Главная Новости от пратнеров Промышленность Топливо для самолетов: интересные моменты

Топливо для самолетов: интересные моменты

Промышленность

"Рождённый" ездить летать не может

Каким бы странным это ни показалось читателю, но топливо для самолетов и вертолётов с поршневыми двигателями внутреннего сгорания (или как их принято именовать в разного рода документах - "малой авиации") с топливом автомобильным имеет не так много общего. Помимо ожидаемых отличий в октановом числе и общей химической стабильности, при прямом сравнении обнаружатся существенные различия во фракционном составе, температурах выкипания отдельных фракций и общем давлении паров - ведь авиатопливо должно нормально испаряться и надёжно образовывать топливно-воздушную смесь там, где давление воздуха много ниже, чем на земной поверхности. Однако главное не это: в авиабензине до сих пор в качестве штатной присадки используется ядовитый тетраэтилсвинец (ТЭС)! Сколько ни бились иностранные и наши инженеры и химики над этой проблемой, но им так и не удалось создать "экологичную" замену ТЭС для авиатоплива. Максимум достигнутого - это так называемым "авиационный бензин с пониженным содержанием свинца", выпускаемый за рубежом под маркой 100LL.

Почему так получилось?

При всей своей ядовитой сущности ТЭС (а если точнее, то выделяющийся из ТЭС свинец) для авиадвигателя незаменим, поскольку образует антифрикционное покрытие в наиболее тяжело нагруженных узлах (поршневая группа, подсистема впускных/выпускных клапанов и т.д.) - и поэтому попытки заменить или исключить ТЭС из топлива приводят к драматическому снижению моторесурса авиадвигателя и его общей надёжности. Однако наличие ТЭС не менее сильно влияет и на собственно производство бензина для "малой авиации": крупные НПЗ выпускать авиабензин явно "не горят желанием"! Причин к этому несколько:

  • во-первых, совокупный тоннаж требуемого авиатоплива мал по сравнению с совокупностью всех выпускаемых "стандартных" автомобильных бензинов;
  • во-вторых, отличия по фракционному составу требуют дополнительных производственных линий и установок, срок окупаемости которых получается непомерно велик;
  • в-третьих, присутствие ТЭС делает невозможным использование единой транспортировочной тары для авиабензинов и автомобильного топлива, требует разделения производственных цепочек.

В результате изготовление авиабензина в России "отдано на откуп" некрупным частным компаниям, что напрямую сказывается на его себестоимости и оптово-розничной цене: де-факто она в разы выше, нежели чем на примерно сопоставимые по физико-химическим параметрам виды высокооктанового автомобильного бензина. Однако, наша компания старается держать баланс качества и цены.

19.03.2017 Леха Анисимов