Главная Общество Русско-японский Пёрл Харбор

Русско-японский Пёрл Харбор

Русско-японский Пёрл Харбор

  В статье «Загадка Второй мировой войны», опубликованной 17 октября 2014 г., мы говорили о том, что реальные сроки начала Второй мировой войны сфальсифицированы по идеологическим причинам. Гораздо выгоднее выставлять виновниками её одновременно и Германию, и СССР. Правда, невозможно в таком случае объяснить, почему аннексия Третьим Рейхом Австрии - это ещё не начало войны, оккупация Третьим Рейхом Чехословакии - это ещё не начало войны. А вот введение войск - вначале Германии, а затем, для создания буфера на западных границах, и Советским Союзом в Польшу - это уже начало войны.

  Но самая слабая сторона этого подхода заключается в том, что в его логике невозможно объяснить, почему, начавшись в Европе, война считается оконченной только после капитуляции Японии в далёкой тихоокеанской Азии. На все вопросы гуманитарные интеллектуалы Запада делают бычьи глаза и ревут: "А потому!"

  Никаких причин, кроме идеологического очернения русских (именно так и продолжали называть граждан СССР за рубежом) и выгораживания с сокрытием реальной вины западных союзников, тут нет. По всей логике, хоть научной, хоть художественной, Вторая мировая война началась по большому счёту в 1937 году с оккупации Японией Китая при активнейшем участии европейских держав и США, которые оказывали японцам всецелую поддержку. Фактически это было загребание каштанов из костра самурайскими руками. Одним из таких костров была приграничная территория советского Дальнего Востока. В историю вошли произошедшие здесь события на озере Хасан.

  Строго говоря, событиями называют только наиболее активные боестолкновения 1938 года. Но провокации в этом районе, в том числе с применением артиллерии, усиливались на протяжении нескольких предшествующих лет. Весёлые японские пляски в районе, где сегодня перекрестие границ Китая, КНДР и России, начались ещё в 1932 году, когда японские оккупационные войска, захватив территорию Манчжурии, учредили марионеточно-декоративное квази-государство Манчжоу-го. Далее начался кровавый спектакль в несколько актов с антрактом.

  О тех событиях в советское время по горячим следам выпустили сборник “Как мы били японских самураев”. Не так давно к общей картине прибавили дополнительные штрихи историки Владимир Терещенко в статье “Участие дальневосточных пограничных округов в боевых действиях (1918—1945 гг.)”, Владимир Мильбах в статье "Пограничные инциденты на реке Амур 1937-1939 гг.", Анатолий Кошкин в статье "Кантокуэн" - "Барбаросса" по-японски. Почему Япония не напала на СССР " и другие авторы.

  Если не углубляться в детали, то картина выйдет следующая. С начала 1934 года японские военные начинают регулярно нарушать советскую границу, причём, не для сбора грибов, а для проведения рекогносцировки местности. Делается это в довольно дерзкой форме, так что русским пограничникам приходится применять оружие на поражение. Весной того же года японцы переходят от разведки к решительным действиям: предпринимают попытку захвата горы "Лысая" и нападают на заставу "Полтавская". С привлечением резервов пограничникам удаётся отбить атаку. Далее в течение года разворачивается серия атак. В июле на границе японцы организуют 6 провокаций, в августе — 20 провокаций, в сентябре — 47 провокаций.

  В первое полугодие следующего, 1935-го года, в приграничных районах фиксируют 24 случая вторжения самолётов японской армии в воздушное пространство СССР, 33 случая обстрела погранзастав с сопредельной территории, 44 случая нарушения речной границы на Амуре судами прояпонского Маньчжоу-го. Осенью японцы не унимаются, продолжая покусывать русских пограничников. В октябре врываются на заставу "Волынка". Накаляется дипломатическая обстановка. Советский политпредставитель в Токио Константин Юренев вручает японцам ноту протеста. Как об стену горох.

  Уже зимой 1936-го две роты японо-манчжурских войск вторглись на 1,5 км вглубь российской территории, но были выдавлены назад. Потери составили несколько десятков человек. Ещё несколько десятков азиатских бойцов попали под пулемётный огонь русских пограничников осенью того же года, когда в очередной раз организованно вторглись на советскую территорию в районе н.п. Гродеково.

  Следующая провокация японцев была хитрее. Вначале они забрались на Павлову сопку и демонстративно начали топографическую съёмку местности, а когда советские комбатанты попытались их задержать, с территории, подконтрольной японцам, был открыт пулемётный и артиллерийский огонь. Погибли трое пограничников. В том же году императорской армии удалось захватить Малую Чёртову высоту и даже возвести на ней доты.

  Не унимались японо-манчжурские военные формирования и весь следующий, 1937-й год. Кроме неоднократных вторжений, попыток сооружения огневых точек и окопов, занятия сопок, прокладывания линий связи, японцы впервые совершили нападения на пограничные бронекатера и даже потопили один, затем подняв его и отбуксировав на свою базу.

  Но к серьёзным действиям японское командование перешло только в 1938-м году. В 1937-м, развязывая Вторую мировую войну, японцы, занятые Китаем, отложили нападение на советскую территорию. Но, успешно заняв китайские земли, они вернулись к планам вторжения на советский Дальний Восток.

  Весной 1938-го в штабе Квантунской армии, дислоцированной на оккупированной китайской территории, был разработан план нападения на СССР, в котором предполагалось задействовать до двух десятков дивизий. При этом западные державы, заинтересованные в эскалации конфликта между Японией и Советским Союзом, всячески поощряли первых, поставляя топливо и сырьё военного назначения. Подобное “поглаживание по голове” привело к тому, что в 1938 году на озере Хасан развернулись трагические события, сыгравшие определяющую роль для дальнейшего хода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

  Битва у озера Хасан. Японские солдаты заняли высоту Заозерная... 

 

В качестве casus belli японцы выдвинули территориальные претензии к СССР. Понимая, во что это выльется, советские военачальники распорядились укрепиться пограничникам на сопках Заозёрная и Безымянная, имевших стратегическое значение, поскольку с их вершины можно было обозревать и простреливать значительную часть советской территории, перерезая дефиле для возможной переброски пограничных отрядов.

  Японское командование сосредоточило вблизи озера Хасан рядом с сопками 3 пехотные дивизии, механизированную бригаду, кавалерийский полк, 3 пулемётных батальона и около 70 самолётов. Далее сухие строчки из Большой советской энциклопедии:

  «29 июля японские войска внезапно вторглись на территорию СССР у высоты Безымянной, но были отброшены. 31 июля японцы, используя численное превосходство, захватили важные в тактическом отношении высоты Заозёрная и Безымянная. Для разгрома вторгшихся на территорию СССР японских войск был выделен усиленный 39-й корпус в составе 32-й и 40-й стрелковой дивизий и 2-й механизированной бригады. Боевыми действиями руководил начальник штаба Дальневосточного фронта комкор Г. М. Штерн, общее руководство возлагалось на командующего фронтом Маршала Советского Союза В. К. Блюхера. 2 и 3 августа попытки выбить противника с сопок силами лишь 40-й дивизии успеха не имели. В течение двух суток в район боевых действий удалось сосредоточить свыше 15 тыс. чел., 1014 пулемётов, 237 орудий, 285 танков. 6 августа части 32-й и 40-й дивизий при поддержке танков перешли в наступление, их действия поддерживали 250 самолетов. 9 августа советская территория была полностью очищена от японских захватчиков. 10 августа было отбито несколько атак японцев. 11 августа по просьбе японского правительства боевые действия прекратились».

 Битва у озера Хасан. Красноармейцы, отбившие высоту Заозерную у японцев.

 

  По имеющимся оценкам, советские войска потеряли в этих боях около 1 тысячи человек погибшими и пропавшими без вести, около 3 тысяч ранеными, 5 танков и 4 самолёта. Японцы более полутысячи человек убитыми (данных о пропавших без вести не приводится), и по разным оценкам от 1 до 2,5 тысяч ранеными, 1 бронепоезд, 2 эшелона. Но главный результат заключался в другом.

  Прощупав возможности Советского Союза на Дальнем Востоке во время Хасанских событий, а затем в ходе столкновения на реке Халхин-Гол, японцы, несмотря на союзничество с немцами, так и не решились открыть восточный фронт нападением на СССР в 1941 году. Первоклассная милитаристская держава Япония увидела главный нюанс, который заставлял отказаться от любых дальнейших планов конфликта с русскими в этом районе при всех возможных соблазнах, — это соотношение потерь. В Хасанских боях оно было равное, а на Халхин-Голе японцы и вовсе понесли потери по самым щадящим оценкам в два раза большие, чем у СССР.

Японский офицер разглядывает подбитый советский танк.  

 

По итогам этих конфликтов Япония раздумала тягаться силами с циклопическим Советским Союзом даже при самых выгодных для себя позициях. А Советский Союз, уже активно участвовавший во Второй мировой войне на Дальнем Востоке с самого её начала, то есть с 1937 года, обезопасил себя перед главным столкновением, которое началось в 1941 году.

Сергей АФИНОГЕНОВ

НОВОСИБИРСК

24 октября 2014

Комментарии (0)