Интервью
архив новостей
Александр Хинштейн : «Ситуация изменилась – мы живем сегодня в другой стране»
Александр Хинштейн -- депутат Государственной Думы с 2003 года, член Президиума Генерального совета партии «Единая Россия». Должностей хватает: заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям, член Комиссии Госдумы по противодействию коррупции, член Комиссии по вопросам применения избирательного законодательства РФ; сопредседатель рабочей группы по изучению практики расходования бюджетных средств, направляемых на финансирование дорожного строительства и инвестиций в дорожное строительство, член межфракционного депутатского объединения «Авиация и космонавтика России»…А еще заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями.
Но большинство все же знакомо не с Хинштейном-парламентарием, а с Хинштейном-журналистом и писателем. Он – автор многих громких сенсаций и нашумевших расследований. Книги его тоже становятся бестселлерами: «Охота на оборотней», « Как убивают Россию», « Ельцин. Кремль. История болезни», « Тайны Лубянки», « Березовский и Абрамович. Олигархи с большой дороги», «Сказка го потерянном времени. Почему Брежнев не стал Путиным».
Но в Новосибирск Александр Хинштейн прибыл не для встречи с читателями: представителя высшего партийного руководства «Единой России» ждал актив регионального отделения партии и секретари первичных организаций. Поговорить было о чем, ведь событий – и не всегда радостных для правящей партии – в последнее время было немало на политической сцене и в стране в целом, и в регионе.
Хинштейн пилюлю не подсластил:
Как реагировать на протест?
-- В ходе съезда партии были внесены серьезные изменения в Устав. И ключевое изменение заключается в том, что отныне все выборы на любые должности, начиная от секретаря первичного отделения и заканчивая уровнем секретаря регионального политсовета и председателя законодательного органа, будут происходить на альтернативной основе. Голосование будет тайным. Что это означает? Почему такое решение принято? Чем оно обусловлено?
Решение это обусловлено теми изменениями, которые сегодня есть. Мы выходим в совершенно иную фазу политической жизни. Если раньше мы во многих регионах зачастую не понимали, что такое реальные выборы, не сталкивались с реальным противодействием со стороны оппонентов, если раньше повсеместно по всей стране руководители партийных организаций и органов власти уповали на пресловутый административный ресурс, то сегодня картина резко меняется.
Уже на данный момент число зарегистрированных политических партий начало расти; к выборному периоду осени текущего года прогнозируется регистрация и участие в кампании не менее 15 политических партий. Дальше это число будет только возрастать. То есть, мы вступаем в реальное политическое противоборство. Выиграть это противоборство и удержать лидерские позиции возможно лишь при одном условии: если сами мы будем сильны! А для того, чтобы мы были сильны, нужно существовавший на протяжении длительного времени искусственный отбор заменить на естественный.
Я в курсе сложных электоральных процессов, которые имеют место в Новосибирской области, в курсе тех сложностей – объективных, которые есть в регионе. И мне думается, что эти сложности как раз обусловлены тем, о чем я говорил в самом начале: падением авторитета власти как таковой, и, как следствие этого, партии, которая берет на себя грехи власти как Господь Бог наш Иисус Христос. Ну, и все, что дальше с этим связано…
Мне представляется, что если эти изменения не произойдут, и если мы, действительно, не выйдем на уровень реального и эффективного естественного отбора, то каких-либо перспектив долгих у партии просто нет. На мой взгляд, у партии есть в запасе максимум год-полтора. Если за это время мы не изменим ситуацию, мы начнем катастрофически терять лидерские позиции. И начнем их терять по всем направлениям.
Если раньше мы ставили себе амбициозные задачи и планы: говорили, что не имеем права не выиграть любые выборы, а на выборах депутатов должны получать не менее 50% голосов, то при отсутствии тех изменений, о которых я говорил, через полтора года и цифра 30% покажется нам всем за счастье… Вы видите, что протест в стране не снижается, он приобретает новые формы; и изменения внутри партии – это тоже один из способов, как на этот протест должным образом реагировать.
Зачем нужны КОИБы?
Нам нужны КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней –ред.). Я за то, чтобы были КОИБы стопроцентно. Чтобы не было возможностей для злоупотреблений, для химии на выборах. Потому, что это будет стимулировать к нормальному естественному политическому процессу. И мы будем уходить от понимания, что можно поставить главам районов задачу: какой процент им нужно сделать – и дальше они этот процент будут делать… А так не будет главного – не будет фальсификации итогов выборов.
Самая главная сейчас задача – изменить партию, а изменить партию мы можем только естественным путем. Без революций и потрясений. Сделав ставку на тех людей, кто в состоянии вести дискуссию, идти в протестную массу, говорить с людьми на понятном языке.Мы сегодня видим не какие-то декларативные вещи, а уже конкретные шаги, прописанные в законе, которые направлены на то, чтобы партия стала партией, а не какой-то надстройкой, созданной по разнарядке чиновниками и используемой как инструмент для достижения краткосрочных политических целей.
С Говорухиным не согласен!
… По поводу того, что говорил Станислав Сергеевич Говорухин о том, что партия – главная ошибка Путина. Я не согласен, когда говорят, что тогда все промолчали. Далеко не все, и я, в том числе… Я выступил и сказал, что это частное мнение Станислава Сергеевича, который как кинорежиссер имеет право на свой художественный мир. У меня очень хорошие с ним отношения, совсем недавно мы вместе сидели и обсуждали проблемы текущего момента и творчества.
Но… у Говорухина иногда бывают такие моменты, как у любого творческого человека. Я понимаю и разделяю то чувство неудовлетворенности, которое возникло у многих партийцев после создания ОНФ, когда люди посчитали, что они не нужны. Когда возникло ощущение, что партийцев сливают как израсходованный и отработанный материал… Но это не так! Никто нас с вами не сливает!
Была тактическая задача: она заключалась в необходимости получить большинство на выборах в Госдуму и в победе на президентских выборах в первом туре. Наша партия на протяжении длительного времени исполняла функцию громоотвода, принимая на себя грехи властей, поддерживая все инициативы, с которыми выступала власть, в том числе, и инициативы не самые лучшие. И в партии, увы, не находилось достаточного числа людей, способных встать и сказать: «Вы не правы!» Более того, то, как шла, например, работа в Госдуме, где, как известно, было место не для дискуссий, не способствовало нашей с вами популярности. И получилось то, что получилось…
Сегодня тактические задачи выполнены: и первая, и вторая. Отказываться от партии и ее перечеркивать абсолютно неразумно. И с точки зрения человеческой, и с точки зрения прагматики, с точки зрения здравого смысла. Потому, что ничего другого мы с вами все равно построить не успеем. Да и не сумеем… Да и не нужно этого! Вопрос – в способности нашей к модернизации, наличии в нашей партии здоровых сил, которые могут что-то менять.
Смешанную систему выбрали сознательно
Почему сделали на выборах смешанную систему? Это было сделано по одной причине – для того как раз, чтобы вырастить реальных конкурентов. Для того, чтобы были и у других партий возможности делегировать своих представителей. Мы понимаем, что на выборах по одномандатке выигрывают в основном наши с вами однопартийцы. Выигрывают по разным причинам: где-то, наверное, в большинстве случаев, потому что они работают с территориями, а где-то потому, что это связано с иными, нам хорошо понятными факторами.
Переход на смешанную систему – 50 на 50 – это гарантия того, что уже не будет однопартийных горсоветов. Хорошо, если у вас в Новосибирске по-другому устроено, хотя я что-то тоже в этом сильно сомневаюсь. Нравятся нам с вами коммунисты, эсеры или кто-то еще, или не нравятся, но мы не можем с вами не признавать, что их присутствие, их наличие нас стимулирует к лучшей работе. Потому, что на то и щука, чтобы карась не дремал… Я в данном случае не впрямую сравниваю.
50 на 50 – это удобоваримая форма, которая позволяет сохранить присутствие оппозиции. Таким образом, я за то, чтобы было как можно больше оппозиции – с одной стороны; а с другой стороны – чтобы у нас было большинство! Вот и надо найти золотую середину.
Новосибирск – не совсем обычный город, город с высоким протестом. И соотношение сил в горсовете – 30 на 10 – это – туда-сюда…Поверьте мне, что это не показатель касательно региональных центров, а уж касательно просто городов – точно не показатель. Политическая ситуация изменилась потому, что изменилось отношение. настроение людей. Более того, оно будет меняться и дальше. Если, не дай Бог, произойдет экономический кризис – а есть такие предпосылки – то я вам скажу, что нам еще сложнее будет.
Что больше всего возмущает наших граждан, наших избирателей? Если смотреть по бумагам, по статистике, то у нас в принципе все хорошо. ВВП растет, ВРП растет, темпы прироста увеличиваются, демография идет вверх, средняя зарплата возрастает, и так далее. Но людям не нравится, их возмущает то, что с их мнением никто не считается. и их никто не слышит. И отсюда вполне понятный протест и отторжение. Задача – сделать так, чтобы у людей был механизм обратной связи.
До сего дня у нас было семь партий, из которых реально присутствовали четыре. Из этих четырех партий за минусом нашей три так или иначе все равно вступали с нами в договорные отношения. У нас в ряде регионов давно уже оппозиционные партии: и КПРФ, и «Справедливая Россия», ну, про ЛДПР я просто молчу, являются… ну, находятся во франчайзинге – у власти ли, у конкретно взятых представителей промышленно-финансовых кругов.
Я, конечно, не доктор исторических наук. но тем не менее знаю, что история развивается циклично. Нет ничего такого, что не было бы раньше. Так же, как и мировая литература состоит примерно из пяти сюжетов… И нет ничего страшного в том, что мы используем какие-то формы и методы, ранее существовавшие. Потому, что они самой жизнью подтверждены!
Что очень важно? Ни в коем случае не уходить в эмоции, и под их воздействием перечеркивать все, что было. Когда в 1991 году сказали, что все, что до этого было – однозначно плохо, одни партократы, бюрократы и так дальше – это была ошибка. И сегодня надо иметь смелость эту ошибку признать. Другой вопрос, что из прошлого должно извлекать уроки, и ошибки, допущенные ранее, не повторять.
Фактор личности является определяющим
Я глубоко убежден, что Советский Союз развалился и КПСС распустилась не потому, что были введены выборы и не потому, что рабочих стали избирать в политбюро, а потому, что у руля государства оказались слабые, неэффективные люди, недостойные той великой миссии, которая выпала на их долю. Мы живем в стране, где фактор личности является определяющим. Но это, наверное, не только нашей страны касается – это касается любого государства. У нас, к сожалению, в конце 80-х у руля государства оказались не должные люди: они и завели страну в тупик, из которого мы сегодня все и выбираемся. Сравнивать их с нынешними руководителями государства, на мой взгляд, совершенно необоснованно. Хотя нынешние лидеры государства тоже не ангелы… но ангелов в принципе не существует.
Не плыть по течению
Чем активнее мы будем работать, чем более самостоятельной, самодостаточной и зубастой станет партия, тем больше шансов на нормальное развитие. Есть превратное мнение, что там наверху существует группа непонятно кого, и что-то они там принимают, абсолютно не слушая людей. И так дальше… Я нисколько не сомневаюсь, что это не так: и аргументацию воспринимают, если она есть, и решения, которые кажутся иногда странными, зачастую имеют свое объяснение. Но всегда важно, чтобы была дискуссия, чтобы был слышен твой голос.
Я, например, длительное время выступал за то, чтобы были возвращены прямые губернаторские выборы. Мне говорили: как же так?! Но у меня была своя точка зрения – чтобы не приходили, извините меня, такие деятели, которые есть сегодня в ряде регионов. Жизнь подтвердила мою правоту. Я много говорил о том, что ошибка – отказаться от одномандатников потому, что мы выбираем депутатов, которых вообще никто не знает. Даже фамилии неизвестны… Они приезжают в область только тогда, когда нужно отчитаться, потому что им нужно идти на новые выборы. Но не должно быть таких депутатов! Даже в нынешней ситуации депутаты должны быть четко закреплены за территориями – я надеюсь, что в Новосибирске это сделано.
Мы не должны бояться говорить! Да, будет тяжело, но если ты не готов к риску и борьбе, то не ходи в политику -- занимайся другим делом. Если воспринимать партию как дополнительный стимул для собственного роста, для роста своего бизнеса, как дополнительный ресурс для извлечения меркантильных интересов – это одна история. В этом случае мы, конечно, плывем по течению и соглашаемся со всем, что нам спустят сверху, независимо от того, как мы к этому относимся. И главная задача – урвать по максимуму…
А если мы воспринимаем партию, как некий институт, благодаря которому мы можем изменить многие вещи, добиваться реализации своих здоровых амбиций, добиваться мандата не для того, чтобы его обратить на службу своему карману и брюху, а обратить его на службу интересам людей – тогда мы должны быть готовы и к дискуссии, и к спору, и к тому, что будет тяжело, и к тому, что будет идти определенное давление. Но невозможно задавить всех, невозможно найти укорот на каждого!
Ситуация изменилась – мы живем сегодня в другой стране. Нравится это кому или же нет… Наша сила в том, чтобы понимать свои ошибки, признавать их и находить выход из ситуации для того, чтобы отвечать на вызовы времени. Не сумеем сделать это – значит, появится очередная табличка. Доски заколочены, и надпись о том, что райком, горком и так дальше ушли неизвестно куда…