Интервью
архив новостей
ЯРКУЛЬСКИЙ СИНДРОМ
О жемчужине Купинского района Новосибирской области – озере Яркуль написано много материалов хвалебных и проблемных. Природа создала уникальное место для жизни человека: отдых, рыбалка-охота, леса, богатые дарами природы… Поэтому и селились люди в этом чудесном уголке. Но, идёт время…
Странная закономерность наблюдается в нашей жизни. Стоит деревенька, жизнь в ней размеренным чередом идёт... И вот появляется лужа. Все возмущаются, выражают протест вызванным неудобством, но почему-то никому в голову не приходит взять и осушить это место, либо облагородить…
И вот в этой самой луже обнаруживается живой хвост. И как по мановению волшебной палочки объявляется масса хозяев данной живности и лужи: природоохрана, природнадзор, рыбнадзор, рыбдосмор, рыбосмотр, рыбхвост, рыбжабры, рыбплавник и так далее, насколько хватает фантазии…
К луже уже и подойти не моги, это объявляется «народным достоянием», которое, естественно, требует бдительной охраны, от народа, конечно же… И начинают плодить всевозможные законы-постановления, один мудрее другого и в той же степени бестолковее.
Идёт время, лужа постепенно зарастает травой-лебедой, забрасывается навозом и прочим мусором, да и солнце делает своё дело… В результате хвост, ставший яблоком разора, благополучно погибает, но продолжаются споры о долге, важности, значимости и прочих высоких материях.
Видимо, нечто подобное происходит в Яркуле, и, к великому сожалению, не только...
Вновь во все инстанции поступают жалобы на антисанитарное состояние села, образование несанкционированных свалок, нечистоты традиционно стекают в озеро, и часть акватории его (от поселения), имеет жёлтый цвет, берега зарастают камышом, что свидетельствует о нездоровой обстановке. Какие меры принимают властные структуры? Скорее всего, кроме запрета на ловлю рыбы – никаких. Скоро, наверное, и ловить-то нечего будет...
Мы выехали по указанному адресу. Приятно двигаться по дороге с твёрдым покрытием, недавно построенной на центральной улице. Где-то рачительные хозяева уже приступили к наведению порядка, благоустраивают территорию. Но как только свернёшь с главной улицы, так картина резко меняется…
Одна из бед – развалины бывших производственных помещений да очага культуры, вокруг грязь и мусорные свалки. Такое впечатление, что это последствия бомбардировки, либо артиллерийской подготовки. Всё стало ненужным и стоит молчаливым укором. А рядом – жилые дома, детский садик…
Двухэтажные дома, построенные ещё в советские времена недалеко от берега, «насаженные» вокруг бытовые и хозяйственные постройки, выгребные ямы, к которым в непогоду подъехать невозможно… Кучи мусора и бытовых отходов. Вот где будет раздолье мухам и крысам!
Разговариваем с местными жителями Леонидом Викторовичем Воробей, Натальей Михайловной Карташовой, директором ЖКХ, Владимиром Ивановичем Лебедевым. Затем к беседе подключается Виктор Павлович Подкосов.
В.И. Лебедев в настоящее время находится на заслуженном отдыхе, с болью в душе говорит о трагедии, которая постигает жителей и окружающую среду.
- Я старший дома, – говорит Владимир Иванович, - в нём живут 11 семей, из которых 10 – пенсионеры преклонного возраста, немало и оставшихся в одиночестве. Больной вопрос – уборка бытового мусора. Стоял деревянный ящик (один на два дома) в который мы складывали пакеты с мусором, затем их вывозили. Ящики сгнили, мусор складировать негде. Год обращаюсь к главе администрации С.В. Гудыме, чтобы поставить мусорные ящики, но кроме обещаний «сделаем», «уже заказали», затем «нет техники», «нет средств» – никаких сдвигов в решении вопроса, одна говорильня… Затем, видимо, надоело ему обещать, посоветовал сжигать мусор в печках, или вывозить на свалку. Бумагу и так сжигаем, а целлофановые пакеты и прочая упаковка при сжигании засоряет дымоход. Кто из пенсионеров в состоянии постоянно лазить на крышу двухэтажного дома, чтобы его чистить? Есть и общественная свалка для бытового мусора, в трёх километрах от поселения, но не каждый имеет возможность туда дойти… А убирать мусор необходимо, не жить же в антисанитарии! Мы согласны дополнительно оплачивать услугу… При желании можно изыскать и возможность, и средства. Как один из вариантов решения проблемы: фирма «Камшат» пользуется услугами (водой) по договору. У них есть техника, можно заключить договор с ними на предоставление её.
Но вопросы не решаются. Глава почему-то ежедневно уезжает в Купино. Затраты на поездки довольно ощутимые, а где результат деятельности?
Наглядный пример: в деревне не стало уличного освещения, медики не могли ночью идти на помощь больному. 25 декабря я пришёл к главе, и опять старая пластинка: сегодня-завтра… Прошли и февраль, и март… Как-то приехала Н.В. Сорокина, председатель районного Совета депутатов, пришёл на приём, всё рассказал. После её отъезда прошло ещё полторы недели, пока сделали освещение. Глава лично залез на столб и заменил лампочку…
Вопросов к главе поселения много, но где и как их задать, ведь сходы граждан не проводятся, если не считать весенней сходки по найму пастуха для частного сектора...
Наталья Михайловна Карташова, директор ЖКХ, два месяца назад вступила в должность. Рассказывает, что проблема заключается в том, что в одном доме выгребную яму отремонтировали, а в другом – нет. Хотя, там тоже можно почистить ёмкость, выложить стены кирпичом, или кольца бетонные поставить. И, как всегда, всё упирается в средства, точнее в их отсутствие. Почему-то никогда ни на что нет денег.
Сейчас надо решать вопрос по закрытию этой канализационной ямы, так как все нечистоты стекают в озеро. На побережье, в санитарной зоне построены хозяйственные постройки, откуда все отходы также сбрасываются в озеро. По плану там ничего не должно быть, всё это – самострой. А как быть сельскому жителю без подсобных помещений?
Прошло много лет, как сдали в эксплуатацию эти дома. В то время что-то не продумали, не досмотрели, а виновником стало озеро, которое просто пропадает. Значит, выход надо искать сегодня, не откладывая в долгий ящик: на кону не только благоустройство поселения, но и судьба его, и озера. Превратим его в вонючее болото, кого винить будем? Что скажут потомки?
Поверьте, никто не сможет меня убедить, что в этом виноват только глава поселения. Конечно, с него никто не снимает вину за бездействие в наведении порядка, но никогда не поверю, что он ходит по поселению и мусорит, вывозит к этим строениям навоз. Давайте посмотрим на ситуацию реально.
Проблем в Яркуле накопилось много, и это дело не одного дня. Говорят, что нечистоты стекают в озеро только зимой, и в период распутицы, а так они выкачиваются ежедневно… Вывоз твёрдых бытовых отходов в компетенцию начальника ЖКХ не входит, этот вопрос курирует сам глава, а у неё - только водоснабжение и вывоз жидких отходов. На месте, конечно, виднее, но где положительный результат?
- В «Камшате», например, имеется своя выгребная яма, и на протяжении всего времени содержится в образцовом состоянии, ни разу не побежала. Частники занимаются благоустройством своей территории, следят за выгребными ямами, – продолжает Наталья Михайловна, – а в многоквартирниках? Всё запустили, возможно, потому, что выгребные ямы стоят на балансе сельсовета? Соберитесь, – предлагаю, – я найду технику, людей. Все соглашаются, пока дело не касается финансов. Кто виноват? Как всегда – все, только не я, – отвечает на вопрос начальник ЖКХ. - Почему-то всем стало всё безразлично, начиная с главы поселения. Если сильно захотеть, можно сделать.
И с ней трудно не согласиться.
– А если составить смету на ремонт выгребной ямы, рассказать людям, изыскать какие-то средства, чтобы было не очень накладно ни одной из сторон? Вопрос завис в воздухе. Будем надеяться, что пока.
Люди платят за воду, за канализацию, но этих средств недостаточно, чтобы восстановить то, что создавалось годами, а потом просто разваливалось от времени…
Мусор стал проблемой поселения. Пакеты разукрасили стоящие деревья и заборы как новогоднюю ёлку, бумага разносится ветром по селу… Отведено место под мусорную свалку недалеко от поселения, в чистом поле, рядом с развалинами бывших животноводческих построек. Подъезжаем ближе – картина жуткая. Насколько хватает взгляда – всё усеяно мусором. Заботливый хозяин вытряхивает из мешков бытовой мусор, а ветер, как бы играя на людской боли, разносит его по просторам… Подъезжает ещё одни транспорт с мусором, на подъезде – другой… При этом никаких следов, что выброшенный мусор пытались хотя бы в кучу собрать.
Ничего нельзя сделать? Оказывается, у водителя ЖКХ есть свой грузовой автомобиль, и он согласен вывозить мусор, но с ним же надо договор заключить, но Наталья Михайловна на это не имеет полномочий, а у главы, видимо, руки не доходят... Дальше разговора вновь никаких шагов не предпринимается. Вновь всё упирается в бюрократические препоны. Одни не могут, другие – не хотят…
Я понимаю боль людей, тех, кто бьётся за благосостояние родного села, но всё упирается в какую-то стену взаимного непонимания.
Сколько можно? Живём на мусорной свалке, а по отчётам, видимо, всё хорошо и прекрасно. Все при делах и зарплатах...
Что предложите? Как сохранить озеро и село? Наступит жара, и начнётся… Почему в селе никто не смотрит за этим и не несёт ответственности? Некому? Или всё безразлично…
На противоположном берегу (от Яркуля) расположена база отдыха «Белый лебедь». И какой будет отдых в гниющем болоте, в которое мы превращаем озеро?
Ситуацию комментирует А.В. Рябоволов, главный специалист отдела имущества, земельных отношений и охраны окружающей среды администрации Купинского района:
– В названном населённом пункте нарушается природоохранное законодательство, в связи с этим проводится работа, направленная на выявление и пресечение фактов загрязнения водоёма озера Яркуль и территории одноимённого населённого пункта.
На улице Строительная, №№ 1,3,5 и 7 находятся две канализационные ямы, одна у домов №№ 5 и 7. Из-за их переполнения канализационные воды стекают в озеро Яркуль. Ямы находятся в 45 метрах от уреза воды озера, т.е. в водоохранной зоне, составляющей 50 метров, согласно п. 6 ст. 65 Ф74 Водного Кодекса от 03.06.2006 г.
В 2015 году глава Яркульского сельсовета С.Е. Гудыма по указанному факту нарушения природоохранного законодательства Барабинским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания был привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 8 42 КоАП РФ. В 2017 году при проведении рейда государственным инспектором Барабинского отдела совместно со мною, вновь был выявлен вышеуказанный факт нарушения. К административной ответственности привлечена директор МУП ЖКХ Яркульское Н.М. Карташова, глава Яркульского сельсовета С.Е. Гудыма привлечён к административной ответственности за непринятие мер по ликвидации стихийных свалок в водоохраной зоне.
Правонарушение на сегодняшний день не устранено, водоём – озеро Яркуль, продолжает подвергаться загрязнению, особенно в зимний период. Со стороны администрации Яркульского сельсовета попыток постоянно устранять течь из канализационных ям не принимается, новое строительство их вне охранной зоны не планируется, ремонтные работы не проводятся, стихийная свалка в водоохраной зоне не ликвидирована.
На территории населённого пункта Яркуль имеют место две большие стихийные свалки с твёрдыми коммунальными отходами: одна из них расположена на улице Строительная возле дома № 7, другая – недалеко от дома № 1 по этой же улице на территории бывшей Яркульской ПМК-12, около и внутри разрушенного производственного здания. Обе стихийные свалки существуют и функционируют не один год.
На ликвидацию стихийных (несанкционированных) свалок и обустройство существующих объектов размещения свалок и обустройство существующих объектов размещения отходов из местных бюджетов поселений Купинского района в 2015 году было выделено около 1 миллиона рублей, в 2016 году свыше 600 тысяч рублей. Такие МО поселений как Благовещенский, Новоключевской, Новониколаевский, Рождественский, Сибирский, Чаинский и в том числе Яркульский на протяжении трёх лет не выделяют средства.
Что делать? Советов и предложений достаточно много: от наказания рублём, до расстрела. А может быть проще поступить – не мусорить?!
А что говорит глава поселения? Дважды встречались с ним, но…
Александр ДИЗЕНДОРФ
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
КУПИНСКИЙ РАЙОН
Снимки предоставлены местными жителями.