Интервью
архив новостей
Юстиция провела в Тогучине обучающий семинар для представителей муниципальных образований трех районов Новосибирской области
Актуальность проведения данного семинара обусловлена тем обстоятельством, что из всех 51-го муниципального образования трех районов, до сих пор не приведено в соответствие с законодательством 8 уставов – с 2010 года, 34 устава – с 2011 года, 47 уставов – с 2012 года. И лишь единственный устав из 51 приведен в соответствие с действующим законодательством, в том числе и текущего года, - устав муниципального образования Егоровского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области.
Начальника Главного управления Минюста России по Новосибирской области Александра Плотникова представил участникам семинара Глава Тогучинского района С.С.Пыхтин, который отметил, что выездные мероприятия по правовому обучению представителей муниципалитетов, а также по оказанию бесплатной помощи жителям крайне важны и продуктивны.
А.И.Плотников обратил внимание глав муниципальных образований и участников семинара на то, что одной из основных задач стоящих перед территориальными органами Минюста России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры, институтами гражданского общества является обеспечение единства правового пространства России. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления.
Свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке, обязано иметь каждое муниципальное образование. Незарегистрированный устав или муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав считаются недействующими и не подлежат применению.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Минюст России наделен полномочиями в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Сегодня основным направлением работы Главного управления в сфере регистрации уставов муниципальных образований является обеспечение приведения уставов муниципальных образований в соответствие со вступившими в силу нормами федерального законодательства.
Не приведение уставов в соответствие с федеральным законом, тем более в течение длительного времени, ведет к нарушению прав граждан на территории муниципального образования.
Для решения проблемы Главным управлением разработаны модельные уставы городского и сельского поселений, использование которых позволяет органам местного самоуправления оперативно, с соблюдением всех требований федерального законодательства вносить изменения в устав муниципального образования.
Модельные уставы городского и сельского поселений размещены на сайте Главного управления Минюста России по Новосибирской области, где происходит их постоянная актуализация экспертами юстиции по мере изменения действующего законодательства.
В настоящее время действует соглашение о порядке взаимодействия Прокуратуры Новосибирской области и Главного управления Минюста России по Новосибирской области в сфере обеспечения единства правового пространства. Стороны проводят сверки имеющейся информации по уставам муниципальных образований, актам по внесению изменений в уставы муниципальных образований, в которых выявлены противоречия Конституции России и федеральному законодательству. В адрес прокуратуры ежемесячно направляется список не опубликованных уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.
В заключение выступления начальник Главного управления остановился ещё на одном аспекте обеспечения единства правового пространства - правовой экспертизе иных муниципальных нормативных правовых актов, кроме уставов. Эта задача возложена на органы государственной власти субъектов России. В Новосибирской области - на министерство юстиции Новосибирской области.
Укреплению взаимодействия в сфере устранения в уставах, муниципальных актах несоответствий федеральному законодательству и положений, создающих условия для проявления коррупции, могли бы способствовать соглашения о взаимодействии между управлениями Минюста России, органами прокуратуры и органами исполнительной власти субъектов России.
Главным управлением разработан проект такого трехстороннего соглашения, который направлен на рассмотрение в Правительство Новосибирской области и в областную прокуратуру.
Проект предусматривает активное участие сторон в процессе приведения муниципальных актов в соответствие с законом и принятие мер прокурорского реагирования к главам, которые безответственно относятся к качеству своих муниципальных актов.
Начальник правового отдела избирательной комиссии Новосибирской области О.С. Хижина рассказала главам муниципальных образований в преддверии Единого дня голосования 8 сентября 2013 года о регулировании уставами муниципальных образований вопросов, касающихся подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов.
С разъяснением порядка принятия устава муниципального образования (муниципального правового акта) выступила эксперт Главного управления И.Л.Решетникова, о предоставлении устава муниципального образования (муниципального правового акта) на государственную регистрацию рассказала заместитель начальника отдела Главного управления Я.В.Чередниченко.
Затем участники семинара детально разобрали типичные правотворческие ошибки, а представители прокуратуры, областной избирательной комиссии и эксперты Главного управления, ответили на многочисленные вопросы представителей муниципалитетов.
В рамках обучающего семинара Главное управление провело анкетирование.
В процессе работы семинара его участники получили разработанные Главным управлением «Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований», и анкеты, так же разработанные Главным управлением для выяснения мнения о необходимости проведения указанных семинар-совещаний.
В результате анкетирования выяснилось, что практически все присутствующие главы 37 муниципальных образований исполняют свои полномочия впервые, в своей работе используют информационные программы «Консультант Плюс» и «Гарант», при подготовке проектов уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования пользуются проектами Ассоциации «Совет муниципальных образований Новосибирской области» и сайтом Главного Управления Минюста России по Новосибирской области. Все муниципальные образования оказались обеспечены материально-технической базой, компьютерной техникой, интернетом, электронной почтой. Только 18% муниципальных образований имеют в своем штате юриста, четверть – прибегают к услугами юридической консультации по договору, более трети сельских муниципалитетов пользуются помощью юристов муниципальных районов, половина муниципалитетов обращается за правовой помощью к специалистам Главного управления Минюста России по Новосибирской области.
Наибольшие затруднения по вопросам принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования вызывают: оформление документов (43%) и проведение публичных слушаний (12%). У 43% проблем с принятием устава и его государственной регистрацией не возникает.
По мнению 80% представителей муниципальных образований необходимо проводить выездные «Дни юстиции» непосредственно в муниципальных образованиях.
Пресс-служба Главного управления Минюста России по Новосибирской области