Интервью
архив новостей
ВОЛКИ ОБРЯДИЛИСЬ В БЕДНЫХ ОВЕЧЕК
Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" вступил в силу 23 февраля 2013г. Введение жестких мер, регулирующих потребление табака, поддержано большинством населения.
Сегодня уже можно говорить о первых результатах. Так, по данным министерства здравоохранения РФ за время действия закона «Об охране здоровья граждан от окружающего табачного дыма и потребления табака» россияне стали курить на 16-17% меньше. Кроме того, отмечается снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 15,7% в январе и на 7,6% в феврале 2014 года в сравнении с теми же месяцами 2013 года.
Тем не менее, Ассоциация «Красноярская медицинская палата» обеспокоена не прекращающейся активностью табачных организаций, направленной на снижение эффективности политических, социальных и экономических мер, предпринимаемых государством в целях сокращения потребления табака, влияющего на экономические и демографические показатели.
В своей деятельности по ослаблению российского законодательства табачная индустрия делает ставку на профессиональные союзы, общественные и молодёжные организации, сферу торговли и гостеприимства. Некоторыми из них неоднократно предпринимались попытки внести ослабляющие поправки в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в т.ч., по возврату курения на рабочих местах, в ресторанах и кафе. В то время, как исследования, проведенные в России, показывают, что 80% населения подвергаются пассивному курению на рабочих местах, а последствия принудительного курения так же опасны, как и активное.
По данным Высшей экономической школы в 2011г. России курением причинен экономический ущерб в размере 1,2 трлн рублей или 3,1% ВВП. Упущенное производство ВВП с учетом преждевременных смертей, обусловленных курением, составляет 1 200 442 395 600 руб. или 6.3%ВВП. Только в Красноярском крае потери бюджета из-за курения в 2012г. составили более 12 млрд. рублей (1,1% ВРП). Это затраты краевого здравоохранения на лечение курильщиков, потери бизнеса из-за низкой интенсивности труда курильщиков, оплата перекуров, больничных листов, и, как следствие, недополучение налогов государством.
Сегодня Россия является мировым лидером, как по взрослому, так и подростковому курению. Ежегодно от болезней, связанных с курением, умирает от 330 до 500 тыс. человек. Каждый курящий сокращает годы своей жизни на 10 -15%. Большинство из них становятся инвалидами в работоспособном возрасте.
Кроме того, табачные компании, стремясь обеспечить будущий сбыт табачных изделий, ориентируются на детей, подростков и женщин. Персонифицируя себя как «социально ответственная», табачная промышленность продвигает в России псевдопрофилактические программы по «предотвращению» курения среди молодежи», которые являются частью маркетинговой стратегии табачного бизнеса.
Демонстрируемая табачными организациями «социальная ответственность» и политическая активность – ширма. Основная, спрятанная за ширмой, задача – нормализация табачной отрасли в обществе. Бизнесу, основанному на подрыве здоровья и смерти людей, в т.ч. детей и подростков, требуется очищенный имидж.
Более того, табачная отрасль в своих документах цинично заявляет, что курение выгодно правительствам, так как позволяет экономить на преждевременных смертях, лечении курильщиков и пенсионном обеспечении.
К сожалению, не зная принадлежности этих организаций к табачной индустрии, во многих крупных городах России эти программы реализуются при поддержке органов власти. Красноярский край входит в сферу интересов табачных организаций.
У нас активно работают представители табачной индустрии в лице Автономной Некоммерческой Организации «Центр социальных инициатив» (ЦСИ, создана и финансируется BritishAmericanTobacco (БАТ) с 2005г.), и Общественный Совет по проблемам подросткового курения (ОСППК, создан в 2000г. и действует при прямом участии иностранных табачных компаний «BritishAmericanTobacco – Россия», «JapanTobaccoInternational», «Лиггетт-Дукат», «Reemstma – Россия», «PhilipMorrisSales&Marketing») и другие.
Поэтому крайне важной является денормализация деятельности табачных организаций, минимизация их влияния на социальную политику региона (города). Основными инструментами для этого являются сведение к минимуму контактов представителей органов власти, общественных организаций, бизнеса, а также профессиональных союзов с табачными организациями.
Для решения проблемы вмешательства табачной промышленности в политику общественного здравоохранения Рамочная Конвенция по борьбе с табаком (РКБТ) ВОЗ рекомендует: «Отвергать партнерские отношения, а также не имеющие обязательной силы и не обеспеченные правовой санкцией соглашения с табачной промышленностью». Федеральный закон №15-ФЗ (ст.8) требует обеспечить прозрачность и подотчетность при взаимодействии с табачными организациями.
На Шестой сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, состоявшейся в октябре в Москве, Россия присоединилась к решениям Конференции в части оценки роли табачной индустрии, табачных компаний, которые вносят деструктивную роль в деятельность стран по сокращению табакокурения.
Все заинтересованные организации и граждан просим поддержать нашу инициативу и рассмотреть возможность подписания Кодекса поведения при взаимодействии с табачными организациями, который разработан, чтобы помочь органам власти, организациям, руководителям бизнеса, частным лицам идентифицировать ситуации, которые могут привести к нарушению требований Рамочной конвенции ВОЗ и федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» №15-ФЗ.
А.ПОДКОРЫТОВ,
доктор медицинских наук,
Заслуженный работник здравоохранения РФ,
Руководитель Красноярского отделения Российской медицинской ассоциации,
Председатель Ассоциации «Красноярская медицинская палата»
Кодекс поведения при взаимодействии с табачными организациями
1. Общие положения
1.1. Кодекс поведения (далее - Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (Заключена в г. Женеве 21 мая 2003 г., ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 51-ФЗ - далее Конвенция), Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон № 15-ФЗ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
Конвенция, а также Федеральный закон № 15-ФЗ представляют собой набор принципов, обязательств и мер в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
В соответствии с требованиями Статьи 5.3 Конвенции, «при разработке и осуществлении своей политики общественного здравоохранения по борьбе против табака Стороны (страны, подписавшие Конвенцию), должны действовать таким образом, чтобы защитить свою политику от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности в соответствие с национальным законодательством».
Руководящие принципы осуществления ст. 13 Конвенции предписывают полный запрет на любые взносы со стороны табачной промышленности на программы «корпоративной социальной ответственности», так как подобную деятельность следует рассматривать как рекламу или стимулирование продажи.
Существует фундаментальный и неразрешимый конфликт между интересами табачной индустрии, и интересами политики общественного здравоохранения, в связи с тем, что нет безопасного способа употребления табачных изделий, в этом их отличие от других потребительских товаров.
Меры, ограничивающие взаимодействия с табачной промышленностью необходимы, так как табачная промышленность постоянно и настойчиво пытается подорвать усилия по борьбе против табака.
1.2. Кодекс поведения разработан, чтобы помочь организациям, частным лицам идентифицировать ситуации, которые могут привести к конфликту интересов, и представляет собой свод основных правил поведения при взаимодействии с табачными организациями.
Целью Кодекса является создание условий и правил поведения должностных лиц и сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также руководителей и сотрудников учреждений, организаций, предприятий независимо от их организационно-правовой формы (коммерческие и некоммерческие организации), общественных объединений, профессиональных союзов, при взаимодействии с табачными организациями.
2. Основные понятия
2.1. Для целей настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
Табачные организации (табачная промышленность) - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами.
А также компании, ассоциации и частные лица, в т.ч. юристы, ученые и лоббисты, которые работают в интересах или от имени табачной промышленности.
Вмешательство табачных организаций - широкий спектр стратегий и тактик прямо или косвенно используемых табачными организациями для вмешательства в создание и осуществление эффективных мер по борьбе против табака или влияния на них.
Конфликт интересов - ситуация, в которой присутствует конфликт между общественным долгом и личными интересами должностного лица или его близких родственников – вовлеченного в контроль над табаком, если данное лицо имеет заинтересованность в делах табачной промышленности, которая может отрицательно повлиять на выполнение его должностных обязанностей. Заинтересованность может быть личная, финансовая или иная другая, включая доход, получаемый за услуги, оказываемые табачной промышленности, а также выражаться в виде пожертвований со стороны табачной промышленности; место ответственного сотрудника или партнера в любом организованном табачной промышленностью партнерстве также следует рассматривать как заинтересованность. Это также включает в себя получение или принятие любых предложений или пожертвований от табачной промышленности, даже если они не подразумевают обещания положительного решения взамен.
Пожертвования - любая компенсация, в денежной или натуральной форме или же в форме благодарности или услуги. Это включает (но не ограничивается) любые действия, права, привилегии, выплаты, подарки, услуги, безвозмездные ссуды, одолжения, увеселения, займы, финансирования, технические и юридические советы.
Спонсорство табака - любой вид вклада в любое событие, мероприятие или отдельное лицо целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.
Взаимодействие с табачной промышленностью включает (но не ограничивается) следующее: контакты, контакты по телефону, электронной почте или посредством социальных сетей, включая встречи, переговоры, обмен письменными или иными материалами, а также участие в семинарах, конференциях, акциях, организуемых табачными организациями. Это относится и к формальным, и к неформальным контактам.
Сотрудники организаций независимо от организационно-правовой формы – все служащие или лица, действующие от их имени коммерческих и некоммерческих организаций, или предоставляющие услуги, вне зависимости за вознаграждение или без.
Программы корпоративной социальной ответственности - деятельность табачных организаций, результатом, или вероятным результатом, которой является улучшение корпоративного имиджа, продвижение или маркетинг какого-либо изделия или марки табачных кампаний. Это могут быть пожертвования на молодежные, образовательные, политические, социальные программы или иные пожертвования на общественные нужды, действительной целью которых является улучшение корпоративного имиджа табачной промышленности, стимулирование продаж, продвижение или маркетинг какого-либо табачного изделия или марки.
Контроль над табаком - широкий круг стратегий в области уменьшения спроса и вреда, которые направлены на улучшение здоровья населения посредством устранения или сокращения потребления табачных изделий, а также сокращения вредного воздействия табачного дыма.
Политики общественного здравоохранения в отношении борьбы против табака - политики, связанные с контролем над табаком, включая налоговую и ценовую политики, торговую и деловую политики.
Участники (стороны) Кодекса поведения при взаимодействии с табачными организациями - органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, общественные объединения, профессиональные союзы, предприятия, организации, независимо от их организационно-правовой формы (коммерческие и некоммерческие организации).
2.2. Иные понятия используются в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
3. Основные принципы поведения при взаимодействии с табачными организациями
3.1. Действовать в общественных интересах в соответствии с законодательством Российской Федерации, защищая политику общественного здравоохранения от вмешательства коммерческих и иных корпоративных интересов табачной промышленности.
3.2. Осуществлять взаимодействия с табачной промышленностью на условиях полной прозрачности.
3.3. Предпринимать все возможное, чтобы избегать конфликта интересов, а также идентифицировать и урегулировать возникший конфликт интересов в пользу общественных интересов.
4. Общие меры
4.1. Ограничиваться возможными минимальными формами взаимодействия с табачными организациями по вопросам, имеющим отношение к предмету правового регулирования Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака";
4.2. Содействовать отказу от организации мероприятий, результатом которых является прямое или косвенное побуждение к потреблению табака, стимулирование продаж, улучшение имиджа табачной промышленности.
4.3. Обеспечить соблюдение запрета на спонсорство табака в подведомственных организациях.
5. Специальные меры
5.1. Каждый участник (сторона) организует информирование своего персонала о положениях настоящего Кодекса.
5.2. Каждый участник (сторона) должен избегать предполагаемого или реального конфликта интересов в отношениях с табачной промышленностью, а также немедленно раскрывать и урегулировать любой возникший конфликт интересов.
5.3. Каждый участник при осуществлении политики общественного здравоохранения в отношении борьбы против табака, не должен:
- принимать помощь табачной промышленности при разработке законов или политики, или позволять табачной промышленности участвовать в мониторинге осуществления и обеспечении соблюдения антитабачного законодательства;
- участвовать в организованных или финансируемых табачной промышленностью встречах, семинарах, обсуждениях и других форумах;
- сотрудничать с табачной промышленностью или одобрять любые, призванные заменить имеющие обязательную силу меры по борьбе против табака добровольные, не обеспеченные правовой санкцией или не имеющие обязательной силы соглашения, меморандумы о взаимопонимании, добровольные соглашения, или кодексы поведения табачной промышленности, документы о позиции компании, политики или иные инструменты, разработанные табачной промышленностью или при ее непосредственном участии;
- допускать или поощрять любое участие табачной промышленности в программах в области борьбы против табака и общественного здравоохранения или любой другой деятельности, описываемой, характеризуемой, воспринимаемой или потенциально воспринимаемой как «социально ответственная»;
5.4. В случаях, когда взаимодействие с табачной промышленностью необходимо, стороны должны:
- обеспечить прозрачность такого взаимодействия, вести протоколы любых встреч с табачной промышленностью или фиксировать их содержание иным образом, достаточным для определения того, какие стороны принимали участие в данной встрече, какие вопросы обсуждались, какие были приняты решения, какие планируются последующие действия, а также даты, места и способы взаимодействия или контакты и любых других деталей, которые могут быть определены соответствующим законом.
По возможности, взаимодействие должно осуществляться публично, например, в ходе публичных слушаний;
5.5. Если происходит взаимодействие с табачной промышленностью (например, приходит письмо или поступает телефонный звонок от представителя табачной промышленности), то представитель Участника, должен немедленно уведомить представителя табачной промышленности о существовании данного Кодекса, о правилах, им устанавливаемых, и приостановить взаимодействие, пока эти правила не будут выполнены.
5.6. Любое необходимое взаимодействие с табачной организацией должно осуществляться таким образом, чтобы исключить возможность реального или потенциального партнерства или сотрудничества в результате или на основании такого взаимодействия.
5.7. Каждый Участник должен исключить:
- любой вид партнерства с табачной промышленностью, кроме предусмотренного законом;
- любую инициативу или деятельность табачной промышленности, описываемую, характеризуемую, воспринимаемую или потенциально воспринимаемую как «социально ответственная», включая инициативы в отношении молодежи, просвещения общественности или в любой другой области, которые непосредственно или косвенно связаны с борьбой против табака;
- любые призванные заменить имеющие обязательную силу меры по борьбе против табака добровольные, не обеспеченные правовой санкцией или не имеющие обязательной силы соглашения, меморандумы о взаимопонимании, добровольные соглашения, или кодексы поведения табачной промышленности, документы о позиции компании, политики или иные инструменты, разработанные табачной промышленностью или при ее непосредственном участии;
- любую предлагаемую помощь в разработке и осуществлении политик, законодательства, норм или программ в области борьбы против табака;
- любые финансовые или другие пожертвования или иное участие табачной промышленности в инициативах, кампаниях или программах, прямо или косвенно связанных с борьбой против табака, включая (но не ограничиваясь) программы в отношении молодежи и просвещения общественности, информационно-просветительские кампании;
- любые пожертвования в любой форме, будь то финансовые или иные, за исключением компенсации при правовом урегулировании.
5.8. Если на момент присоединения к настоящему Кодексу какой-либо Участник является партнером или иным образом взаимодействует с табачной промышленностью, то ему следует предпринять все необходимое для прекращения данного партнерства или взаимодействия.
5.9. Если планируется публичное проведение взаимодействия, то Участнику Кодекса следует осветить этот факт, чтобы заинтересованные лица имели достаточное время для подготовки к участию в конкретном взаимодействии.
При том должна соблюдаться заранее согласованная повестка дня (программа мероприятия), отклонения не допускаются. Все решения и обязательства должны быть распространены в письменном виде среди всех лиц, присутствовавших на встрече, а также размещены в онлайн ресурсе.
6. Порядок присоединения к Кодексу
6.1. Настоящий Кодекс открыт для присоединения любого органа государственной власти и органа местного самоуправления, а также учреждений, организаций, предприятий независимо от их организационно-правовой формы (коммерческие и некоммерческие организации), общественных объединений, профессиональных союзов.
6.2. Для присоединения к настоящему Кодексу претендент направляет депозитарию Заявление о присоединении к настоящему Кодексу и Анкету.
6.3. При присоединении нового Участника, последний вправе сделать оговорки о действии отдельных положений настоящего Кодекса.
6.4. Для присоединяющегося Участника настоящий Кодекс вступает в силу с момента получения Заявления о присоединении депозитарием настоящего соглашения.
6.5. Депозитарием настоящего Кодекса является Красноярское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российская медицинская ассоциация», в лице председателя Ассоциации, заслуженного работника здравоохранения РФ, д.м.н., Подкорытова Алексея Викторовича.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящий Кодекс не является договором о совместной деятельности, не предполагает объединение средств и имущества Участников, ведение общего бухгалтерского учета.
7.2. Настоящий Кодекс является бессрочным и вступает в силу в день получения депозитарием настоящего Кодекса первого уведомления о присоединении к настоящему Кодексу.
7.3. Депозитарий настоящего Кодекса размещает на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
текст настоящего Кодекса;
информацию об участниках Кодекса;
оговорки о действии отдельных положений настоящего Кодекса, сделанных в отношении себя, присоединившимися Участниками;
уточнённый текст настоящего Кодекса.
7.4. Участники обязуются информировать друг друга о проблемах, возникающих в процессе выполнения настоящего Кодекса.
7.5. Споры и разногласия, возникшие по исполнению настоящего Кодекса, будут решаться путем переговоров между Участниками.
7.6. Настоящий Кодекс составлен в единственном экземпляре, хранящемся у депозитария настоящего Кодекса.
7.7. Любой из Участников вправе выйти из Кодекса в одностороннем порядке с предварительным письменным уведомлением депозитария настоящего Кодекса не менее чем за месяц до выхода из настоящего Кодекса.