Главная Общество С ТОЙ, НЕОБЪЯВЛЕННОЙ ВОЙНЫ...

С ТОЙ, НЕОБЪЯВЛЕННОЙ ВОЙНЫ...

С ТОЙ,  НЕОБЪЯВЛЕННОЙ ВОЙНЫ...

 К 35 годовщине вывода Советских войск из Афганистана 

Время летит неумолимо, а ведь кажется это было будто вчера…

11.00. 25 декабря 2023 года. В торжественной обстановке на территории бывшего военного городка «Боровуха-1», что в братской Белоруссии, открывается памятник летчикам 128 военно-транспортного авиаполка 18 авиационной дивизии и десантникам 350 гвардейского парашютно-десантного Краснознаменного ордена Суворова полка 103 гвардейской воздушно-десантной ордена Ленина Краснознаменной ордена Кутузова дивизии, погибшим при вводе советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (операция «Байкал-79»)…

 

 

25 декабря 1979 года при заходе на посадку на аэродром города Кабула, что в Афганистане, самолет «Ил-76» с 37 десантниками на борту, при ограниченной видимости, зацепив крылом один из отрогов горного массива Гиндукуша, потерпел катастрофу. Сорок семь человек (вместе с экипажем!) навсегда остались лежать в гористой местности древней афганской земли. Это были первые безвозвратные потери на «афганском рубеже» советских войск при выполнении интернационального долга.

Быстро пролетело время и вот мы стоим на пороге 35 годовщины вывода последних частей и соединений советских войск с территории Республики Афганистан. Начавшийся в середине мая 1988 года вывод первых советских воинских формирований после выполнения ими своих основных задач по оказанию интернациональной помощи народу Афганистана подошел 15 февраля 1989 года к своему логическому завершению. К вечеру 14 февраля 1989 года все основные части и соединения 40 армии были сосредоточены на границе Советского Союза и Афганистана, находясь перед мостом «Дружба» через реку Амударья.

На следующий день в 15 часов 10 минут по местному времени командующий 40 армии, которая составляла основу Ограниченного Контингента Советских Войск в Афганистане, генерал-полковник Б.В. Громов произнес свою знаменитую фразу: «За моей спиной ни одного советского солдата, офицера, прапорщика нет. На этом девятилетнее пребывание завершилось. Я хочу сказать еще о том, что нашим солдатам, которые прошли эти девять лет, ну, надо ставить памятники. Наверное, так».

Да! Это было официальное завершение оказания интернациональной помощи афганскому народу со стороны

Советского Союза…

Но не для личного состава 3 парашютно-десантного батальона гвардейского 357 парашютно-десантного полка 103 воздушно-десантной дивизии.

Длительное время этот батальон на территории Республики Афганистан выполнял задачи по обеспечению повседневной безопасной деятельности международного аэропорта в городе Кабуле и находящегося в непосредственном соприкосновении с ним военного аэродрома. Самой главной задачей было не допустить обстрелов моджахедами с помощью реактивных снарядов и различных артиллерийских орудий аэропорта и аэродрома с северо-восточной стороны предместий города Кабула. Повседневная боевая деятельность батальона (на сторожевых, преимущественно горных заставах) предполагала и ликвидацию любой возможности проникновения незаконных вооруженных формирований в его зону ответственности - Дех-Сабз, что в переводе означает «Зеленая долина» - для осуществления террористической и подрывной деятельности среди мирного населения. Каждый кишлак, горный массив и земельные наделы дехкан, а также тропы караванов были под наблюдением личного состава батальона. Все точки возможного проникновения моджахедов в зону ответственности, доставки ими реактивных снарядов для обстрела Кабульских аэродрома и аэропорта, были пристреляны. Совместно с вооруженными подразделениями афганской армии проводилась огромная разъяснительная и пропагандистская работа с местным населением. Все это позволяло в течение длительного времени, без чрезвычайных ситуаций, функционировать международному аэропорту города Кабула.

Афганистан, 1988 г. Командование и личный состав 3 парашютно-десантного батальона гвардейского 357 парашютно-десантного полка на построении на 22 сторожевой заставе перед награждением боевыми наградами.

 

В начале января 1989 года началась вторая и заключительная фаза вывода советских войск из Афганистана. Подразделения 3 батальона также приступили к поэтапной передаче сторожевых застав, находящихся там строений, части имущества и техники подразделениям армии Республики Афганистан. И вот уже в начале двадцатых чисел января  1989 года, основная часть личного состава под руководством заместителя командира батальона по политической части гв. капитана А. Голота убыла на территорию Советского Союза. Сначала - в узбекский город Фергану, а затем - к постоянному месту дислокации гвардейского 357 парашютно-десантного полка, в белорусский населенный пункт «Боровуха-1».

Однако, что-то пошло не так…

Гвардии капитан А.Г.  Голота в нынешнее время. Теперь уже полковник...

 

...Поступила команда, что именно 3 парашютно-десантному батальону (командир батальона гв. майор В. Болтиков) гвардейского 357 парашютно-десантного полка, как наиболее слаженному и боеспособному подразделению, личный состав которого знает все особенности местности вокруг аэродрома и аэропорта, осуществлять их охрану и оборону. Кроме того, батальон до 15 января 1989 года должен был обеспечивать ежедневную эвакуацию управления Ограниченного Контингента Советских Войск в Афганистане, а также гражданских специалистов. Исходя из поставленных задач, пришлось доукомплектовывать и усиливать батальон другими подразделениями полка.

Командир 3 парашютно-десантного батальона гвардии майор В.В. Болтиков. Ныне - полковник...

 

В батальонную тактическую группировку, помимо трех неполных по штату парашютно-десантных рот (командиры рот гв. капитан В. Семенов, гв. капитан А.Жадан, гв. старший лейтенант Н. Никульников) стали входить и артиллеристы, и саперы, и «огневики», и разведчики, и даже несколько военнослужащих из других батальонов полка.

Возглавил эту группировку начальник штаба гвардейского 357 парашютно-десантного полка гв. подполковник В.М. Войтко.

Начальник штаба гвардейского 357 парашютно-десантного полка гвардии подполковник В.М. Войтко. Ныне - полковник...

 

 

Почти месяц личный состав этой батальонной тактической группировки успешно занимался задачами по обеспечению бесперебойной работы аэропорта города Кабула. Нужно отметить еще одно. В начале февраля 1989 года эта батальонная группировка на территории аэропорта осталась одна, без поддержки полка. Основные подразделения гвардейского 357 парашютно-десантного полка в составе колонны или воздушным транспортом покинули территорию Афганистана. До самых последних дней пребывания этого батальона на территории Афганистана его личный состав продолжал нести службу на 17-й, 18-й и 19-й сторожевых заставах, расположенных недалеко от перевала «Поймунар», на горной гряде, идущей вдоль аэропорта. С этих «высоток» он был виден словно на ладони!

Командир 8 парашютно-десантной роты гвардии капитан А.В. Жадан. Доклад о готовности к убытию на Родину.

 

Наконец наступило утро 14 февраля 1989 года. Начиная с 9.00 вся оставшаяся в батальоне бронетехника передавалась афганской стороне, а для демонстрации отправки последних советских солдат ОКСВА из Республики Афганистан советским и западным корреспондентам различных средств массовой информации были отобраны и представлены два десятка самых фотогеничных бойцов-десантников. Прямо на взлетной полосе кабульского аэродрома, перед раскрытой рампой самолета «АН-26», командир 8 парашютно-десантной роты гв. Капитан А. Жадан доложил старшему начальнику о готовности личного состава к убытию на территорию Советского Союза. В 12.00 личный состав торжественно поблагодарили за  ратный труд и интернациональную помощь афганскому народу и, посадив в самолет, отправили на территорию СССР. «Последним» советским солдатом, покинувшим афганскую землю в этой многолетней войне, был младший сержант Рябинин из 8 парашютно-десантной роты. Его фото из двери самолета «АН-26» облетело весь мир. В связи с тем, что каждый боец батальонной группировки был на счету и имел свою боевую задачу, самолет должен был сделать круг над территорией Афганистана и после ухода прессы вернуться назад...

Личный состав 3 парашютно-десантного батальона перед советскими и зарубежными корреспондентами 14.02. 1989 г.

 

 

 

Гвардии младший сержант С. Рябинин машет фотокорреспондентам перед взлётом.

 

Но что то вновь пошло не так… Видя, что представители прессы не уходят с взлетной полосы и территории аэропорта, а наблюдают за кружащим самолетом, летчики взяли курс на аэродром города Ош, что  на территории Киргизской ССР.

Вот как вспоминает последние минуты своего пребывания на территории Афганистана механик водитель БМП № 782 8 парашютно-десантной роты Александр Порядин:

«Свою машину я передал представителям министерства внутренних дел Афганистана («царандой») буквально за несколько минут до взлёта. Жалко было до слёз! Это была последняя боевая техника нашего батальона, переданная местным военным. На борт «Ил-76» мы заходили прямо с оружием! «Лифчики» (разрузки), как и РД-54 (рюкзак десантника) с полным боекомплектом были с нами и располагались прямо на полу самолета».

К вечеру погрузка и швартовка автотехники со спецсвязью на один из бортов «Ил-76» была завершена. Там же находился и обслуживающий ее персонал. В двух других размещался личный состав батальонной группировки, его оружие, снаряжение и боеприпасы.

А так вспоминает те последние минуты нахождения на территории афганского аэропорта бывший заместитель командира 3 парашютно-десантного батальона по вооружению майор К. Юсупов:

Гвардии майор К.Г. Юсупов

 

«Когда была завершена погрузка техники и вооружения, имущества, боеприпасов и личного состава, уже стало темнеть. Техники самолетов стали закрывать рампы своих крылатых машин. Перебегая от самолета к самолету, я вдруг увидел, что прямо на взлетной полосе, у колеса самолета стоит оставленный кем то… баян. Мне стало просто жалко музыкальный инструмент! Схватив и прижав его к себе, я запрыгнул на рампу самолета и стал с трудом протискиваться внутрь. Борттехник корабля включил механизм подъёмника, и рампа стала медленно подниматься вверх, пряча от нас навсегда огни кабульского аэропорта».

В 18 часов 10 минут по местному времени самолеты один за другим стали подниматься в небо и брали курс к государственной границе Союза Советских Социалистических Республик. Именно с Кабульского аэродрома 25 февраля 1979 года начинался для Витебской 103 гвардейской воздушно-десантной дивизии основной этап операции «Байкал-79». Здесь же, в Кабульском аэропорту, спустя несколько лет, завершалось пребывание витебских десантников на афганской земле. Через несколько минут все три борта пролетели над тем зловещим местом, где девять лет назад афганские горы навсегда забрали жизни сорока семи человек, кто первыми встал на «Афганском рубеже» на защиту южных границ нашей Родины.

Однако возвращающимся домой на родную землю десантникам все еще не верилось, что  для них война закончилась. Спустя некоторое время командир корабля по громкой связи передал, что самолет пересек границу СССР! Радость захлестнула  бойцов! Все ликовали!!! Уже поздним вечером десантники прилетели в город Фергану. Наступал новый, как многим казалось, мирный этап в жизни личного состава 3 парашютно-десантного батальона 357 парашютно-десантного полка.

Но это было ошибкой…

По прибытию батальона на советскую землю начались мероприятия по прохождению пограничного, а затем таможенного контроля. Возникла масса вопросов, касающихся хранения имеющегося оружия и вооружения, техники, наличия и учета боеприпасов, временного размещения военнослужащих на территории военного городка. Вот как вспоминает о событиях тридцатипятилетней давности бывший командир 9 парашютно-десантной роты, ставший затем командиром 31 гвардейской воздушно-десантной бригады Вооруженных сил Российской Федерации, кавалер шести боевых орденов полковник запаса Н. Никульников:

 

Гвардии полковник Н.С. Никульников

 

«Сразу после приземления бортов на взлетной полосе аэродрома города Ферганы нам пришлось решать массу несвойственных или позабытых на афганской войне вопросов жизни и деятельности воинских подразделений в мирных условиях. Это растянулось на несколько часов. Когда старшина роты после постановки оружия в ружейную комнату и проведения поверки личного состава дал команду «отбой», часы показывали половину первого ночи 15 февраля 1989 года».

А штаб батальона под управлением начальника штаба гв. майора В. Ясонова продолжал работать, подводить итоги вывода, уточнять задачи на предстоящую переброску батальона в пункт постоянной дислокации. Однако утром командиру 3 батальона сообщили решение командующего Воздушно-Десантных Войск – личный состав будет задействован в проведении войсковой операции для оказания помощи Правительству Республики Афганистан в случае обострения ситуации в целом в стране и в частности - городе Джелалабаде.

В повышенной боевой готовности находились и подразделения Ферганского 387 отдельного учебного парашютно-десантного полка Воздушно-Десантных Войск (командир полка Герой Советского Союза гв. полковник А.П. Солуянов). Именно на базе этого полка пришлось размещаться и готовиться к выполнению поставленной задачи 3 парашютно-десантному батальону гвардейского 357 парашютно-десантного полка.

Тщательный контроль за ходом подготовки батальона к выполнению поставленной боевой задачи осуществлялся прибывшими из Москвы офицерами Министерства Обороны  Вооруженных Сил Советского Союза и Управления Командующего ВДВ. Почти полтора месяца батальонная тактическая группировка активно занималась боевой подготовкой и находилась в готовности «номер один» для немедленной переброски её вновь на территорию Афганистана.

Психологически всем это выдержать было очень и очень нелегко! Особенно на фоне того, что все средства массовой информации сообщали реакцию и мирового сообщества, и советского народа на вывод советских войск с территории Афганистана. Однако афганскому правительству после вывода советских войск все-таки удалось удержать внутриполитическую и военную ситуацию в стране под своим контролем, и личному составу батальона поступил приказ убыть в пункт постоянной дислокации.

В ночь с 10 на 11 декабря 1979 года 103 гвардейская воздушно-десантная дивизия Воздушно-Десантных Войск приступила к выполнению операции «Байкал-79». Командир 3 парашютно-десантного батальона в составе гвардейского 357 парашютно-десантного полка гв. майор Н. Вечканов поднял батальон по "Боевой тревоге". Из казармы, что в населенном пункте "Боровуха-1", он вывел батальон в район сосредоточения, а затем передислоцировал его на аэродром "Сеща", что на Смоленщине, откуда он 24 декабря 1979 года убыл в Фергану, а на следующий день в Кабул.

И вот спустя почти 10 лет, 25 марта 1989 года, три самолёта "Ил-76", взлетев с аэродрома все той же Ферганы, взяли курс на аэродром "Боровцы", что находится в нескольких километрах от белорусского военного городка "Боровуха - 1". Ближе к вечеру, мягко приземлившись и развернувшись, они замерли на взлётной полосе аэродрома. Рампы бортов стали медленно открываться. Первыми, кого увидели солдаты, вернувшиеся с войны, были командир гвардейского 357 парашютно-десантного полка гв. подполковник А.С. Филиппов и заместитель командира полка по политической части гв. подполковник С.Е. Иванов.

Окончание читайте ЗДЕСЬ 

4 февраля 2024

Комментарии (0)