Главная Общество Никита Соколов: «История – не климат! Ее люди делают!»

Никита Соколов: «История – не климат! Ее люди делают!»

   Один из наиболее интересных современных российских историков, специалист по вопросам формирования общественного сознания Никита Соколов читающей публике известен как один из авторов популярной книги «Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов». Он также опубликовал воспоминания известного государственного деятеля царской России, генерала Владимира Гурко и «Учебник русской истории» Сергея Платонова. На одной из публичных встреч Никита Соколов размышлял о связи истории и политики:

  - Является ли наступление на грабли генным кодом русского народа? Нет, не является! Я решительно против Ричарда Пайпса, когда он выстраивает такую прямую колею ( по-разному ее называют: национальная матрица – национальная колея – Х-матрица; много есть всяких имен ). Средствами науки не просматривается ничего такого, что бы могло считаться колеей, матрицей или чем угодно; не существует никакого гена, никакого носителя, который бы заставлял следующее поколение думать и действовать точно так же, как и предыдущее! Иллюзия, что российские власти ведут себя всегда одинаково, возникает от того, что историки обращают внимание на кризисные периоды – когда эта власть доводит до кризиса. А те промежуточные этапы, когда власть ведет себя иначе – они из рассмотрения выпадают...

  Объективные исследования и популярные работы о Гражданской войне могут появиться, когда в российском обществе закончится гражданская война. По моим представлениям гражданская война в российском обществе не завершена. Потому что не может гражданская война закончиться победой одной из сторон. Враждующие стороны должны как-то договориться о о дальнейшей совместной жизни. Это всегда какой-то договор, какой-то пакт… Оформляется ли он как решение Земского Собора или Учредительного собрания – это все предмет переговоров. В России такого договора нет: ни формального, ни неформального…

  Наше общество не договорилось о фундаментальных принципах, о важнейших рамках своего совместного жития Мы до сих пор не знаем, кто такой Сталин: святой или преступник? Мы никак не можем это для себя решить. Как только мы это для себя решим каким-то образом, договоримся -- тогда и появятся объективные исследования о Гражданской войне.

  Не история, как предмет научных занятий, а История как скрепа национальная, существует в виде некоего синкретического образа довольно туманной конструкции. Она не зависит от территории и от людей. К какой общности вы себя причисляете, такую Историю вы и будете исповедовать.

  Чем скреплялась жизнь в российской империи? Идеей подданства императору. Это трудно сейчас вообразить, но не существовало идеи национального патриотизма. Человек, что в Финляндии, что в Сибири, чувствовал себя подданным Белого царя -- и это всех объединяло! К середине XIX века эта скрепа начала расползаться ввиду крушения иллюзий в отношении монархического принципа. Общество усложнилось, темп жизни и сложность задач на порядок увеличились, а властная вертикаль перестает с этим справляться. Это очевидно везде: что в Австрии, что в России, что в Турции… И власть боится создавать конституцию и представительные органы. Когда-нибудь потом…

  Но тогда нужны какие-то другие скрепы! А давайте постараемся скрепить идеей наионально-культурного типа. Казалось это очень соблазнительным: выдумаем нацию с определенными свойствами и дальше не надо никакого парламента. Не вышло. Не получилось…

  Сегодня типологически ситуация сходная: понятно, что командный режим совершенно неэффективен – у этой системы нет внутреннего инструмента для дальнейшего реагирования на внешние раздражители; они не совершенствуются. А это всегда проигрыш!

  Сейчас по всей видимости многие люди, находящиеся при власти и околовластные аналитики, понимают, что эта скрепа кончилась и ее уже не будет в том виде, как она была в советское время. Нужна какая-то другая! Такой скрепой может быть или конституция или реальный парламент – который будет местом для дискуссий, в котором будут действительно договариваться о том, как жить. Или опять наступит соблазн придумать особый культурно-исторический тип – сейчас стараются его второй раз придумать… Боюсь, что добром это опять не кончится…

  История – не климат! Ее люди делают! Нет никакого исторического климата – есть люди, которые принимают решения. Какие будут приниматься решения – таким и будет наше будущее. Единственное, чем может обнадежить историк: действительно, всякий народ имеет правительство, какое заслуживает. И хочет… А если не хочет, то всегда имеет возможность его поменять. В русской истории такое голосование совершалось ногами! Кому не нравилась заводимая вертикаль – те уходили на окраины, куда эта вертикаль не дотягивалась. А если дотягивалась – они уходили дальше. Но по этим правилам они жить отказывались и вырастили другую породу людей – сибиряки, казаки отчасти…

Записал Владимир КУЗМЕНКИН

НОВОСИБИРСК

29 октября 2012

Комментарии (0)