Интервью
архив новостей
Радеть о благе земляков
Казачья службы глазами казачества: проблемы и перспективы
Современное казачество - это идеологическое объединение людей, связанных в той или иной степени с историей казачества. Назвавшись казаком, мы берем на себя ряд обязательств перед государством, казачьим войском, в котором мы служим, братьями-казаками, да и просто перед самим собой.
В служении Отечеству предназначение казаков
Уже на первых кругах возрождавшегося российского казачества прозвучали требования вернуть казачью службу для решения государственных и муниципальных задач. Казаки, воссоздавая свои казачьи организации, не хотели оформлять их в виде фольклорных коллективов и клубов по интересам. Только в служении Отечеству они видели свое основное предназначение.
В 1992 году Указом Президента России № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» государство определило контуры своей политики в отношении казачества, поставив во главу ее угла вопросы привлечения членов казачьих обществ к несению военной и иной государственной службы.
По мере развития процесса возрождения казачества, когда казачьи общества сформировались не только в местах его традиционного проживания, но и в других регионах, а численность их рядов перевалила за 6 миллионов человек, стало понятным, что необходима отдельная концепция государственной политики в отношении российского казачества. И она была утверждена Председателем Правительства Российской Федерации Виктором Черномырдиным, а чуть позже - издан Указ Президента «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», которыми были определены необходимые условия для привлечения членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы.
Прошло уже более 15 лет с момента принятия тех решений. Имеющиеся сегодня правовые акты, которые регулируют деятельность казачьих обществ, в целом позволяют нам реализовывать добровольно взятые на себя обязательства, выстраивать договорные отношения с органами государственной власти и местного самоуправления. В целом ряде субъектов Федерации и муниципальных образований сделаны конкретные шаги по привлечению казачества к решению общегосударственных задач и вопросов местного значения, действуют целевые программы его государственной поддержки. Однако широкого распространения эта практика не получила, причем даже в тех регионах, где казачество составляет если не большую, то очень значительную часть населения (Кубань, Дон, Ставрополье).
Почему буксует казачья служба?
Почему так произошло? Причины здесь разные. Есть и объективные, а в большей мере - субъективные. Попытаемся разобраться в них.
Что касается объективных причин, назову лишь одну, на мой взгляд, основную - неуверенность органов государственной власти в нашей способности выполнить взятые обязательства по несению службы. Однако проявляемые в последнее время государством усилия по организационному укреплению казачьих обществ, создание материальных возможностей для стимулирования общественного служения казаков позволяет надеяться, что со временем эта неуверенность исчезнет, и мы будем способны решать поставленные задачи.
А вот субъективные причины устранять придется достаточно долго. И эта задача, прежде всего, потребует осмысления сложившейся ситуации как в органах государственной и муниципальной власти, так и в казачьих обществах. Ведь в сознании большинства представителей органов государственного и муниципального управления казачество - некая игра взрослых людей, которые или не нашли себя в других сферах общественно-экономической жизни, или просто занимаются самовыражением, наряжаясь в казачью форму.
Российские чиновники, как правило, не знают историю и традиции казачества. Все их познания в этой области основываются лишь на учебнике истории СССР, где было написано, что для разгона бастующих привлекались казаки с нагайками. А то что Российское государство от Тихого Дона до Тихого океана в течение всего лишь нескольких десятков лет подвижничества казачества обрело современные и утраченные ныне границы - не знают. Не знают и того, что уже и в современной истории, организационно представляя лишь разрозненные региональные группы, казаки содействовали предотвращению развала страны. А ведь казаки защитили русскоязычное население российских окраин от физического истребления, хотя сами понесли и продолжают нести невосполнимые потери.
Но и в самой казачьей среде нет реального понимания своей роли, сути добровольно взятых на себя обязательств. Внутренне, генетически осознавая свою приверженность государственному служению, невозможность существовать без общественного служения, большинство казаков мало делает для того, чтобы соответствовать своему предназначению и своим обязательствам. Уровень теоретической подготовки, практических навыков требует серьезной, кропотливой работы, а взятые на себя членами казачьих обществ обязательства не подкрепляются пока реальной способностью их выполнять.
Поэтому обоюдная боязнь одних связать себя обязательствами с несостоятельными людьми, а других – не выполнить эти обязательства из-за своей неспособности и породили ситуацию, когда насущные проблемы общества не решаются.
Подставить казачье плечо муниципальным образованиям
В феврале 2010 года Правительство Российской Федерации своим Постановлением определило перечень видов государственной и иной службы, к которым могут привлекаться члены казачьих обществ. В соответствии с ним, помимо государственных видов службы (военная, правоохранительная и государственная гражданская), определены и иные виды. И если мы внимательно изучим третью главу - «Вопросы местного значения» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то мы увидим почти полный список иных видов службы. По сути, если сегодня казачество и может быть где-нибудь серьезно востребовано, так это только в службе, имеющей местное значение и решающей местные вопросы. Такой вид деятельности в современных условиях, на мой взгляд, должен стать основным для казаков.
Надо отметить, что казаки имеют богатейшие традиции несения подобной службы. Достаточно сказать, что казачьи общины, управлявшиеся демократично на протяжении веков, когда над остальными городами и весями довлели батоги воевод и помещиков, всегда решали самостоятельно все местные вопросы. И следует признать, что количество пожаров, других чрезвычайных ситуаций, нарушений общественного порядка в казачьих поселениях было ничтожным, а санитарное состояние населенных пунктов, общественная жизнь в них - были несопоставимо привлекательнее.
Современная жизнь поставила условия, когда государство передало свои полномочия в решении местных вопросов органам самоуправления, а они из-за отсутствия навыков управления и необходимых инструментов не могут их реализовать. Вот тут самое время казачьим обществам подставить свое плечо и проявить искреннее радение на благо своих родственников, соседей, друзей и знакомых, своего поселения.
Почему казачьи общества должны выступать за это?
Качественное и своевременное решение вопросов местного значения, определяющихобщественную атмосферу в населенных пунктах, требует должной организации и организованности исполнителей. Практика деятельности российского казачества за истекшие 20 лет своего возрождения доказала способность казаков решать их на добровольной основе. Но профессиональные многоцелевые муниципальные казачьи дружины, с серьезной внутренней организацией и специальной подготовкой способны на гораздо большее. Организуя свои казачьи мероприятия в муниципальных образованиях, казаки тем самым ведут воспитательную работу и с «неказачьим» населением, вовлекая его в активную общественную жизнь и развивая их гражданскую позицию.
Казачество – организованный резерв армии и пограничников
Что касается, военной службы, то она регулируется специальным законодательством. Пусть в меня бросят камень, но я лично не вижу необходимости создавать отдельный «Казачий род войск». Современные военные специальности не требуют такой подготовки, какой требовала казачья легкая кавалерия. Тем не менее, государство, учитывая превосходное отношение казаков к военной службе, их глубокий патриотизм, способствует тому, чтобы молодые казаки проходили военную службу в специально определенных для каждого войскового казачьего общества воинских частях, носящих наименование казачьих. Дислоцируются эти воинские части на территориях деятельности этих казачьих обществ. Но, отметим, военную службу несут лишь молодые казаки, и то весьма непродолжительное время.
Военная служба по контракту, служба в правоохранительных органах и гражданская государственная служба требуют специальной, достаточно длительной подготовки. И на нее казаки поступают, проходя индивидуальный отбор и заключая индивидуальный контракт с ведомством или государственным органом. И сегодня в правоохранительных органах и на государственной гражданской службе мы можем встретить немало достойных представителей казачества. И единственное, что могут сделать казачьи объединения для содействия этим видам службы – подобрать подходящих по деловым и моральным качествам кандидатов из числа казаков, и выдать им соответствующие рекомендации.
Несколько особняком от остальных видов службы стоит служба по охране границы. Для казачества она имеет особое значение. Достаточно привести слова Л.Н. Толстого о том, что «граница породила казачество, а казаки создали Россию». Именно казаки расширили пределы России на востоке, а потом на протяжении столетий охраняли её границы. Они сыграли огромную роль в освоении окраин страны.
Сегодня ситуация, сложившаяся на государственных рубежах, вновь требует активного участия казачества. После развала Советского Союза российские границы снова пролегают вдоль мест компактного проживания казаков. Это по-прежнему самые протяженные государственные рубежи вмире и старый лозунг о том, что границу охраняет весь народ, до сих пор не потерял своей актуальности.
Каким должно быть участие казаков в охране границы? Во-первых, это подбор кандидатов для службы по контракту в пограничных органах. Во-вторых, создание добровольных казачьих дружин, оказывающих содействие пограничникам по месту жительства казаков.
Говоря о казачьих дружинах, надо поднять проблему должного материального стимулирования дружинников. Как говорил один философ, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Ныне мы живем по законам рыночной экономики, и каждый труд требует своего вознаграждения в денежной форме. К сожалению, механизм материального стимулирования добровольных помощников пограничников до сих пор государством не отработан и это создает естественные барьеры для широкого привлечения казачества к охране границы. Ведь у работящего казака на селе дел всегда много, и чтобы оторваться от хозяйственных забот и выйти, к примеру, в дозор вместе с пограничниками, должны быть весомые стимулы.
Я считаю, что наше государство напрасно ликвидировало пограничную стражу, которая являлась частью Федеральной пограничной службы. Она состояла из гражданских людей, жителей приграничья, и ее содержание, что немаловажно, обходилось дешевле, чем содержание военнослужащих по контракту. Заметим, что среди стражников было немало представителей казачества.
Сегодня в условиях скатывания населения страны в очередную демографическую яму самое время подумать о возрождении пограничной стражи. Ведь сюда можно привлекать казаков, которые хотя уже и не подлежат призыву на военную службу по возрасту, но еще крепки духом и здоровьем. Состоящая преимущественно из казаков пограничная стража смогла бы помочь пограничникам в контроле за соблюдениями правил пограничного режима, в патрулировании удаленных участков горно-таежной местности, в работе с местным населением, тем более что сегодня оперативной составляющей в пограничной службе придается большое значение.
Подводя итоги, хочу сказать, что, несмотря на имеющиеся трудности, у казачьей службы все же впереди большое будущее. Потому, что она нацелена на решение местных проблем, которые актуальны для большинства российских граждан, менее затратна в денежном выражении, чем профессиональная служба, способствует вовлечению в решение государственных задач большого круга людей, а, значит, по своей сути, содействует формированию в нашей стране действенного гражданского общества.
Николай ШАХОВ,
казачий генерал, атаман Иркутского войскового казачьего общества
ИРКУТСК