Главная Общество Законность должна быть ведущим принципом государственного управления

Законность должна быть ведущим принципом государственного управления

Законность должна быть ведущим принципом государственного управления

Александр Красько: «Законность должна быть ведущим принципом государственного управления…»

«Встретимся в суде!» - в последнее время эта фраза стала почти крылатой. Правовая грамотность нашего общества постепенно растет, и россияне медленно, но верно учатся разрешать  свои конфликты и споры цивилизованным способом – в зале суда. Не составляют исключения и люди служивые. Для них предусмотрены особые судебные учреждения. Правда, сами военные судьи  давно уже форму не носят, и в зале для судебных заседаний появляются  в мантии, как и их коллеги в общих судах.  Что изменилось в работе военной фемиды сегодня? Об этом  корреспондент  газеты беседует с  председателем Западно-Сибирского окружного военного суда Александром Адамовичем  Красько.


- Сначала несколько слов о себе. Как вы стали военным судьёй? Не жалеете, что избрали для себя столь трудную профессию?

- Я родился в 1967 году в городе Омске.  В детстве, как многие мальчишки той поры,  мечтал стать военным. Поэтому после  школы поступил в Омское высшее общевойсковое командное училище имени  М.В. Фрунзе, которое окончил в 1989 году.

Пять лет служил на Дальнем Востоке в мотострелковых войсках, занимал различные командные должности.  По службе, как и всякому строевому офицеру, мне, конечно, приходилось сталкиваться с военными судьями и наблюдать со стороны работу военной фемиды. По совету друзей, бывших сослуживцев, серьезно увлекся юридическими дисциплинами и решил поступать в Военную академию экономики, финансов и права на специальность «Юриспруденция», которую с отличием закончил в  1997 году. До сих с благодарностью вспоминаю своих учителей – профессоров Х.М. Ахметшина, А.А. Тер-Акопова, А.С.  Кобликова, которые дали мне твердые знания, необходимые для судебной работы.

С 1997 года последовательно занимал должности судьи и заместителя председателя в Новосибирском гарнизонном и Западно-Сибирском окружном военных судах. Указом Президента Российской Федерации от 3 февраля 2011 года назначен председателем окружного военного суда.

О выборе профессии военного судьи не пожалел ни разу: это ответственная, интересная, творческая работа, которая заставляет всегда держать себя в «форме» – иметь активную жизненную позицию, отслеживать изменения законодательства и судебной практики, уметь разрешать правовые коллизии и находить решения сложным вопросам.

- Каковы  основные  функции и задачи Западно-Сибирского  окружного военного суда? В связи с образованием Центрального  военного округа произошли ли  изменения в его  работе?

- Западно-Сибирский окружной военный суд – это вышестоящая судебная инстанция для восьми гарнизонных военных судов на территории Сибирского Федерального округа от Омской области до Красноярского края, от Республик Тыва и Хакасия до Крайнего Севера. Большую часть работы окружного военного суда составляет проверка уголовных, гражданских и административных дел, рассмотренных гарнизонными военными судами в связи с жалобами участников процесса и представлениями прокуроров. Часто окружной военный суд выступает в качестве первой инстанции, рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела о совершении наиболее тяжких преступлений. С декабря 2009 года окружные (флотские) военные суды могут рассматривать уголовные дела о терроризме, если их рассмотрение в областных и равных им судах создает угрозу для жизни и безопасности участников процесса и их близких родственников. Эти изменения закона говорят о важности быстрого и правильного рассмотрения дел этой категории, кроме того, это знак доверия и уверенности в профессионализме  военных судей.

Проведенная прошлой осенью реформа военно-административного деления Вооруженных Сил РФ не изменила территориальную подсудность  окружного военного суда. Юрисдикция деятельности окружных и флотских военных судов определена федеральным законом. Ее изменение не имело под собой веских оснований, поскольку, военные суды рассматривают дела с участием военнослужащих и других федеральных органов, где предусмотрена военная служба – внутренних войск МВД России, ФСБ России,  и её Пограничной службы, МЧС и т.д. У этих органов нет деления на округа, либо оно отличается от  деления округов Вооруженных Сил России. Более того, сокращение количества окружных военных судов неминуемо негативно сказалось бы на доступности к правосудию, ведь территории, которые обслуживают суды – огромны.

- Какие направления работы окружного военного суда кажутся сегодня вам наиболее приоритетными?

- Безусловно, единственным и от того приоритетным направлением деятельности суда является осуществление правосудия и защита прав военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, а также интересов государства. Это определено в статье  18 Конституции России. Судебная система России находится в состоянии реформирования, поэтому в последнее время появились новые перспективные направления.

Как и все другие суды общей юрисдикции, окружной военный суд готовится к переходу на новую систему пересмотра судебных решений. По гражданским делам она будет введена с 1 января 2012 года, а по уголовным с 1 января 2013 года.

В декабре 2010 года были приняты два федеральных закона, которые устанавливают, что все решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, будут пересматриваться в вышестоящих судах в апелляционном порядке. Вступившие в законную силу решения будут пересматриваться президиумами областных и окружных (флотских) судов в кассационном порядке (это сегодня именуется надзорным порядком пересмотра). Право надзорного пересмотра останется за высшей судебной инстанцией – Президиумом Верховного Суда РФ. Эта реформа предусматривает увеличение временных затрат на пересмотр дела, а поэтому увеличится и численность судей и работников аппаратов судов.

Вторым ведущим направлением деятельности суда является выполнение Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 262-ФЗ, неофициально именуемого «Закон о прозрачности правосудия». Расширение использования информационных технологий изменило нашу жизнь, сделав её неотъемлемыми элементами компьютер и мобильный телефон. Правосудие не может оставаться в стороне от технического прогресса, оно должно разумно использовать его возможности для облегчения доступа граждан к правосудию. Сегодня суды  имеют свои сайты, на которых размещаются не только сведения о составе суда, режиме его работы, бланки процессуальных документов, но и графики судебных заседаний, тексты вступивших в законную силу судебных актов и др. Безусловно, это облегчает гражданам доступ к правосудию. Работа с посетителями ведется и через Приемную суда, куда граждане могут подать документы и выяснить интересующие их процессуальные вопросы. Вместе с тем, имеется ряд проблем, больше технического и организационного характера, которые предстоит решать, но эти затраты труда, времени и средств должны принести желаемый результат – свободный доступ военнослужащих и представителей командования воинских частей к правосудию.

Еще одна наша важная задача - правовоспитательная и профилактическая работа в войсках и воинских формированиях. На этом участке работы основная нагрузка ложится на плечи судей гарнизонных военных судов. Важнее предупредить преступление, чем потом расследовать его и осуждать человека. У военных судов всегда был мощный и разнообразный арсенал средств в этом направлении. Проведение лекций, занятий и бесед в воинских коллективах, рассмотрение уголовных дел в расположении воинских частей либо в присутствии личного состава, объявление приговоров в приказах военного командования – вот лишь малый перечень средств предупреждения не только преступлений, но и всех правонарушений в целом. Приятно отметить, что командование само заинтересовано в введении такой работы: оно предлагает планы совместной работы, мы их обсуждаем, стараемся сделать их не формальными, а способными принести реальную пользу. Мероприятия планируются с учетом климата в воинском коллективе. Я, как председатель окружного военного суда, принимаю участие в работе военных советов и совещаний, проводимых командующим войсками Центрального военного округа и регионального командования Внутренних войск МВД РФ, Пограничным управлением ФСБ РФ по НСО.

Немаловажную роль в обеспечении законности и правопорядка играют средства массовой информации, которые освещают проходящие в военных судах процессы. Конституция и закон открывает двери практически на все судебные процессы, за исключением тех, в которых есть охраняемая тайна (государственная, личной жизни и пр.). Взаимодействие суда и СМИ – важное средство в поддержании авторитета суда в обществе. Освещение судебных процессов и предоставление информации «их первых рук», т.е. от суда – гарантия надежного информирования общества о происходящих судебных процессах. Если суд закрыт для прессы и хранит каменное молчание, то журналисты вынуждены получать информацию у сторон, нередко не довольных результатами процесса.

- Какова ситуация сегодня в армии и силовых структурах с точки зрения закона? Каких дел стало в Вашем военном  суде больше?

- Законность должна быть ведущим принципом государственного управления. Но, как показывает судебная практика, он соблюдается не всегда и не везде, что обуславливает подачу заявлений в суды и возбуждение уголовных дел. Изначально, в советское время военные трибуналы рассматривали только уголовные дела. Судимость в советской армии, по сравнению с цифрами сегодняшнего дня, была меньше. Дел, которые сегодня именуются гражданскими, не было в принципе. После 1993 года появились заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) воинских должностных лиц, однако их количество было невелико. Примерно с начала 2000-х количество гражданских дел стало превышать количество уголовных дел. Они и до настоящего времени превалируют в судебной нагрузке. В Новосибирский гарнизонный военный суд иногда в день поступают до 80 заявлений.

Также военные суды рассматривают дела об административных правонарушениях военнослужащих по правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Специфичной категорией дел, которая отличает военные суд от всех иных судов, являются материалы о назначении дисциплинарного ареста за совершение грубых дисциплинарных проступков военнослужащими. Ранее весь объем дисциплинарных полномочий, вплоть до помещения на гауптвахту, находился в руках командиров и начальников. За  это Россию критиковали, в том числе и  Европейский Суд по правам человека. Согласно сформулированным им позициям, если наказание (не важно, уголовное или дисциплинарное) связано с лишением или ограничением свободы, пусть даже и кратковременным, то принятие решения о таком наказании должно происходить в судебном порядке. Россия не стала создавать еще одну ветвь судебной системы – дисциплинарные суды для военнослужащих, а наделила полномочиями по назначению дисциплинарного ареста уже существующие военные суды. Вывод один -  работы хватает.

- Как Вы отметили, в настоящее время от военнослужащих в военные суды стало поступать гораздо больше заявлений о защите их прав, чем раньше. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

- Большой прирост гражданских дел наблюдался в 2009-2010 годах – практически в три раза по сравнению с показателями 2008 года. Причин этому как видится две. Первая – стало больше случаев, поводов для обращения в суд. Идущие организационно-штатные мероприятия не проходят без ущемления прав или законных интересов военнослужащих; государство по объективным причинам не всегда может выполнить закрепленные в законе обязательства, например, по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями. Поэтому военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, ищут защиту своих прав в судах. Второй причиной, хотелось бы верить, является повышение авторитета суда в глазах общества, открытость судебной системы Российской Федерации. Поэтому граждане все чаще обращаются в суды, а не ищут незаконных способов решения своих проблем.

- Принято считать, что офицер и уголовное дело – две вещи несовместимые, ведь человек в погонах должен быть образцом законопослушного гражданина. А как на самом деле? Растет ли офицерская преступность?

- К сожалению, офицерская преступность остается на весьма высоком уровне около 8-9 процентов в общей структуре судимости, ее процент по отношению к другим категориям военнослужащих ежегодно растет. Наиболее распространены среди офицеров преступления, связанные с превышением должностных полномочий в виде применения к подчиненным неуставных мер воздействия. Преступления офицеров корыстной направленности обусловлены желанием получить имущественную выгоду посредством незаконного списания материальных средств, незаконного использования личного состава и военной техники. Такие преступления во всех случаях  причиняют имущественный вред государству, подрывают авторитет власти командиров (начальников). Решающая роль в этом вопросе у военного командования: начиная от подбора и расстановки кадров, заканчивая реальным контролем за их деятельностью, выявлением преступлений и безусловным привлечением виновных к ответственности.

- Государственная тайна, особая секретность. Что представляют сегодня эти понятия в Вооруженных Силах, и были ли в вашей практике судебные дела, связанные с нарушением государственной тайны?

- Активная роль в защите государственной тайны – особенность, отличающая военные суды от всех иных. Дела, связанные с государственной тайной, встречаются в практике  нашего военного суда. Это и гражданские дела, в которых военнослужащие оспаривают решения органов ФСБ России о прекращении допуска к сведениям, составляющим гостайну.

Как показывает практика нашего суда, решения органов ФСБ России о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, являются правомерными, поскольку обусловлены серьезными нарушениями военнослужащими закона «О государственной тайне». С другой стороны, это и уголовные дела о разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Таких уголовных дел немного.

- Недавно военные суды претерпели «девоенизацию»: судьям пришлось снять погоны. Повлияло ли это обстоятельство на их работу?

- В 2009 году был принят закон, устанавливающий, что судья военного суда обязан либо приостановить свою военную службу или уволиться с неё, для того, чтобы сохранить должность судьи. В нашем окружном военном суде эти мероприятия закончены. Каких-либо изменений, существенно влияющих на ход нашей работы, мы не видим, поскольку продолжают осуществлять правосудие судьи, работавшие на момент принятия закона. Приоритетным правом назначения на должность судьи военного суда пользуются лица, имеющие офицерское воинское звание, как состоящие на военной службе, так и пребывающие в запасе или находящиеся в отставке. С переменами можно будет столкнуться тогда, когда в военные суды придут лица без «военного прошлого» – например, гражданские лица с высшим юридическим образованием, полученным не в Военном университете, а в классическом ВУЗе, и возможно даже без военной кафедры. Нам бы хотелось видеть будущими судьями специалистов, пришедших в суд на должности работников аппарата суда, выпускников известных российских вузов с глубокой теоретической подготовкой и хорошими навыками составления процессуальных документов.

Кстати, «снятие погон» открыло в систему военной юстиции дорогу для женщин, отвечающих требованиям к судьям. Такое явление как женщина – военный судья в советское время практически отсутствовало. В начале 2000-х в Московском и Северо-Кавказском военных округах служили  «Фемиды в погонах». Возможно, представительница прекрасного пола появится в судейском корпусе и нашего военного округа. 

- Какие требования в настоящее время устанавливаются при поступлении на государственную службу в качестве судьи военного суда? И реально ли им стать  офицеру?

- Использование термина «служба» к работе судьи, на мой взгляд, не совсем верно и не совсем уместно. А.Ф. Кони писал, что труд судьи – это не служба, а служение. Требования к кандидатам на должности военных судей установлены законами о военных судах и о статуе судей. Как и для других судов, это возраст – от 25 лет, наличие высшего юридического образования (с присвоением квалификации «специалист» или «магистр»), отсутствие проблем с законом у него и его родственников, а также состояние здоровья, позволяющее осуществлять правосудие. Закон предусматривает для кандидатов на должности судей военных судов предпочтение в виде военного прошлого, но, как уже говорилось ранее, это обстоятельство сегодня не является решающим. Главным, как видится, является высокая квалификация в области права, трудолюбие, усидчивость и безупречный моральный облик.  Без этих качеств судья любого суда не сможет справляться со своей работой, и, соответственно, носить высокое звание судьи. Безусловно, военнослужащий, отвечающий всем, предусмотренным законом требованиям к кандидату на должность судьи, вполне может достичь вершины карьеры в юридической специальности и работать судьей военного суда.   

- Спасибо за беседу!

 

31 декабря 2011

Комментарии (0)