕ ЧУДО - 2

КОЛЬЦОВСКОЕ ЧУДО - 2

 Продолжение. Начало читайте ЗДЕСЬ!

     Вы знаете, я приехал в Новосибирск в марте 1991 года. Работать. В качестве собственного корреспондента газеты «Комсомольская правда» по Новосибирской и Омской областям.  Так получилось, что журналистский поиск занёс меня как-то в ту самую пору на Госплемптицезавод «Новосибирский», которым руководил интересный мужик Иван Андреевич Гоцелюк. Мы с ним не на шутку, как-то сразу и по-деловому подружились, и часто потом встречались у него на предприятии. Сам Госплемптицезавод, ранее стоявший на землях местечка под названием Новоборск,  уже года два как был включён в территорию Кольцово и располагался на самой его дальней окраине. Соответственно, мне, нет-нет, да доводилось заворачивать в поселок… Вот, что скажу вам, ребята: Кольцово образца 1991 года и Кольцово нынешний – это два совершенно разных населённых пункта! Совершенно!

   Не то, чтобы в те годы здесь совсем свирепствовала разруха, но было ясно: денег посёлку не хватает. Ни на что! Или – их у него вовсе нет.

   Как там говорил Райкин в фильме «Люди и манекены»? «Эпоха, - говорит, - была жуткая, просто жутчайшая. Настроение было гнусное и атмосфера была мерзопакостная!»

   Фильм, как известно, был снят в середине 70-х. А как всё же впору эта цитата из Райкина подходит к ситуации начала 90-х! И применима она  к абсолютно любому городу России тех времен: и к Москве, и к Новосибирску, и  к Кольцово…

   «Но, тем не менее, рыба в Каме была!» - добавлял к сказанному великий советский артист. И парадоксальный этот контраргумент вызывал у зрителя гомерический хохот.

   А мы скажем по-другому: «Но, тем не менее, Николай Красников посёлком Кольцово уже руководил!»  И это обстоятельство по сей день вызывает у подавляющего большинства жителей наукограда чувство глубочайшей радости. Ну, а как же иначе? Ведь выбирают-то Николая Григорьевича кольцовцы на пост мэра уже более тридцати лет! В седьмой, кажется, раз…

   Ау!.. Где там русская редакция книги рекордов Гиннеса?

   Молчит редакция… Ну, и пусть молчит!

   …А мы с вами вернёмся к искусству наполнения городского бюджета.

   В первой части этих заметок читатель и автор остановились на мысли, что талант градоначальника состоит в первую очередь в том, чтобы привлечь в лоно своего муниципалитета как можно больше налогоёмких фирм-резидентов. А как их привлечь? О-о! Тому есть множество способов. И первейший из них – относиться к приходящим в сферу муниципального налогообложения конторкам, конторам и конторищам с нежностью.

   «Это как же? – спросите вы. – В темечко, что ли, их целовать?!»

  Такой способ тоже, в принципе, не возбраняется, но лучше всего делать так, чтобы потенциальный плательщик налогов, желающий прописаться на территории муниципального образования, никогда и ни при каких обстоятельствах о том не жалел и уже больше не мечтал перебазироваться на другую территорию. 

  Ну, с «Вектором» всё понятно! Он никуда и никогда отсюда не уйдёт. Собственно, сам посёлок и создавался в 1974 году, как место жительства сотрудников Всесоюзного научно-исследовательского института молекулярной биологии. Впоследствии – «Вектора». А вот остальные… «Остальных» на сегодняшний день – немало! И в кавычки они взяты мною совершенно намеренно. Потому что годовые обороты у иных из этих «остальных» измеряются миллиардами рублей. Из небольших кооперативов, появившихся здесь в 90-е, в которых работало человек двадцать-тридцать - максимум, - они превратились в этаких кольцовских экономических «тигров» с персоналом более чем в тысячу человек, известностью во многих уголках планеты и беспримерными доходами. Один «Вектор-Бест»  - ярчайший тому пример! И делает он не что-нибудь, а наборы реагентов для лабораторной диагностики. На уровне мировых категорий качества. Спрос – бешеный! А в пандемию и вовсе - сверх всяких ожиданий… Если взять и для наглядности пожонглировать  цифрами, то  выглядит так: до пандемии годовой оборот «Вектора-Бест» составлял 4,5 миллиарда рублей. В пандемию он вырос до 9 миллиардов. Сейчас составляет порядка 11 миллиардов наших, уже далеко не деревянных, а вполне себе приличных рублей!.. И таких организаций в Кольцово – много.

   Впечатляет? Нас, членов клуба «Зажги свечу!» впечатлило очень!

  Конечно, можно заявить, будто столь внушительные предприятия выросли на территории посёлка сами по себе, словно подорожник на обочине, и муниципалитет тут совсем не при чём. А можно – наоборот - взять и вспомнить, что на всех углах и совещаниях не кому-нибудь, а именно представителям региональной, муниципальной и прочей российской власти руководство страны постоянно внушает: всеми силами поддерживайте отечественного производителя!.. категорически приветствуйте приход на вашу землю инвестора!.. не кошмарьте бизнес!.. И т.д., и т.п. 

   Кстати сказать, выражение это – «кошмарить» бизнес – родилось с приходом в президентское кресло Д.А. Медведева в 2008 году. Если помните, конечно…

    С него он, собственно, и начал личную популяризацию в российском народе. Что же выходит: сильно «кошмарили» до 2008 года? Конечно, «кошмарили»! Ещё как!!.. А потом, получается, перестали?  Логично было бы предположить, что раз человек, облечённый должностью Президента России, выступил против этого негодяйства, то – перестали! Но вот ведь, что удивительно: как только началась специальная военная операция, мы с вами практически первым делом услышали что?  Да всё то же: хватит, мол, третировать бизнес проверками, штрафами, придирками и прочими разнокалиберными мытарствами.  А ведь с момента инициативы Медведева прошло целых четырнадцать лет!

   К чему это я? А к тому, что в нашей стране любой представитель власти может устроить при желании любому бизнесу проблем столько, что втроём не унести. Даже при миллиардных оборотах!.. И тот факт, что бизнес в Кольцово живет и процветает – безусловная заслуга главы администрации посёлка!

   В подтверждение этих слов вернемся ненадолго в начало 90-х. Помню, в ту пору я написал в «Комсомольской правде» зубодробильный очерк о том, как на глазах разваливается отечественная наука. На примере Академгородка. Председатель СО РАН академик Валентин Афанасьевич Коптюг рассказывал мне вещи, от которых трудно было не впасть в депрессию… Но Коптюг бился! На всех уровнях он, и такие же, как он, беззаветные – без натяжек и пафоса - патриоты страны и науки, боролись за то, чтобы российская академическая школа фундаментальных исследований выстояла и пережила лихолетье. Сейчас уже можно сказать определенно: она выстояла! И пережила!

   Но за пределами Кольцово мало кто знает, что такие же титанические усилия в битве за спасение научного дела в Отечестве потратили еще два человека из Новосибирской области: академик РАН Лев Степанович Сандахчиев – основатель, генеральный директор «Вектора», -  и глава рабочего посёлка Кольцово Николай Григорьевич Красников…

   Положение Кольцово в то время было еще плачевнее, чем у Академгородка, который худо-бедно, но все-таки входил в муниципалитет  Новосибирска и мог как-то рассчитывать на скудную общегородскую копилку. Кольцово же, будучи отдельным муниципальным образованием, никуда не входил, был автономной административной единицей и, чего уж греха таить, тихо загибался… Красочный пример:  в конце 90-х годовой бюджет посёлка составлял всего 12 миллионов рублей. А долги всё того же бюджета перед энергетиками и коммунальщиками измерялись суммой в 22 миллиона!  

   …Им некуда было деваться – Сандахчиеву и Красникову! А с ними вместе – и всему посёлку. Чтобы спасти положение, выход виделся лишь один: добиваться на федеральном уровне особого статуса для научных моногородов. Но от одного «какого-то там Кольцово» в Москве проталкивать любые идеи было немыслимо. И потому создали ассоциацию, объединившую многие научные моногорода всей России. Это уже – немалая по тем временам сила! Танк! Стенобитное орудие!..

   Имея за плечами такую поддержку, закоренелые кольцовцы Сандахчиев и Красников и ринулись в битву с нарождающимся новым российским чиновничеством. Жадным до всего: до власти, до славы, до денег… Но – не до процветания страны.

   Дневали и ночевали в хасбулатовском Верховном Совете, убеждая: нужен закон об особом статусе научных городов, предусматривающий новую форму государственной поддержки.  Доказывали: не примем такой закон - и в одночасье просядет вся наука в стране: будь то микробиология, ядерная физика, или медицина человека… Утечёт мозговой потенциал за границу!  Потом лепших друзей - западных партнёров  догонять будем десятилетиями … А то – и веками! 

   Чтобы не терять впоследствии столетия, на достижение цели не жалко было никакого времени. Даже каких-нибудь двух пятилеток… И ведь добились они! Добились, несмотря ни на что!  В апреле 1999 года вышел Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации».  Кольцово стал наукоградом четвертым по счету в стране  после Обнинска, Королёва и Дубны. Четвертым – из тринадцати. Это была победа! Это было спасение. Хотя на момент выхода этого судьбоносного документа, напомню: доходная часть бюджета Кольцово составляла всего 12 миллионов в год. При долгах только за коммуналку, электричество и тепло – вдвое больших…

   Но исходный рубеж, стартовые колодки, как говорят спринтеры, были установлены именно в тот период. Закон о наукоградах открывал невиданные доселе возможности… И заядлый бегун Красников, а вместе с ним и ставший четвертым наукоградом в стране рабочий посёлок Кольцово, энергично рванули вперед!

   Через восемь лет доходная часть бюджета у них выросла в 24 раза. С этим багажом уже можно было решать иные проблемы муниципального хозяйства… А на момент, когда Клуб «Зажги свечу!» приехал в Кольцово, бюджет посёлка вырос уже в 100 (!) раз по отношению к 1999 году! Сегодня он составляет один миллиард двести миллионов рублей.   

   Так кто там говорит, будто успешные предприятия растут сами по себе, словно подорожник  у обочины?  Неправда! Даже простой подорожник нуждается в дожде.

   Сейчас созданная в 90-х ассоциация моногородов выросла в Союз развития наукоградов России. И наш Николай Григорьевич Красников является в этом союзе вице-президентом!

***

   …Мы едем в автобусе по Кольцово. Мэр показывает нам достопримечательности.  Попутно объясняет:

  - На момент выхода закона о статусе наукоградов федеральный центр нам обещал возврат ста процентов налогов, которые производит территория. Но, как это всегда бывает, на деле вышло всё иначе: возвращают всего 0,3 процента!  Но мы не в обиде!.. Мы культивируем следующую практику: «Дайте нам статус и один рубль! А всё остальное  заработаем сами!»

  В свою очередь с правительством Новосибирской области муниципалитет Кольцово тоже заключил в свое время соглашение, по которому областной бюджет обязался возвращать поселку не менее 50 процентов от суммы всех перечисляемых в областную казну наукоградом  налогов. На осуществление тех или иных программ… И это работало! Правда, до той поры, пока сумма собираемых в Кольцово среств была небольшой. А стоило ей вырасти, сумме этой хорошей, региональные руководители стали испытывать острую жалость… Но не к посёлку, а к областному кошельку: уж очень большим стал казаться им объем возвращаемых муниципалитету средств. Проще говоря, жалко стало возвращать столь небольшому населенному пункту столь крупные суммы!  В народе в таких случаях обычно вспоминают некую жабу, которая кого-то там задавила…

   Но и тут руководство посёлка вовсе не приуныло. Статус наукограда всё-таки давал определённые преимущества в аргументации перед федеральным центром. Обратились к московским товарищам. Те – отнеслись со вниманием. Стали активно помогать с участием в федеральных программах, позволяющих развиваться, минуя областной бюджет. Результаты, как видите, сказаться не замедлили…

***

   Ну, и, заканчивая тему о налогах! Уже в конце нашей поездки по Кольцово мэр Красников рассказал нам очень забавную историю…

   Оказывается, по какой-то там статистике выходит, что рабочий посёлок и наукоград Кольцово – самый пьющий город в Российской Федерации! Уточняю: самый пьющий именно спиртные напитки, а не газировку или там воду из кулеров. И примечательным является факт, что ни сами жители посёлка, ни его мэр о том до поры до времени вовсе не подозревали!

   А узнал Николай Красников сию весёлую статистику в Турине, где участвовал в международных соревнованиях по бегу среди ветеранов. (Кстати, он является вице-чемпионом мира в этой дисциплине!)  Его там разыскали итальянские журналисты, да в лоб спросили:

  - Господин мэр, как вы можете прокомментировать тот факт, что Кольцово – лидер по употреблению спиртных напитков на душу населения в России?

  - То есть?! – удивился Красников, тут же подумав о том, что на территории посёлка работает крупный Сибирский ликеро-водочный завод. – Вы, возможно, имеете в виду – по производству горячительного на душу населения?

  - No! – настаивали итальянцы. – Consumo pro capite!...

   Что означало именно «Потребление на душу населения!»

   Как нужно было отвечать в такой ситуации? Да еще главе администрации посёлка, в котором работаешь с незапамятных времен и который знаешь, как свои пять пальцев! Будучи уверенным, что это итальянское утверждение – блеф, фейк и провокация, он задвинул итальянцам:

  - Ну, если мой город считается в России самым пьющим, то наша страна идёт по верному пути, и всё у нас хорошо! 

   Позже, сидя в кресле самолета, плывущего над облаками на Родину, он всё пытался понять: если то, что утверждают наследники Римской империи, имеет под собой основания, то каким же, интересно, способом осуществляется  подсчёт тех самых декалитров на каждого жителя Кольцово?  Не делят же они тупо всю, произведенную Сибирским ликёро-водочным заводом продукцию, на количество кольцовских жителей, включая детей?  Это уже было бы за гранью идиотизма!..

   …А пока мэр в нашем рассказе ломает голову над этой итальянской задачкой, я вам поведаю, как еще на территорию наукограда, бывает, приходят деньги… На примере всё того же Сибирского ликёро-водочного!

   Ребята, собравшиеся его строить в нашей области, поначалу просили выделить им пять гектаров под возведение предприятия у администрации Новосибирского района. Но районные руководители упёрлись: свободных гектаров нет!

   Лукавили, конечно! Гектары у них были. В количестве аж тринадцати тысяч… Но  пожадничали, будучи убежденными в том, что свободная земля под Новосибирском – ресурс в перспективе куда более надежный и прибыльный, нежели кем-то занятая…

  Потратив бесплодные усилия на охаживание районного руководства, потенциальные производители водки «Талка» в отчаянии приехали в мэрию Кольцово. Математик Красников тут же сообразил, что посёлку крупно повезло: налоги - и немаленькие - сами приехали и просятся влиться в муниципальный бюджет!.. И дело завертелось. Полных пяти гектаров под его началом не было. Была лишь небольшая поляна… Но зато их можно было поискать в Барышевском сельсовете, почти безнадёжно задолжавшем  к тому моменту посёлку Кольцово за электроэнергию! Поискали. Нашли. Решили оформить взаимозачёт: мы вам прощаем долг, а вы нам отрезаете клок вашей - всё едино – пустой земли!

   Через руководство «Вектора» подключили к ускорению решения вопроса Геннадия Григорьевича Онищенко, руководившего тогда Роспотребнадзором. Онищенко помог. Землю и техусловия оформили. Завод построили.

   Сейчас, когда речь с гостями заходит о Сибирском ликёро-водочном, Николай Красников порой шутит:

  - Это предприятие платит 42 миллиона налогов!

  Люди, мало понимающие в налогообложении, обычно цокают языком и кивают: «Колоссально!» 

  Более  продвинутые усмехаются: «Маловато. Бывают налогоплательщики и пожирнее!»

  И тогда Красников как бы невзначай бесстрастно добавляет:

  - 42 миллиона рублей… в  день.

  Это производит неотразимое впечатление! Эффект настолько велик, что некоторые даже включают на смартфонах калькулятор, пытаясь подсчитать, сколько же это выходит в один календарный год… Сообщение о том, что ко всему прочему завод обеспечивает занятость на 320 рабочих мест, уже пропускают мимо ушей.

   Понятное дело, практически все эти деньги уходят в областной и федеральный бюджеты. Понятное дело, что посёлку от пресловутых ежедневных 42 миллионов остаются лишь крохи… Но, как известно, крошка к крошке – уже ком! Да и, кроме того, сам факт, что со столь маленькой территории в бюджет региона платятся настолько солидные налоги, очень выгодно отличает посёлок от прочих муниципалитетов в глазах областных властей…

***

   …Но вернемся к тому, как могло получиться, что Кольцово, где спиртного фактически потребляют намного меньше, нежели в других населённых пунктах Новосибирской области, вдруг превратился в российскую столицу виночерпия и Бахуса!  

   Виноватым в этой славе оказалось другое ноу-хау мэра Красникова. О котором, общаясь с импортными журналистами в Турине, он начисто забыл.

   …Однажды в мэрию пришли представители сети супермаркетов «Холидэй», предложившие из слабенького, загибающегося муниципального магазина сделать привлекательную и прибыльную торговую точку. Николай Григорьевич с радостью согласился. Сказано – сделано!  Супермаркет «Холидэй» на радость  кольцовцам заработал, став одним из самых модных магазинов наукограда.  

    Через какое-то время представители торговой сети в разговоре с Красниковым обмолвились, что очень бы им хотелось устроить аналогичную торговую точку в Краснообске – таком же, в принципе, моногородке, где живут учёные, занимающиеся сельскохозяйственными науками. Но, вот беда, президент Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук академик Пётр Лазаревич Гончаров – категорически возражает! А великолепный торговый центр в Краснообске, между тем, стоит полупустой…

   - Что ж! – пообещал мэр Кольцово Красников. – Мы с Петром Лазаревичем земляки. Общий язык найдём. Я поговорю с ним!

   Поговорил. В Краснообске вскоре заработал очередной супермаркет. Но этим дело не кончилось – через пару месяцев «холидэевцы» вновь пришли к Н.Г. Красникову. С проблемой. В одном из районов области глава тоже воспринимает попытку их проникновения на потребительский рынок в штыки…

   - Послушайте! – взмолился  мэр Кольцово. – У меня своих поселковых дел по горло! Некогда мне бегать по районам, честное слово! Вот если бы вы были кольцовской фирмой – другое дело!..

  - Так в чём же вопросик!!! – возликовали ритейлеры. – Нам без разницы! Давайте,  зарегистрируемся в Кольцово!

   Это был уже совсем другой коленкор! Зарегистрировавшись в наукограде, «Холидэй» обрёл в лице поселкового главы безусловного сторонника, заинтересованного в развитии компании.

   В скором времени по всей Новосибирской области у фирмы работало уже сорок три магазина. Все, естественно, торговали в том числе и спиртным. А отчитывались за проданные бутылки и ящики – как сугубо поселковая компания. Так вот и вышло: проданную многочисленными «Холидэями» водку пила вся Новосибирская область, а по статистике выходило, что самыми ярыми потребителями горячительного в Российской Федерации оказались  жители Кольцово! Включая младенцев…

   Ничего они там, в своих Туринах, не понимают ни в русской душе, ни в статистике, ни даже в русской водке!   

 

Андрей ЧЕЛНОКОВ,

вице-президент,

директор Гуманитарно-просветительского клуба

«Зажги свечу!»

Продолжение следует…

14 июня 2022

Комментарии (0)