Интервью
архив новостей
Мы чужие в собственной стране…
Он пришел в редакцию с огромной пачкой бумаг в пластиковом пакете. Пришел по рекомендации – один из членов Союза журналистов, зная, что я занимаюсь журналистскими расследованиями, позвонил мне и рассказал о мужике, восемь лет безрезультатно пытающемся добиться справедливости… И те десять килограммов документов, которые искатель правды Сергей Орлов положил мне на письменный стол, ярчайшим образом свидетельствовали: действительно, - пытается; действительно – не один год; и, видимо, и в самом деле – безрезультатно…
А история Сергея Алексеевича Орлова проста до невозможности. И вместе с тем – сложна настолько, что, кажется, будто разобраться в ней сможет только Страсбургский суд. Да и тот скорее всего зубы сломает… Но – обо всем по порядку!
В семидесятые годы Орлов с женой уехали из Новосибирска на север – подзаработать. Суровая, не дающая человеку никаких поблажек природа, да бесхитростность и надежность живущих в этих условиях людей понравились Орловым – решили они связать свою судьбу с краем снегов и вечной мерзлоты. Так бы все и было, если бы не беда – у жены Сергея Алексеевича через тридцать лет пребывания в северных условиях обнаружилось заболевание, с которым жить выше 60-й широты земного шарика было смерти подобно. Здоровье – штука, с которой не пошутишь. На семейном совете принялись решать, куда переселяться. Долго не думали: из Новосибирской области уезжали, в Новосибирскую же и будем возвращаться! Продали всё: роскошную квартиру, гараж, машину… В поселке Колывань присмотрели сносное жилье – трехкомнатную квартиру в двухквартирном доме с участком земли в 605 квадратных метров. Документы и на жилое помещение, и на землю у продавцов были в полном порядке – свидетельства о регистрации права собственности и на землю, и на квартиру, выданные Учреждением юстиции Новосибирской области.
Прежде чем принимать решение, решил Сергей Алексеевич все же подстраховаться и прошелся по соседям с одним-единственным вопросом: нет ли особых проблем с квартирой и землей, которые он покупает. Нет, сказали соседи, покупай, парень, смело.
Это исключило всякие сомнения. Правда, как показалось Орлову, дороговато просили хозяева, но он, привыкший на севере все решать по одному слову, махнул рукой – и согласился на покупку. Особенно ему понравились надворные постройки: крепкий и просторный сарай, баня, два гаража, основательно сколоченный, пардон, туалет… Да и не привык он, не умел торговаться – не тот характер. «Людям надо доверять!» - это был его основной принцип. «Коли хозяева так высоко оценивают свое жилье и землю, значит, они того стоят!» - решил Орлов, да и ударил по рукам с продавцами. На основании Договора купли-продажи земли и жилья получил он в учреждении юстиции два свидетельства о государственной регистрации права собственности: одно – на квартиру, второе – на участок в шесть с небольшим соток по адресу: Новосибирская область, рабочий поселок Колывань, ул. Соловьева, д. 115, кв. 2. Было это в мае 2004-го.
…А уже в июне сосед Орлова – Сергей Иванович Бочаров подал в суд иск о признании незаконным землеустроительного дела на участок, только что купленный Орловым. Ошарашенный Сергей Алексеевич пошел по соседям: «Я же вас спрашивал, нет ли проблем с этим участком? Отчего же вы мне правды-то не сказали?» - «Какой правды?! – отвечали соседи. – Почем мы знали, что Бочаров только и ждет, когда кто-нибудь все это купит!» Получалось, что и в самом деле – словно ждал Бочаров нового владельца. Почему ждал?.. Отчего не судился с прежними хозяевами?.. Эти вопросы оставались без ответа. И занялся Орлов Сергей Алексеевич несвойственным ему делом – частным расследованием…
В результате проведенных изысканий ему удалось установить, что участки под застройку по ул. Соловьева (бывшей Крестьянской) были выделены в 1970 году. Большие участки – по 13, 35 сотки каждый. Дома строились и по мере готовности сдавались в эксплуатацию: так, дом 115-й был выстроен в 1974 году, о чем наглядно свидетельствует выложенная из кирпича на фасаде здания дата, да и в техпаспорте здания год стоит все тот же – 1974-й…
Надо сказать, что дом № 115 по улице Соловьева – угловой. Стоит он там, где ул. Соловьева пересекается с улицей Кузнецова. Вот там-то – за углом – по улице Кузнецова в 1982 году тов. Бочарову С.И. решением исполкома Колыванского райсовета был выделен клочок земли под строительство дома площадью 204 квадратных метра. Заметьте – через 12 лет после нарезки участков на бывшей Крестьянской улице, ныне носящей название Соловьева.
На момент, когда я пишу эти строки, у Сергея Ивановича Бочарова в собственности уже более 1000 квадратных метров приусадебной территории, а у Сергея Алексеевича Орлова – около 300. Причем – анекдот! – у г-на Бочарова в собственности теперь земля, на которой стоят: баня, сарай, два гаража и… туалет г-на Орлова!.. Причем всё это – не какой-нибудь новодел, а те самые постройки, которые так понравились Сергею Алексеевичу при покупке квартиры и участка в 2004 году… Объекты жизнедеятельности… И – еще один анекдот – эти объекты жизнедеятельности зарегистрированы в техпаспорте домовладения с 1974 года. То есть, зарегистрированы-то они, конечно, чин по чину в техпаспорте Орлова. А вот стоят уже на земле Бочарова!
Мало того – Сергей Орлов теперь не может оформить в собственность даже те жалкие ошмётки территории, что ему оставил суд, поскольку по существующему законодательству право собственности можно оформить лишь на землю не менее 400 квадратных метров! Вы спросите, как такое может быть?.. А вот может! Слыхали поговорку: хороший адвокат - не тот, кто знает законы, а тот, кто знает судью? Вот-вот! Как говорил Козьма Прутков: «Зри в корень!»
Нет, на самом деле тогда, в июне 2004 года, когда С.И. Бочаров подал иск в федеральный суд Колыванского района о признании землеустроительного дела С.А. Орлова незаконным, никакого грома с небес не было: судья Наталья Ивановна Королёва, к которой в производство попало дело, рассматривала его беспристрастно и с долей иронии не меньшей, чем у нас с вами, дорогой читатель. Не особо переживал и Сергей Алексеевич Орлов – знающие юристы сказали ему, что коли есть у него на руках свидетельство о праве собственности на землю – никто и никогда оспорить это свидетельство не сможет… Ах, как ошибаются иной раз даже самые знающие из юристов!.. Законы-то они знают. А вот судей российских – зачастую нет! Не делают они также поправки на то, что дело происходит не где-нибудь в Нидерландах, а в специфической стране России, где испокон веку в чести было правило «закон – что дышло…»
В 2006 году случилось так, что председатель федерального суда Колыванского района Королёва скоропостижно скончалась. Сергей Иванович Бочаров подал иск в мировой суд. И мировой судья Оккель О.Г. практически огульно приняла решение в пользу Бочарова, «прирезав» к его участку небольшую полоску земли в 100 кв. метров, которую считал своей по праву С.А. Орлов. Сергей Алексеевич, конечно же, с таким решением согласиться не мог и подал апелляцию в федеральный суд Колыванского района. Дело попало на рассмотрение к судье Т.П. Степановой. Каково же было удивление Орловых, когда судья Степанова вынесла «соломоново» решение, с одной стороны отменяющее решение мирового судьи, но с другой… прирезающее к участку С.И. Бочарова еще около 300 квадратных метров вместе со строениями, принадлежащими Орлову, и построенными во времена, когда г-на Бочарова на этой земле и в помине не было!
Попутно заметим, что в природе существует документ, именуемый «Первоначальный план земельного участка по адресу: п. Колывань, ул. Соловьева, д. 115» от 13 июня 1975 г. Согласно ему на каждую из двух квартир дома № 115 по ул. Соловьева выделялось по 1335 кв. метров. Заметим, что на квартиру № 1 дома № 115 так поныне и приходится земельный участок в 1335 кв. метров. А вот на квартиру № 2 – орловскую - не более 300 кв. м! Вопрос: куда подевались более 1000 квадратов, первоначально закрепленных за 2-й квартирой? Ответ: самым чудесным образом они оказались во владении семьи Бочаровых, которым в 1982 году было выделено всего-то 204 квадрата. Но в 1993 году у Сергея Ивановича Бочарова как по мановению волшебной палочки появилось в руках свидетельство о его праве собственности на 500 кв. метров указанного участка. Через 16 лет количество земли у Бочаровых, как мы с вами уже знаем, удвоилось… Хотя, впрочем, почему удвоилось?! Что-то с математикой у меня плоховато… Если изначальные 204 квадрата превратились в более чем в 1000, то владения Бочарова, получается, не удвоились, а упятерились!!! Можно лишь поучиться такой потрясающей эквилибристике! Получается, что Сергей Иванович с самого момента своего воцарения на выделенных ему 204 метрах систематически осуществлял захват земли, закрепленной за квартирой № 2 115-го дома по улице Соловьева. Потом – неким, одному ему известным способом, узаконивал эту свою экспансию… Пока бывшие хозяева 2-й квартиры не спохватились: «А мы-то чего сидим, сложа руки?!» Хорошо еще, что успели получить свидетельство о праве собственности на 605 кв. метров вместо 1335!
Мы с вами, уважаемый читатель, не можем не приветствовать рост благосостояния граждан Российской Федерации, независимо от того, в чем это благосостояние выражается: количестве перстней на пальцах или же числе квадратных метров приусадебной территории… То, что у кого-то за полтора десятка лет усадьба выросла впятеро – факт, безусловно, положительный. Вопрос только в том, за чей счет это благосостояние растет. За счет Орлова Сергея Алексеевича, скажете вы и будете абсолютно правы. Пострадавшим во всей этой истории, как ни крути, но является гражданин С.А. Орлов, который как добросовестный приобретатель купил 605 квадратных метров земли на основании документов, выданных учреждением юстиции Российской Федерации. Скажем прямо, Орлов платил деньги не только за жилые помещения, но также и за приусадебную территорию, также и за надворные постройки. И если у С.И. Бочарова земельные владения упятерились, то у С.А. Орлова они, наоборот, - вдвое уменьшились помимо его воли. Следовательно, в отношении С.А. Орлова совершены действия, именуемые не иначе как мошенничество! Ну, а как же иначе! Иной городской читатель досадливо поморщится и скажет: нашли из-за чего сыр-бор мутить, из-за клочка земли! Чтобы городскому жителю было понятнее огромное огорчение Сергея Орлова, сделаем некое допущение… К примеру, покупаете вы квартиру. Платите за нее приличные деньги, получаете свидетельство о праве собственности… Жить бы вам да радоваться! Как вдруг сосед по лестничной площадке вдруг подает в суд и отсуживает у вас кухню, ванную, кладовку, туалет и коридор… Что вы на это скажете? А скажете вы на это, любезный мой читатель, не что иное как «Караул! Грабят!» И будете правы. Потому что деньги вы отдавали за одно. А получили другое. И кто бы вам ни говорил, что отсутствие в вашей квартире вашего же туалета – из сферы гражданско-правовых отношений, вы всё одно – будете чувствовать себя жестоко обманутым.
То же самое испытывал и Сергей Алексеевич Орлов, когда понял, что не только лишился земли, но еще и права владеть тем, что у него осталось – ведь, как вы помните, осталось у него около трех соток, когда как по закону право собственности регистрируется не меньше чем на четыре.
Так бы и остался у разбитого корыта Сергей Алексеевич, если бы не один маленький факт, давший ему надежду на справедливость. Оказалось, что Сергей Иванович Бочаров в судебные заседания предъявлял в качестве доказательства своей правоты акт выбора земельного участка за № 20 от 28 мая 1982 года. На основании этого документа и выносились все последующие судебные решения об отчуждении у Орлова земли. В один прекрасный день Орлов решил запросить отдел архивной службы Колыванского района на предмет выдачи ему пресловутого акта № 20. Вы не представляете себе, что он там увидел! А увидел наш Сергей Алексеевич, что в подлинном, хранящемся в архиве акте № 20 фигурируют другие – гораздо меньшие по метражу линейные размеры отвода земли С.И. Бочарову. В подлинном акте, получается, Бочарову отводилась площадь, намного меньшая. Иными словами все судебные решения, которые выносились до этого в пользу семьи Бочаровых, основывались на сфабрикованной фальшивке!
Казалось бы – отличный повод для пересмотра решений в суде по вновь открывшимся обстоятельствам! Казалось бы – чем не повод для возбуждения уголовного дела по факту мошенничества! Оказалось – не повод! Суд, куда обратился Орлов, обстоятельство подделки акта № 20 не счел весомым аргументом. А следователи Колыванского отдела внутренних дел не сочли тот же факт поводом для возбуждения уголовного дела. Куда только не писал Орлов – все безрезультатно! Более тысячи судебных заседаний, около сорока отказов в возбуждении уголовного дела, восемь лет мытарств по присутственным местам для того, чтобы доказать очевидное: я честно купил шесть соток земли, а у меня их бесчестно отобрали! Безрезультатно! Одно лишь утешает: всякий раз, когда следователь полиции выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту мошенничества в отношении Орлова Сергея Алексеевича, прокуратура Колыванского района это постановление отменяет… Дело возвращается в следственный отдел полиции, где следователи вновь выносят постановление об очередном отказе возбудить уголовное дело. Замкнутый круг…
Вы когда-нибудь задумывались о том, из каких молекул и атомов складывается тело субстанции, которую сейчас принято именовать социальной напряжённостью? Я вам скажу: из молекул, рожденных отчаянием и безысходностью. Из атомов, разлетающихся в разные стороны, когда человек бьется головой о стену и, уверенный в своей правоте, не может ее пробить…
Отчего Орлову всякий раз отказывают в возбуждении уголовного дела по его заявлению в Колыванской полиции? Не от того ли, что Сергей Бочаров – в прошлом сотрудник МВД, а его жена не так давно была депутатом районного Совета?
Отчего человек, заплативший за недвижимость немалые деньги, вдруг этой недвижимости лишается и ни одно государственное учреждение не то что не берется ему помочь, а попросту плюет на его усилия, направленные на поиск справедливости. Не верите? Я могу дать вам полистать те килограммы документов, которые мне принес Сергей Алексеевич. Все ответы из высоких инстанций написаны словно под копирку. В некоторых – Сергея Алексеевича Орлова даже величают… Валерием Валентиновичем! Чем не показатель душевного отношения к человеку!
А может, все дело в том, что Орлов – не колыванский? Может, действует местечковый принцип «чужих нам здесь не нада»? Тогда все становится на свои места. Чего его жалеть – раз он «не нашенский»?! Восемь лет выморачивали у него землю, еще восемь лет повыморачиваем – глядишь: сам из Колывани сбежит! Вот только бежать семье Орловых некуда. Да и не на что! Восемь лет беспрестанной борьбы привели семью Сергея Орлова на грань нищенского существования. Он лишился всех своих сбережений, да плюс – львиную долю заработка все это время тратил на помощь юристов. Положа руку на сердце, признался он мне, что если собрать все средства, ухлопанные на тяжбу с Бочаровыми, давно уже смог бы купить себе элитный коттедж в хорошем сосновом бору. Но сделай он так изначально, отступи – не простил бы себе никогда. Потому что правда, закон – на его стороне. А ради правды, считает Орлов, ничего не жалко.
Один мой знакомый с юности – в прошлом парень славный и честный – выбился в люди: в одной из уральских областей стал крупным чиновником регионального масштаба. Мы как-то повидались с ним. Спрашиваю: как, мол, чувствуешь себя в новом качестве? Отлично, отвечает, - зарплата высокая, госслужба, льготы, привилегии, возможности, о которых раньше не мечтал… Ну, а недостатки-то в новой работе есть? - интересуюсь я, искренне полагая, что посетует он: мол, основной недостаток нынешнего его положения в том, что надо иметь гуттаперчевый позвоночник и держать нос по ветру. К немалому моему удивлению, он этого не сказал. А сказал, знаете, что?!.. Дословно:
- Недостаток один – народ постоянно ко мне идет со своими проблемами! Практически дверь не закрывается!..
Вот!!! Как им было бы хорошо, если бы в стране еще и народа с его проблемами не было!!!
Так откуда, вы говорите, складывается тело субстанции, именуемой социальной напряженностью?..
Журналистское расследование по делу Орлова С.А. продолжается…
Андрей ЧЕЛНОКОВ
Комментарий юридического отдела «Момента истины»:
В статье «Мы чужие в собственной стране» видно, что речь идет о мошенничестве со стороны Бочарова (ст. 159 УК РФ) и вынесении судьей Степановой неправосудного решения (ст.305 УК РФ).
В отношении Бочарова процессуальное решение о возбуждении уголовного дела должен принять следователь Колыванского СО Отдела МВД России по Колыванскому району.
В части расследования обстоятельств совершения преступления судьей, дело должно быть направлено Председателю Следственного комитета Российской Федерации для принятия процессуального решения, так как согласно статье 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей принятие решений о возбуждении уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи (за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации) принимается Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Бывший МВДшник - поддельщик документов. Пристрастный суд. Рассея-матушка!
Почему оплаченные Орловым юристы даже с кадастровой фальшивкой в руках не инициировали уголовного дела в отношении мошенника Бочарова?
По-человечески жаль Сергея Алексеевича...
Видимо, на этом месте деньги у него кончились...
Не хочу рассказывать свою историю в деталях, тоже являюсь счастливым обладателем "недвижимости на бумажке" + ипотеки на шее. На юристов просто денег нет.
Одно могу сказать, что когда-нибудь терпение наше кончится и вся эта воровская власть, сидящая на нашей шее, дождется очень неюридических мер воздействия. Ой, дождется...
Степанова творит беззаконие,я сам столкнулся с этим,пришлось подать жалобу в областной суд,жду решения.В колывани есть адвокат Семенова,она при встрече прямо заявила я как хочу так и поделю ваш участок.Мировой судья вынес решение в мою пользу а Степанова на пару с Семеновой все перевернули и на показаниях одного свидетеля вынесли решение не в мою пользу.Хотя председатели и несколько свидетелей ,да и план участков председателя говорило об инном.Но у Степановой свой закон и свое видение этого дела.
Хочется конечно посочувствовать Орлову, но судья Степанова выносила решение на основании имеющегося в деле заключения экспертизы, не сама она на основании ее "такого" желания разделила участок, была так поделена земля на основании экспертизы. А эти бедные г-да Орлов, Бочаров уже столько грязи вылили на Колыванский суд, ее судей, аппарат суда и персонал. Могли уже два мужика с 2004 года как -то между собой договориться и поделить миром спорную землю, а не ждать когда их отхожее место судья будет делить.
Почему никто не говорит о том, что все судебные постановления, принятые за эти годы, были обжалованы в Новосибирский областной суд, который оставил их в силе. Речь ведут только о районном суде и мировых судьях.
Под именем Гость я так предполагаю скрывается некто адвокат Семенова.Естественно она будет защищать интересы Степановой. Жаль что в нашей стране правоохранительные органы полностью коррумпированы и защищают интересы своих знакомых,родственников и т.д.
Не зря говориться. что каждому воздасться по заслугам!!!!! вот и Орлову воздалось. в ответ за его подлости!!!